Валютное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов валютного регулирования, определение основных принципов и инструментов, используемых для реализации валютного регулирования в Российской Федерации, а также анализ применения либерализации в сфере валютного регулирования.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать следующие задачи:
-рассмотреть сущность и значение валютного регулирования государства;
-изучить этапы и инструменты валютного регулирования государства;
-провести анализ валютного регулирования в России, необходимость применения либерализации валютного рынка;
-рассмотреть пути совершенствования валютного регулирования в Российской Федерации.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты валютного регулирования....................................5
1.1 Различные подходы к определению валютного регулирования....................5
1.2 Цели, задачи и принципы валютного регулирования РФ...............................8
1.3 Инструменты валютного регулирования.......................................................10
2 Анализ и оценка валютного регулирования в России...............................14
2.1 Инструменты валютного регулирования с точки зрения мирового опыта..14
2.2 Этапы развития системы валютного регулирования в России.....................18
3 Проблемы валютного регулирования и пути решения..............................30
3.1 Изменение режима валютного регулирования: за и против.........................30
Заключение...........................................................................................................36
Список использованных источников..............................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Как с ней бороться? Существуют, по меньшей мере, три способа.

Первый состоит в проведении политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Учитывая высокую стоимость обслуживания внешнего долга РФ, такой способ достаточно эффективен, но имеет жесткое ограничение со стороны доходов федерального бюджета. Соответственно этот способ не может решить проблему избыточной ликвидности в коммерческом секторе экономики, если одновременно не предпринимать масштабных внутренних заимствований с целью рефинансирования внешнего долга.

Второй, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. Если же капиталы будут направлены на реальный импорт или конвертацию в рубли, то проблема избыточной ликвидности останется столь же острой. Заметим, что действующая система валютного регулирования никоим образом не препятствует экспортерам конвертировать рубли, полученные от обязательной продажи валютной выручки, в валюту для целей импорта.

И наконец, третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный (в действующих условиях) капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.

Таким образом, в данной главе описывается, что при принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.

В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для того, чтобы защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь  ее конвертируемости; приостановить  бегство капитала за границу; обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам; стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений, государству необходимо создание эффективного правового  механизма валютного регулирования. Т.е. необходимо разработать систему экономических отношений, связывающих субъектов этих отношений в процессе взаимоувязанного мониторинга, анализа и управления трансграничными валютными операциями с целью выработки осуществляемых государством административных и экономических мер по обеспечению устойчивости платёжного баланса страны.

Достижение эффективного механизма валютного регулирования можно достичь путём использования различных административных и  рыночных инструментов, на которые опираются многие страны . Но так как валютное регулирование и валютный контроль, оказывают весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, то их развитие должно отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере могут привести к негативным последствиям.

На последнем этапе  развития валютного регулирования Правительством РФ и Банком России в сжатые сроки был реализован комплекс мер, позволяющих плавно перейти от запрета на проведение валютных операций к режиму учёта и мониторинга внешнеторговой и инвестиционной деятельности российских участников ВЭД, но тут также существуют как свои плюсы, так и минусы.

Влияние государства на состояние и динамику валютного сегмента экономики через механизм валютного регулирования и валютного контроля должно базироваться на следующих основных принципах:

- экономико-ориентированный подход к регулированию трансграничных валютных операций;

- всесторонняя регламентация прав и обязанностей всех субъектов валютных отношений;

- приоритетность экономических сдержек и противовесов при формировании системы учёта и контроля за операциями движения капитала;

- исключение конфликта интересов между органами (агентами) валютного контроля и участниками ВЭД.

В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Но одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. Однако проблема валютного регулирования, требует доводов, почему необходимо изменить существующий режим валютного регулирования.

При принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.

В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.

Изменение режима валютного  регулирования  может привести к  возникновению инфляции, но ее можно  контролировать посредством проведения политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Второй способ, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. И третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику. Да, действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.

Таким образом, нашему государству  необходимо создать комплексную систему валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивающую гибкий подход к решению проблем, возникающих в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции, как на внутреннем валютном рынке, так и во внешнеэкономической сфере.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном. Федеральный закон от 10 декабря  2003 г. № 173-ФЗ / По состоянию на май 2013 г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Валютное законодательство: правоприменительная практика и интеграция России в мировое экономическое пространство. Режим доступа:  www.yurclub.ru.
  3. Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки: указ Президента РФ от 15 марта 1999 г., № 334 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО « Вычисл. Математика и информатика». - М. : КонсультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
  4. Алексеев, Н.П. Модернизация и трансформация валютного регулирования и валютного контроля в России / Н.П. Алексеев //  
    Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011, - № 4. -       С. 66-70.
  5. Артемов Н.М. Валютные ограничения. - / Учебник/ Н.М. Артемов. -М., 2001. - С. - 5.
  6. Батанов Е.Г. Чрезвычайные меры валютного регулирования: правовая процедура и принципы применения // Финансовое право. - 2006. - №5.
  7. Батычко, В.Т. Финансовое право: учебник / под ред. В.Т. Батычко Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - Режим доступа: http://www.aup.ru.
  8. Вашкович, Н.Ю. Принципы валютного регулирования и валютного контроля в России / Н. Ю. Вашкович // Вестник Санкт-Петербургского унив-та МВД России. - 2008. - №2 (38). - С. 163-166.
  9. Ивантер, В.В,  В.С. Панфилов, [и др.] Валютный рынок России: оценка сценариев развития на перспективу // Экономическая политика, 2001. - С. 3-22.
  10. Кальней, М.Г. Новые принципы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации / М. Г. Кальней // Вестник Омского ун-та. - Серия «Право». - 2007. - № 3 (12). - С. 125–128.
  11. Кличева, Н. В. Валютное регулирование в обеспечении финансово-экономической безопасности государства в системе мирохозяйственных связей: дис. ... канд. эк. Наук / Н. В. Кличева. - Москва, РГТУ – 2006 - С.37-39.
  12. Красавина, Л. Н. Валютные проблемы инновационного развития экономики России/ Л. Н. Красавина // Деньги и кредит, - 2009. - № 6. С. 4–28. 
  13. Красавина, Л. Н. Мировой опыт регулирования интернационализации национальных валют и его значение  для России / Л. Н. Красавина // Деньги и кредит, - 2012. - № 9. - С. 9-17. 
  14. Красавина, Л. Н. Тенденции и перспективы реформы мировой валютной системы / Л.Н. Красавина // Век глобализации. 2011. - № 1.
  15. Круглова, Н. В. Валютное регулирование и финансовая политика в условиях глобализации / Н.В. Круглова // Вестник Ярославского гос. унив-та им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. - № 3. - С. 150-154.
  16. Литуев, В. Н. Европейский долговой кризис: состояние, тенденции, регулирование / В.Н. Литуев // Деньги и кредит. - 2012. - № 5.
  17. Мовсесян, А. Г., Огинцев, С. Б. Международные валютно-кредитные отношения : -/Учебник/ А.Г. Мовсесян.- М. :ИНФРА, 2003. - 312 с. 
  18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007. - 495 с
  19. Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование и контроль трансграничных валютных операций / под науч. ред. проф. Ю.В. Рожкова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011.- 164 с.
  20. Тосунян, Г.А., Емелин А.В. Валютное право. - /Учебник/ Г.А. Тосунян, А.В. Емелин. - М., 2004. - 108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Валютное регулирование в России