Бюджетный дефицит методы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика России в настоящее время направлена на оздоровление российской экономики путем привлечения экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств; установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие национальной экономики и.т.д.
Цель курсовой работы - изучить особенности бюджетного дефицита. Рассмотреть формирование государственного бюджета в экономике. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственный бюджет и его роль в экономике…………………. 4
1.1. Сущность государственного бюджета; его функции……………………. 4
1.2. Новый тип бюджета российской экономики……………………………... 5
1.3 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………….... 9
Глава 2. Бюджетный дефицит методы его финансирования………………... 14
2.1. Проблема бюджетного дефицита российской экономики……………… 14
2.2. Финансирования бюджетного дефицита……………………………….... 16
Заключение……………………………………………………………………... 19
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный дифецит и методы его финансирования.docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

                                          Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Государственный бюджет и его роль в экономике…………………. 4

1.1. Сущность государственного  бюджета; его функции……………………. 4

1.2. Новый тип бюджета  российской экономики……………………………... 5

1.3 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011годы и дальнейшую перспективу…………………………………………………….... 9

Глава 2. Бюджетный дефицит методы его финансирования………………... 14

2.1. Проблема бюджетного  дефицита российской экономики……………… 14

2.2. Финансирования бюджетного дефицита……………………………….... 16

Заключение……………………………………………………………………... 19

Список литературы…………………………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современные тенденции развития финансовой системы напрямую связаны с тем переходным периодом, когда и происходило реформирования финансовой системы для адаптации к новым условиям. Экономическая нестабильность финансовой системы, ядро которой составляет государственный бюджет не давали России видимых перспектив развития экономики, создания собственной экономической модели.

С 2005 года финансовая система в России начинает развиваться самостоятельно и демократично.

Однако, понятие бюджетного дефицита для российской экономики не ново и оно часто встречается.

Финансовая политика России в настоящее время направлена на оздоровление российской экономики путем привлечения экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств; установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие национальной экономики и.т.д.

Цель курсовой работы - изучить особенности бюджетного дефицита. Рассмотреть формирование государственного бюджета в экономике. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный бюджет и его роль в экономике

1.1. Сущность государственного  бюджета; его функции

 

Слово «бюджет» иностранного происхождения. Оно переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.

Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:

- как экономическую категорию;

- как финансовый план.

По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

С 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства, средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактического состояния финансов России. С 1894 года государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железной дороги и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40-50% валового внутреннего продукта.

В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:

- полнота бюджета;

- единство бюджета;

- реальность (правдивость) бюджета;

- гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, а в бюджет нетто только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:

- ведомственная (административная, министерская);

- предметная (отраслевая, реальная, функциональная);

- экономическая;

- смешанная (комбинированная).

Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам.

Предметная - военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п., т.е. по отраслям государственного управления.

Экономическая - группирует расходы по хозяйственным признакам - капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д.

Смешанная - сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали - по экономическим признакам, а по вертикали - по предприятиям).

Правдивость, т.е. реальность бюджета, предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета означает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- распределительную;

- стимулирующую;

- социальную;

- контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета

Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих. Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение валового внутреннего продукта через бюджет имеет две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно

- образование доходов  бюджета; использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

 

1.2. Новый тип  бюджета российской экономики

 

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету как к институту рыночной системы, когда государство обеспечивает производство общественных благ, призванных удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). При этом формируется общественный сектор экономики и новый тип государственных финансов как финансов одного из субъектов хозяйства в рыночной экономике. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет и на его функции в современной жизни.

 

В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. 

 

Законодательно определён новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

 

Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

 

Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

 

В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования  среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  формируются и утверждаются на 3-летний период.   

 

В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009–2011 годы.

Дальнейшее совершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается, в частности, отсутствием утверждённого Правительством Российской Федерации порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

 

 

 

1.3 Основные цели  и задачи бюджетной политики  на 2009-2011годы и дальнейшую перспективу.

При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что,  несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Информация о работе Бюджетный дефицит методы его финансирования