Деятельность негосударственных пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 05:21, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является проведение теоретических и практических исследований деятельности негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг.
При написании курсовой работы, использовалась экономическая литература отечественных авторов и федеральные законы Р.Ф.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов
1.1 История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России
1.2 Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов
1.3. Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий
Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов
2.1 Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов в России
2.2 Проблемы и риски негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг
2.3 Методы управления рисками негосударственных пенсионных фондов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 421.40 Кб (Скачать файл)

Из всех ныне действующих социально-финансовых институтов негосударственные пенсионные фонды имеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований к финансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких требований относятся:

-обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;

-разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;

-законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублей после этой даты;

-законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления;

-открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;

-развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;

-система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;

-наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.

Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом (Минтруд России), и специализированным депозитарием, который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, обязан извещать об этом министерств, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями.

Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных выше обязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:

-иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

-в течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;

-не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;

-не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в министерство труда России и быть там зарегистрирован.

Порядок и условия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Негосударственный пенсионный фонд может внести в страховые правила фонда положения, улучшающие обслуживание застрахованного лица, но не может ограничить права застрахованного лица по сравнению с типовыми страховыми правилами. Страховые правила каждого фонда и все изменения к ним вступают в действие только после их регистрации в Минтруде России.

Соблюдение этих требований обеспечивает то, что деятельность по обязательному пенсионному страхованию могут осуществлять только фонды, имеющие достаточный опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению, и обладающие необходимой финансовой устойчивостью.

На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами.

Пенсионные накопления застрахованного лица учитываются как в негосударственном пенсионном фонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

При ликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законом, и проводится комиссией, состав которой согласован с Минтрудом России, средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фонд России. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда.

В случае аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средства пенсионных накоплений принудительно передаются в Пенсионный фонд России.

В соответствии с вышесказанным в работе негосударственного пенсионного фонда необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

-Недостаточное внимание руководства при организации и поддержании системы риск-менеджмента. Неверная оценка риска.

-Отсутствие внутренних подразделений и процедур контроля при осуществлении процессов деятельности, таких как разделение обязанностей, санкционирование, верификация, согласование и надзор.

-Неэффективная система передачи информации между различными уровнями управления, особенно при информировании вышестоящего руководства о возникающих трудностях.

В рамках рассматриваемого вопроса необходимо понимать, что невозможно достичь полного контроля над риском, так как риск является неопределенностью. Поэтому можно говорить об установлении приемлемого уровня риска. Приемлемый уровень риска можно определить, как соотношение негативных воздействий на деятельность и позитивных результатов этой деятельности. Приемлемый риск для работы негосударственных пенсионных фондов как социальных институтов можно определить в 5-25%, т.е. в рамках величины страхового резерва, который в рамках законодательства формируется в негосударственном пенсионном фонде в размере 2-25% от средств пенсионного резерва.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить то, что с 1992 года по настоящее время в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы - повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий.

Для российского бизнеса необходимость НПФ становится все более явной, так как корпоративное пенсионное обеспечение - это цивилизованный способ проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции между предприятиями за качественных наемных работников.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность на основании договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций за своих работников. C 2004 года НПФ получили право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования -- привлекать накопительную часть трудовой пенсии граждан и работать с ней. После выхода граждан на пенсию, НПФ будет выплачивать пенсии как по договорам добровольного пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Однако риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению.

Говоря о проблемах и рисках негосударственных пенсионных фондов, следует отметить то, что в начале 2009 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 до 170 на конец года.

Также следует отметить то, что по состоянию на 01.03.10 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимального уровня; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии - все ресурсы направлены на поддержание предприятий. Таким образом, в течение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% НФП.

Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все перечисленные трудности и проблемы, будут жить и развиваться, - поскольку они объективно нужны всем. Для населения России обращение к услугам НПФ - вопрос времени и доверия.

 

 

Список литературы

 

  1. Батяева ТА., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 304 с.
  2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
  3. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М.: Научно-техническое общество имени академика С. И. Вавилова, 2009. - 418 с.
  4. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 567 с.
  5. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг. -М.: КноРус, 2010. - 272 с.
  6. Êëþ÷íèêîâ È.Ê., Ìîë÷àíîâà Î.À., Êëþ÷íèêîâ Î.È. Ôîíäîâûå áèðæè: ââîäíûé êóðñ. - Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà, - 2009. - 200 ñ.
  7. Êîâàë¸â Â.Â. Îñíîâû òåîðèè ôèíàíñîâîãî ìåíåäæìåíòà. - Ì.: Ïðîñïåêò, 2008. - 544 ñ.
  8. Êîëòûíþê Á.À. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. Ñïá.: èçä-âî Ìèõàéëîâà Â.À. - 2004. - 336 ñ.
  9. Êîð÷àãèí Þ.À. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2007. - 496 ñ.
  10. Êîðîòêîâ À.Â. Áèðæåâîå äåëî è áèðæåâîé àíàëèç. - Ì.: ÅÀÎÈ, 2008. - 176 ñ.
  11. Êðèíè÷àíñêèé Ê.Â. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ì.: Äåëî è ñåðâèñ, 2007. - 512 ñ.
  12. Ëîìàòèäçå Î.Â., Ëüâîâ Ì.È., Áîëîòèí À.Â. è äð. Áàçîâûé êóðñ ïî ðûíêó öåííûõ áóìàã. - Ì.: ÊÍÎÐÓÑ, 2010. - 448 ñ.
  13. Ëÿëèí Â.À., Âîðîáú¸â Ï.Â. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ì.: Ïðîñïåêò, 2007. - 384 ñ.
  14. Ìàðåíêîâ Í.Ë. Öåííûå áóìàãè. - Ðîñòîâ í/Ä.: Ôåíèêñ, 2005. - 602 ñ.
  15. Ìàõîâèêîâà Ã.À., Ñåëèùåâ À.Ñ., Ìèðçàæàíîâ Ñ.Ê. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ì. Ýêñìî, 2010. - 208 ñ.
  16. Ìèòèí Â.Ì. Öåííûå áóìàãè: ó÷åò, íàëîãè, ïðàâî. - Ì.: Íàëîã Èíôî, 2006. - 240 ñ.
  17. Íèêîëàåâà È.Ï. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010. - 224 ñ.
  18. Ðîìàíîâñêèé Ì.Â. Ôèíàíñû, äåíåæíîå îáðàùåíèå è êðåäèò. - Ì.: Þðàéò-Èçäàò, 2006. - 543 ñ.
  19. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. Ïîä ðåä. Ãàëàíîâà Â.À., Áàñîâà À.È. - Ì.: Ôèíàíñû è ñòàòèñòèêà. 2006. - 448 ñ.
  20. Ðûíîê öåííûõ áóìàã è áèðæåâîå äåëî. Ïîä ðåä. Äåãòÿðåâîé Î.È., Êîðøóíîâà Í.Ì., Æóêîâà Å.Ô. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2004. - 501 ñ.
  21. Ñðåáíèê Á.Â. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ì.: ÊíîÐóñ, 2009. - 288 ñ.
  22. Ñòàðîäóáöåâà Å.Á. Ðûíîê öåííûõ áóìàã. - Ì.: ÈÍÔÐÀ-Ì, 2006. - 176 ñ.
  23. Ôåäåðàëüíûé çàêîí "Î ðûíêå öåííûõ áóìàã" îò 22.04.1996 N 39-ÔÇ
  24. Ôåäåðàëüíûé çàêîí "Î íåãîñóäàðñòâåííûõ ïåíñèîííûõ ôîíäàõ" ÐÔ ¹ 75-ÔÇ
  25. Ôåäåðàëüíûé çàêîí "Î òðóäîâûõ ïåíñèÿõ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè" îò 17 äåêàáðÿ 2001 ãîäà ¹ 173-ÔÇ
  26. ×åñêèäîâ Á.Ì. Ðûíîê öåííûõ áóìàã è áèðæåâîå äåëî. - Ì. Ýêñìî, 2009. - 240 ñ.

Информация о работе Деятельность негосударственных пенсионных фондов