Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:18, реферат
В отличие от многих тем в международной экономике, контролю над движением капитала уделено крайне незначительное внимание. Как следствие этого, контроль над движением капитала сохранялся среди промышленно развитых стран длительное время. Лишь к 1980-м гг. контроль над движением капитала постепенно стал исчезать из государственного регулирования развитых стран мира.
Введение……………………………………………………………………3
1.Основные цели контроля над движением капитала…………
2.Типы контроля над движением капитала…………………….
3.Направление контроля над движением капитала………………
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
КОНТРОЛЬ НАД ДВИЖЕНИЕМ КАПИТАЛА
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В отличие от многих тем
в международной экономике, контролю
над движением капитала уделено
крайне незначительное внимание. Как
следствие этого, контроль над движением
капитала сохранялся среди промышленно
развитых стран длительное время. Лишь
к 1980-м гг. контроль над движением
капитала постепенно стал исчезать из
государственного регулирования развитых
стран мира. К началу 1990-х гг. требования
снять ограничения на международные
операции с финансовыми инструментами
стали предъявляться уже к
развивающимся странам и
Основные подходы к контролю над движением капитала (capital control) были разработаны в ходе Первой мировой войны, когда правительства нуждались в поддержании соответствующей налоговой базы для финансирования расходов военного времени. Сразу после войны контроль над движением капитала начал исчезать, но уже в период Великой депрессии в 1930-х гг. он прочно занял место в системе государственного регулирования. Главной целью его использования в то время было предотвращение угрозы бегства капитала с национального рынка. После Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. VI статья Устава МВФ фактически разрешила применение контроля над движением капитала. В третьем разделе VI Статьи Устава до сих пор записано: Члены Фонда могут осуществлять контроль, необходимый для регулирования перемещения международного капитала, однако ни один член Фонда не может осуществлять контроль в такой степени, что он ограничивает платежи по текущим операциям или слишком задерживает трансферт средств, предназначенный для урегулирования обязательств, за исключением случаев, описанных в Статье VII, раздел 3(б) и Статье Х IV, раздел 2. Один из разработчиков Устава МВФ, Дж. Кейнс, был открытым сторонником контроля над движением капитала, и МВФ в начале своей деятельности также часто придерживался принципов регулирования международных операций с финансовыми активами. В течение всего периода существования Бреттон-Вудской валютной системы множество стран ограничивало сделки с финансовыми инструментами для того, чтобы справиться с надвигающимися трудностями платежного баланса. Однако вскоре обнаружившиеся издержки и дисторсии ограничений привели к постепенному отказу ведущих развитых стран от контроля над движением капитала.
Прежде чем понять, что собой представляет контроль над движением капитала, следует разобрать систему учета и статистики международной торговли финансовыми активами. В феврале 1993 г. была утверждена разработанная совместными усилиями ООН, МВФ, Всемирного банка и Европейского Союза новая версия национальных счетов (СНС ООН 93). В последнем варианте СНС движение капитала учитывается в группе статей платежного баланса под общим названием Счет операций с капиталом и финансовых операций (capital and financial account balance), которая состоит из двух счетов:
- Счет операций с капиталом - группа статей, учитывающая капитальные трансферты и приобретение/продажу не произведенных нефинансовых активов;
- Финансовый счет - группа статей, охватывающая все операции, в результате которых происходит переход прав собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны.
Активы и обязательства
в платежном балансе
Если резиденты приобретают больше зарубежных финансовых активов, чем продают свои, то говорят, что страна имеет дефицит счета движения капитала, поскольку она накапливает чистые требования к остальной части мира. Аккумуляция требований к остальному миру является ничем иным как формой национальных сбережений. И наоборот, когда другие страны накапливают требования к данному государству, то страна характеризуется избытком счета движения капитала.
Основные цели контроля над движением капитала.
Как уже упоминалось, контроль над движением капитала впервые начал использоваться в ходе Первой мировой войны для финансирования военных расходов. Покрытие государственных расходов является самой первой с исторической точки зрения целью контроля над движением капитала. В начале военных действий все крупнейшие страны-участницы конфликта приостановили действие золотого стандарта, однако сохранили фиксированный валютный курс. Во избежание бегства капитала они установили контроль над его оттоком: ограничили покупки иностранных активов и займы за рубежом. Введенные ограничения должны были позволить государству улучшить состояние своих финансов в нескольких направлениях:
- Капиталы, не находя выхода за рубеж и аккумулируясь во внутренней экономике, подвергались повышенному налогообложению, как в части уже накопленного благосостояния, так и в части текущих процентных доходов;
- растущая инфляция позволила получать больше поступлений от сеньоража;
- контроль над движением капитала снизил внутренне процентные ставки и, тем самым, уменьшил расходы на обслуживание государственного долга.
Следует сразу оговориться, что ранее применение контроля над движением капитала оказалось низкоэффективным. Ограничения мало способствовали финансированию госрасходов в связи с тем, что они удерживали процентные ставки на низком уровне (фактически делали их при высокой инфляции отрицательными), и, тем самым, не способствовали росту внутренних сбережений, за счет которых, по идее, и должен был финансироваться госдолг. Однако все это уже ушло в прошлое. Сейчас преобладают совсем иные цели контроля. Известные экономисты МВФ Барри Джонстон и Наталья Тамириса, специализирующиеся на проблеме регулирования мобильности капитала, провели в конце 1998 г. эконометрический анализ причин применения контроля над движением капитала. Обследованию были подвержены сорок пять развивающихся стран и государств с переходной экономикой, включая Россию. Согласно полученным выводам, существуют значительные различия в факторах, объясняющих контроль, как по типам операций, так и по направлению контроля (поток-отток). К основным факторам ограничения мобильности капитала можно причислить:
- проблемы платежного баланса;
- макроэкономическое регулирование;
- неразвитость рынков капитала и финансовых институтов;
- слабость системы внутреннего регулирования и финансовые репрессии;
- размер экономики и стадия ее развития.
В ходе эмпирического исследования обнаружилось, что детерминанты контроля над движением капитала, выявленные эконометрическим анализом, полностью совпадают с тем, что говорит экономическая теория. А она называет несколько причин регулирования, которые тесно связаны между собой. Рассмотрим из них основные.
Кризис платежного баланса и макроэкономическое регулирование.
В течение Великой депрессии
контроль над движением капитала
использовался одновременно для
поддержания стабильного
- национальный экономический цикл асинхронизирован с циклом ведущих промышленных стран мира;
- произошло быстрое изменение цен на ключевые товары, обращающиеся на международном рынке;
- внутренняя экспансионистская политика увеличила совокупный спрос на иностранные товары и услуги;
- значительные выплаты по государственному долгу повысили вероятность дефолта и стимулировали бегство капитала;
- нерезиденты снизили объемы покупок внутренних активов из-за ухудшающейся экономической ситуации в стране.
Существует четыре варианта корректировки платежного баланса:
1. изменение валютного курса;
2. рестриктивная денежно-кредитная политика с использованием нестерилизованных интервенций для снижения избыточного внутреннего спроса;
3. стерилизация притока иностранного капитала;
4. ограничение движения капитала.
Власти могут также
прибегнуть к другим мерам экономической
политики, таким как изменение
налогово-бюджетной политики, однако
они не относятся к вопросам ведения
денежных властей и рассмотрены
не будут. Вкратце проанализируем каждый
из вариантов корректировки
Манипуляции валютным курсом вызовут изменение соотношения внутренних и внешних цен, что выльется в выравнивание совокупного спроса и предложения. В конечном счете, это должно устранить дефицит платежного баланса. Однако в странах с фиксированным валютным курсом крайне затруднительно провести девальвацию. Падение обменного курса валют означает потерю всех преимуще ств пр ограммы финансовой стабилизации на базе валютного курса. Прежде всего, снизятся стимулы для иностранных инвестиций и международной торговли. Кроме того, девальвация уменьшит доверие общества к денежно-кредитной политике властей.
Центральный банк в состоянии
обойтись без девальвации, если он переключится
на более жесткую денежно-
Естественным выходом остается изменение валютного курса. Если международные инвесторы станут полагать, что власти не будут упорствовать в защите валютного курса, то в ожидании девальвации они начнут выводить капиталы с внутреннего рынка. Появится дополнительное давление на валютном рынке, что, в конечном счете, неизбежно закончится валютно-финансовым кризисом. Таким образом, ожидания девальвации ускорят наступление кризиса.
Как видно, движение капитала
играет ключевую роль в кризисе платежного
баланса. Обычно любое правительство
стремится достичь три