Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение понятия дивидендной политики.
Задачи работы – понять что такое дивидендная политика, рассмотреть типы, виды, факторы. Рассмотреть дивидендную политику на примере ОАО «РЖД» и привести примеры по ее совершенствованию.
Введение 3
1. Дивидендная политика организации
1.1. Понятия и теории дивидендной политики 6 состояния предприятия
1.2. Факторы, определяющие дивидендную политику
1.3 Типы дивидендной политики
1.4 Виды дивидендных выплат
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД»
2.1 Общие сведения предприятия
2.2 Анализ развития отраслей
2.3 Дивиденды
3 Совершенствование дивидендной политики ОАО «РЖД»
3.1 Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.
3.2 Продажа пакетов акций
3.3 Анализ финансового состояния
3.4 Предложения по совершенствованию
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешёвая форма финансирования, что является одной из причин её широкого распространения. В этом случае количество акционеров практически не меняется, это позволяет сохранить сложившуюся систему контроля за деятельностью компании, а также позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций.
Ограничения в связи
с инвестиционными
Интерес любого
акционера – это увеличение собственного
капитала. Поэтому если возможность
участвовать в инвестиционном проекте
с более высоким уровнем
При возникновении потребности в дополнительном акционерном капитале, компания, выплачивающая высокие дивиденды, рискует снизить существующий уровень контроля акционеров за компанией. С другой стороны, при низких дивидендных выплатах структура капитала может стать неэффективной, и компания будет уязвимой с точки зрения возможности её поглощения, что приведет к потере контроля со стороны акционеров.
Ограничения информационного («сигнального») характера.
В условиях рынка информация о дивидендной политики компании тщательно отслеживается инвесторами, финансовыми аналитиками, брокерами и другими рыночными агентами. Степень стабильности дивидендной политики для многих акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании. Практика показала, что акции компаний, имеющих стабильные потоки дивидендов, как правило, котируются на рынке выше, чем предприятий с высокими, но нерегулярно начисляемыми дивидендами.
Вывод по параграфу: Проанализировав каждый фактор, можно определить самый наилучший вариант дивидендной политики, которая будет устраивать как организацию, так и акционеров.
На практике применение данных теорий воплощается в реализации одного из трех типов дивидендной политики: консервативной, умеренной (компромиссной), агрессивной.
1. Консервативная политика предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов, а, следовательно, — и рыночную стоимость акций. Проведение консервативной политики возможно в 2 вариантах:
А). Начисление
дивидендов по остаточному признаку.
В этом случае начисление дивидендов
происходит только после того, как
за счет прибыли сформирован объем
собственных средств, достаточный
для развития компании в предстоящем
периоде. Плюсом такой политики является
обеспечение высоких темпов развития
акционерного общества и повышение
его платежеспособности. Однако нестабильность
размера дивидендных выплат, который
зависит не только от размеров прибыли,
но и от планов развития компании, может
отпугнуть некоторых
Б). Поддержание
стабильного соотношения
2. Умеренная (компромиссная) политика начисления дивидендов, — это политика, в соответствии с которой компания пытается соблюсти баланс интересов акционеров, нуждающихся в выплате дивидендов и потребностей предприятия в наращивании капитала. Данный тип дивидендной политики также может проводиться в 2 вариантах:
А). Выплата постоянных сумм дивидендов. Существенно облегчает прогноз стоимости акций компании и доходов для инвесторов, однако при отсутствии прибыли может нанести ущерб эмитенту, а при росте прибыли – вызвать недовольство акционеров.
Б). Выплата стабильных сумм дивидендов с надбавкой при определенных условиях. Позволяет, с одной стороны, в какой-то степени гарантировать акционерам заранее известный минимальный уровень дохода, с другой, — поощрять собственников в случае успешной работы компании или отсутствия необходимости расширения операций. В российских условиях, при стабильном финансовом состоянии предприятия, этот вид дивидендной политики возможно был бы наиболее приемлемым.
3. Агрессивная политика начисления дивидендов – предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такая политика наиболее актуальна для компаний, акционерами которых является большое количество физических лиц, при намерении разместить новую эмиссию этой категории инвесторов. Следует учесть, что резкое снижение размеров дивидендов может неблагоприятно отразиться на стоимости акций, “сигнализируя” об ухудшении ее показателей.
Вывод по параграфу: В любой стране выплата дивидендов регулируется определенными нормативными актами. Так, например, в Российской Федерации основными нормативами являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об Акционерных обществах». Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Согласно российскому законодательству источниками дивидендов могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (последние используются для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределения чистой прибыли текущего периода.
Величина
чистой прибыли любого предприятия
подвержена колебаниям; не исключена
также ситуация, когда предприятие
может отработать с убытком. Принятие
решения о размере дивидендов
в любом случае является непростой
задачей. Во-первых, в условиях рынка
всегда имеются возможности для
расширения производственных мощностей
или участия в новых
Методика постоянного
Как уже говорилось, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций . Последняя, в свою очередь, распределяется решением собрания акционеров на дивидендные выплаты, но обыкновенным акциям и нераспределенную прибыль .
Одним из
основных аналитических показателей,
характеризующих дивидендную
(1)
В этом случае, если предприятие закончило год с убытком, дивиденд может вообще не выплачиваться. Такая методика, кроме того, сопровождается значительной вариацией дивиденда по обыкновенным акциям, что, как отмечалось выше, может приводить и, как правило, приводит к нежелательным колебаниям рыночной цены акций. А именно снижение выплачиваемого дивиденда вызывает падение курса акций. Такая дивидендная политика используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков в области финансового менеджмента не рекомендуют пользоваться ею.
Методика фиксированных
Эта политика
предусматривает регулярную выплату
дивиденда на акцию в неизменном
размере в течение
Методика выплаты
Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Термин "экстра" означает премию, начисленную к регулярным дивидендам и имеющую разовый характер, т. е. получение ее в следующем году не обещается. Более того, здесь также рекомендуется использовать психологическое воздействие премии - она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бесполезной. Данные о премии также публикуются в финансовой прессе. Например, если компания объявила о выплате дивиденда в размере 1,2 дол. и премии в размере 30 центов, информация в прессе может иметь вид: 1,2 + 0,3.
Методика выплаты дивидендов акциями.
При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Кстати, именно такой подход был применен многими чековыми инвестиционными фондами в нашей стране в 1994 г.
Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того, она развивается быстрыми темпами, поэтому ей нужны средства на развитие - они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли.
При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированных в акциях и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т. е. стоимостная оценка активов на одну акцию уменьшилась. Тем не менее, этот вариант в некоторой степени устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные.
В зависимости
от размера выплачиваемого акциями
дивиденда рыночная цена акций ведет
себя по-разному. Считается, что небольшие
дивиденды (до 20%) практически не оказывают
влияния на цену; если дивиденд превышает
указанную величину, рыночная цена
акций может существенно
Выплата
дивидендов акциями может сопровождаться
либо одновременным увеличением
уставного капитала и валюты баланса,
либо простым перераспределением источников
собственных средств без
Вывод по параграфу: принятие решений о размере дивидендов – не легкая задача, т .к. все зависит от того как работает организация. Поэтому и существуют различные способы выплат дивидендов. Каждая организация подбирает свой вариант для себя.
2. Организационная –
экономическая характеристика
2.1 Общие сведения предприятия ОАО «РЖД»
ОАО «Российские железные дороги»:
ОАО «РЖД» учреждено Правительством Российской Федерации – постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003г. № 585 «О создании открытого акционерного общества “Российские железные дороги”». Создание Компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Свою деятельность ОАО «РЖД» начало с 1 октября 2003года.
Миссия Компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективно выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Главные цели деятельности Общества: