Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:50, контрольная работа
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.
В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня.
Бюджетирование и бизнес – планирование в системе управления предприятием.
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.
В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу "снизу вверх". В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое как правило гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях.
В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования.
Основной бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В классическом варианте процесс подготовки бюджета состоит из следующих основных этапов:
Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, "откатывается" назад и повторяется снова по мере того как бюджет уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками или реальными возможностями и потребностями исполнителей.
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
К двум основным,
"идеологически" отличным типам
бюджета следует отнести
Первый вариант
предусматривает сбор и фильтрацию
бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня
и далее к руководству
Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином…
Второй подход
требует от руководства компании
четкого понимания основных особенностей
организации и способности
В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Есть еще
несколько вариантов
В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.
Естественно, сейчас в России достоверность трех-, пяти- и уж тем более -десятилетних бюджетов, будет, мягко говоря, невысокой.
По различным мнениям, "горизонт прогнозирования" на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.
Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы "прокатывается" вперед еще на один период.
Приведенный ниже рисунок иллюстрирует этот процесс.
Причем если краткосрочный бюджет как правило несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.
Постатейный бюджет
предусматривает жесткое
В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.
В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.
Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств НЕ переносится на следующий период.
Эта разновидность бюджета
используется в большинстве организаций,
т.к. позволяет более четко
К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
На взгляд автора,
для качественного
Во многих компаниях вводятся ограничения максимальных затрат на проект или отдельный вид расходов, которые не могут быть утверждены без хорошего анализа и визы финансового специалиста или финансового директора. Однако количество финансовых специалистов ограничено, а время финансового директора зачастую вообще на вес золота (в буквальном смысле).
Например, некоторая компания устанавливает требование наличия визы на все траты в размере более $ 5,000. В то же время наверняка существует много "мелких" расходов и инвестиций, которые именно в силу их незначительности не только не утверждаются, но даже не анализируются на предмет целесообразности. Тем не менее суммарный вес таких затрат может достигать 40-50% всех затрат фирмы. В этом случае даже при самом тщательном подходе к анализу тех затрат, которые попадают в поле зрения финансовых специалистов, должная эффективность использования капитала компании не гарантирована.
И именно поэтому необходимо максимально поддерживать хотя бы элементарный уровень финансовой подготовки менеджеров нижнего и среднего звена, одновременно развивая в них понимание важности бюджетного процесса и доверие к нему - ведь типичному "производственнику" или "продавцу" зачастую тяжело понять, почему он должен тратить до 20% своего рабочего времени на финансовое планирование.
А ведь 10-20% - это
нормальный статистический показатель,
выведенный из практики успешно работающих
международных компаний. Такая популярность,
на взгляд автора, говорит о том,
что преимущества, предоставляемые
качественно построенным
Классификация затрат и факторы, влияющие на прибыль.
Главной деятельностью предприятия
в современном секторе
Важным для управления затратами является их классификация. Для планирования, анализа, учета и калькулирования себестоимости существует следующая классификация затрат по элементам:
· Одноэлементные и комплексные (по составу);
· Статьи калькуляции и экономически однородные элементы (по видам);
· Основные и накладные (по назначению);
· Постоянные и временные (по типу отношения к объему производства);
· Производственные и внепроизводственные (по характеру затрат);
· Прямые и косвенные (по способу отнесения отдельных видов продукции на себестоимость);
· Планируемые и не планируемые (по степени охвата планом);
Для наиболее удобного расчета себестоимости и прибыли, выделяется следующая классификация затрат:
· Входящие – здесь имеются приобретенные ресурсы, которые в данный момент имеются в наличии. Ожидается, что такие ресурсы в будущем должны принести неплохой доход. В балансе такие ресурсы отображаются как активы незавершенного производства, производственных запасов, товаров, готовой продукции.
· Истекшие – это израсходованные ресурсы, из которых уже получен доход, и которые большие его не смогут принести. В балансе они отражаются в виде расходов на производство реализованной продукции, иными словами, входящие затраты переводятся в истекшие.
Следует обратить внимание на то, что классификация затрат на входящие и истекшие имеет важное значение для оценки активов предприятия, исчисления прибыли и убытков.
Для удобного расчета себестоимости используется также классификация затрат на:
· Прямые (сумма затрат имеет прямую зависимость от объема производства) и косвенные (затраты, не зависящие от объема производства);
· Внепроизводственные (не учитывающиеся при оценке запасов) и входящие в себестоимость готовой продукции (производственные затраты, связанные с незавершенным производством и производством готовой продукции до момента ее реализации).
· Одноэлементные (выделяют материальные затраты, отчисления на специальные нужды, затраты на оплату труда, амортизационные затраты, прочие затраты) и комплексные (состоящие из нескольких экономических элементов).
· Накладные (затраты, связанные с облуживанием и управлением производства) и общепроизводственные (затраты, связанные с содержанием оборудования, аппарата производственных подразделений и т.п.).
По выбору оборудования, структуре ассортимента и обоснованию цен в целях принятия решения используется следующая классификация затрат:
· Постоянные и переменные;
· Временные;
· Приростные;
· Маржинальные;
· Планируемые и не планируемые;
· Безвозвратные;
· Затраты, учитывающиеся и не учитывающиеся в расчетах принятии решений.
Существует и еще так называемая классификация затрат на качество. По одной из самых известных затраты бывают следующими:
· Превентивные затраты (понесенные расходы на выпуск продукции, которая будет соответствовать стандартам качества).
· Затраты на оценку качества (понесенные расходы для того, чтобы убедиться в том, что выпущенная продукция удовлетворяет требованиям потребителей).
· Затраты, образующиеся при внутреннем обнаружении несоответствия в качестве (понесенные расходы при выявлении дефектного компонента или продукта производственного процесса до того момента, когда он поступит в продажу).
· Затраты, образующиеся при внешнем обнаружении несоответствия в качестве (расходы, появившиеся в том случае, когда дефект был обнаружен покупателем).
Две основные группы факторов влияющих на прибыль:
· Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
· Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Рис.16. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Информация о работе Бюджетирование и бизнес – планирование в системе управления предприятием