Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Билет по фин. праву. ответы.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансироваже является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

В зависимости от источников расходы бывают: централизованные и децентрализованные.

В зависимости от характера участия в общественном производстве расходы бывают: а) оборотных средств (текущие расходы); б) основных фондов (капитальных вложений): в) создание резервов.

Финансово-правовые институты государственных расходов тесно переплетаются с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных предприятий,

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, которое урегулировано следующими правовыми нормами:

  1. Законы о федеральном бюджете.
  2. Постановления Правительства
  3. Закон «об  инвестиционной деятельности в РФ,
  4. Бюджетный кодекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 26

  1. Бюджетный процесс: понятие, участники, стадии.

Бюджетный процесс – определенная законом деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета. Неотделимой частью процесса является составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Некоторые авторы считают, что это самостоятельная стадия бюджетного процесса. Хотя такая точка зрения не совпадает буквально с определением закона она, безусловно, справедлива. Необходимым элементом бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансов между бюджетами разных уровней в соответствии с потребностями.

Бюджетный процесс РФ состоит из пяти стадий, точно регламентирован законодательством.

Первая стадия – составление проекта бюджета. Проект бюджета должен базироваться на социально-экономическом прогнозе, в его основе должны быть планы и целевые программы развития территорий. Решение о начале составления проекта Федерального бюджета принимает Президент РФ за 10 месяцев до начала соответствующего финансового года.

Бюджетный процесс во всех стадиях длится приблизительно три года, и это время называется бюджетным периодом. В литературе встречается иная трактовка данного термина: «Бюджетный период – срок, в течение которого действует утвержденный бюджет, обычно соответствует календарному году».

Организует и контролирует работу по составлению проекта бюджета Правительство РФ, принимающее по этому вопросу специальное постановление, в котором устанавливается порядок и срок разработки конкретного бюджета РФ на соответствующий финансовый год.

Первый этап составления проекта бюджета: разработка прогноза социально-экономического развития; составление сводного баланса финансовых ресурсов; определение основных направлений бюджетной политики; расчет контрольных цифр проекта. Работу эту осуществляют министерства, ведомства и территориальные органы исполнительной власти. Весьма важно, что органы власти субъектов РФ в этот период должны представить запросы и обоснования на получения ими субвенций из Федерального бюджета. Первый этап имеет продолжительность три месяца.

В течение второго этапа, длящегося четыре месяца, проводится анализ всех представленных показателей и расчетов. На основе этого анализа Министерство финансов РФ разрабатывает контрольные цифры проекта Федерального бюджета. Этот документ направляется органам исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований – субъектов РФ. Руководители этих структур имеют право вносить свои предложения по изменению конкретных показателей проекта Федерального бюджета. Данное право – важная и реальная прерогатива субъектов Федерации в реализации их суверенитета.

Третий этап – составление Правительством РФ проекта бюджетного послания. Согласно законодательству, этот документ должен быть подготовлен в двухмесячный срок. Состав бюджетного послания:

1) основные показатели  социально-экономического развития  РФ на соответствующий год; 2) сводный финансовый баланс по территории страны; 3) основные направления бюджетной политики; 4) сведения о государственных доходах; 5) проект федерального бюджета РФ; 6) проект консолидированного бюджета РФ;        7) оценка исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Согласно Конституции, Правительство РФ представляет Федеральный бюджет на заседании Государственной Думы. Бюджетное послание подлежит опубликованию в печати.

Вторая стадия бюджетного процесса. Собственно, это обсуждение, рассмотрение проекта Федерального бюджета, которое осуществляет Государственная Дума. Сразу же после принятия проекта к рассмотрению в Думе он направляется в Совет Федерации РФ, к другим субъектам права законодательной инициативы и в Счетную палату РФ на заключение. Первоначально проект рассматривают комитеты и комиссии Государственной Думой Федерального Собрания, они выносят по конкретным вопросам свои заключения, которые концентрируются в Комиссии Государственной Думы по бюджету, планам, налогам и ценам. Комиссия обобщает представленные заключения и составляет заключение по проекту Федерального бюджета. Этот документ представляется на заседании Государственной Думы, где заслушивается постатейно.

В результате обсуждения принимается постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований. Санкционирование осуществляется в соответствии со статьями функциональной бюджетной классификации. Рассмотрение проекта может осуществляется в нескольких чтениях. Последняя процедура рассмотрения проекта – доклад о бюджете на заседании Государственной Думы, который делает либо Президент, либо должностное лицо по его поручению. С содокладом выступает при этом Председатель Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам.

Третья стадия бюджетного процесса – утверждение бюджета, принятие Федерального закона о бюджете. Проект Федерального закона рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы, где и происходит голосование. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который обязан в течение четырнадцати дней либо одобрить его, либо отклонить. В последнем случае палаты Федерального Собрания могут образовать на паритетных началах Согласительную комиссию, по заключении работ которой закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В ситуации, когда закон не принят до 1 января, т.е. до фактического начала бюджетного года, федеральные органы исполнительной власти имеют право производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов в размере одной трети расходов за четвертый квартал предыдущего года ежемесячно.

Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета – совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета состоит в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и соответствующем финансировании расходов. Реализация бюджетов возложена на органы исполнительной власти. Исполнение доходной части реализуется перечислением плательщиками соответствующих платежей на бюджетные счета. Исполнение расходной части осуществляется посредством бюджетных кредитов. Бюджетные кредиты выделяются министерствам и ведомствам в соответствии с ведомственной бюджетной классификацией. Право использования бюджетных средств принадлежит распорядителям бюджетных кредитов.

По объему предоставленных прав разделяются: должностные лица – главные распорядители бюджетных кредитов (руководители министерств и ведомств) и должностные лица – нижестоящие распорядители бюджетных кредитов. Последняя категория также подразделена на две группы. К первой относятся руководители, которые получают бюджетные кредиты непосредственно на расходы их учреждений и для распределения между подведомственными им учреждениям и организациям, ко второй – руководители, получающие бюджетные кредиты только на финансирование непосредственно управляемых ими организаций.

Кассовое использование бюджета осуществляют кредитные организации, надзор за исполнением бюджета возложен на органы, осуществляющие финансовый контроль. Так, Счетная палата представляет Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения Федерального бюджета ежеквартально. По решению представительной власти возможно привлечение аудитора для проведения проверки исполнения бюджета.

Пятая стадия бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета соответствующим органом представительной власти. Организация и контроль составления отчета об исполнении отчета возлагается на Правительство РФ по Федеральному бюджету, правительство либо администрацию субъекта Федерации, по бюджету соответствующего субъекта. Составляют акты финансовые органы.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются по всем основным показателям доходов и расходов. Законодательством точно установлены сроки представления отчетов об исполнении бюджетов. Отчеты об исполнении бюджетов районов в городе, сел и поселков представляются не позднее 1 марта следующего за отчетным года, отчеты об исполнении бюджетов районов и городов – не позднее 1 апреля, отчеты об исполнении бюджетов субъектов Федерации – не позднее 1 мая следующего за отчетным года. Отчетный доклад и отчет об исполнении Федерального бюджета Правительство РФ должно представлять Государственной Думе в мае года, следующего за отчетным. По результатам рассмотрения отчетов органы представительной власти принимают соответствующие акты.

Утверждение отчета об исполнении Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации оформляется постановлением Государственной Думы и, соответственно, постановлением законодательных органов субъектов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов оформляются решениями органов местного самоуправления.

Существует несколько обязательных позиций, которые должны быть отражены в постановлениях (решениях) об исполнении бюджета. Во-первых, это показатели исполнения бюджета по общей сумме доходов и по общей сумме расходов. Во-вторых – статьи доходов и расходов, по которым бюджет не исполнен. При этом должны быть указаны суммы и причины неисполнения. В-третьих – показатель увеличения либо снижения бюджетного дефицита, относительно его предельной утвержденной суммы. Кроме того, должны быть отражены показатели исполнения бюджета по общей сумме расходов по бюджету развития и по бюджету текущих расходов.

Постановление Федерального Собрания РФ должно быть подписано Председателем Государственной Думы и Председателем Совета Федерации и подлежит опубликованию.

Органы представительной власти вслед за утверждением бюджета предыдущего года рассматривают и информацию об исполнении консолидированного бюджета соответствующего уровня за предыдущий год.

 

  1. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды, ответственность за нарушение банковского законодательства.

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток собственных денежных средств юридических и физических лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений. Конституционные основы банковского кредита закреплены статьей 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации. Банковское кредитование регулируется законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Основными принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность. Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип срочности: ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения: под залог товарно-материальных ценностей, недвижимости, под поручительство, под обязательства в других формах, принятых в банковской практике.Банковский кредит выдается на строго определенные цели; использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций. В зависимости от срока, на который выдан банковский кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида — краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время.При краткосрочною кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"