Методы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — глубокое изучение методов оценки финансовой устойчивости предприятия и механизмов обеспечения финансовой устойчивости.
Задачами работы являются характеристика понятия «финансовая устойчивость предприятия», определение факторов, влияющих на финансовую устойчивость предприятия, рассмотрение систем и методов, используемых при анализе финансовой устойчивости предприятия, а также самих методов оценки финансовой устойчивости предприятия и способов обеспечения финансовой устойчивости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения финансовой устойчивости предприятия. ……………………………..……………………………..……….5
1.1. Понятие и сущность финансовой устойчивости…………………………..5
1.2. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия. ………8
1.3. Характеристика систем и методов, используемых при анализе финансовой устойчивости предприятия.………. ……………………………..11
Глава 2. Методы оценки финансовой устойчивости предприятия……...13
2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия с помощью абсолютных и относительных показателей.…………………………………….....................13
2.2. Применение матричных балансов для оценки финансового состояния……………………………………...………………………………….19
2.3. Балансовая модель оценки финансовой устойчивости предприятия…………………………………………………………………… ..24
Глава 3. Механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия. ……………………………..…………………...………..………26
3.1. Методы финансового планирования. …………………………………..…26
3.2. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия……29
Глава 4. Анализ финансового состояния ОАО « НЛМК» ……...…….…..32
4.1. Характеристика предприятия .……………………………………………..32
4.2. Оценка оттока денежных средств на предприятии……………………….35
Заключение……………………………………………………………………. ...47
Расчетная часть ………………………………...……………………………...49
Список используемой литературы …………………………………………….58

Вложенные файлы: 1 файл

Finansovyy_menedzhment.doc

— 794.50 Кб (Скачать файл)

По сути дела, модель предлагает определенную перегруппировку  статей бухгалтерского баланса для  выделения однородных, с точки  зрения сроков возврата, величин заемных средств.

Учитывая, что  долгосрочные кредиты и заемные  средства направляются преимущественно  на приобретение основных средств и  на капитальные вложения, преобразуем  исходную балансовую формулу:

.

Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заемных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния предприятия. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущность финансовой устойчивости, тогда как платежеспособность выступает внешние ее проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источниками есть причина той ли иной степени платежеспособности (или неплатежеспособности), выступающей как следствие обеспеченности.

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, получаемый в  виде разницы величины источников средств  и величины запасов и затрат.

Сущность финансовой устойчивости определялась как обеспеченность запасов и затрат источниками формирования средств, т.е.

.

Однако очевидно, что  из условия платежеспособности предприятия  в действительности вытекает не одно, а два направления оценки финансовой устойчивости предприятия:

  • Оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени покрытия запасов и затрат источниками средств.
  • Оценка финансовой устойчивости предприятия исходя из степени покрытия основных средств и иных внеоборотных активов источниками средств. При этом, вложения капитала в основные средства и материальные запасы не должны превышать величину собственного и приравненного к нему капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Механизмы  обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

3.1. Методы  финансового планирования.

     Управлять  – значит предвидеть, то есть  прогнозировать и планировать события. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование.

Финансовое  планирование охватывает важнейшие  стороны деятельности предприятия: оно обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия.

В процессе составления  проекта финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции.

Основной целью планирования является обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности.

        Традиционной формой финансового плана является баланс доходов и расходов. Внутрифирменное планирование  состоит из ряда этапов:

  1. анализ финансовой ситуации и проблем - изучение фактических данных за отчетный и прошедший период;
  2. прогнозирование будущих финансовых условий - необходимо для определения внутренней и внешней среды, в которой будет работать предприятие;
  3. постановка финансовых задач - определение на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств;
  4. выбор оптимального варианта - на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния предприятия рассматривается несколько вариантов ситуаций, в которых может оказаться предприятие;
  5. составление финансового плана;
  6. корректировка, увязка и конкретизация финансового плана - корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, инвестиционными, коммерческими и сбытовыми планами предприятия для того, что бы увязать конкретные сроки их исполнения;
  7. выполнение финансового плана;
  8. анализ и контроль выполнения - определение конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставление этих показателей с плановыми и разработка мероприятий по устранению негативных явлений.

Процесс составления  финансового плана заключается в расчете его показателей, для этого используются различные приемы и способы расчета:

  • расчетно-аналитический метод
  • балансовый метод
  • нормативный метод
  • метод оптимизации плановых решений
  • экономико-математическое моделирование.

           Наиболее часто используемым методом является расчетно-аналитический. При использовании этого способа финансовые показатели рассчитываются на основе достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок развития в плановом периоде. Применяется в основном для расчета плановых показателей и объемов выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления  предприятия.

          Балансовый метод применятся  при планировании  распределения  полученных финансовых средств.  Суть метода состоит в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании.

        Нормативный метод используется  при наличии установленных норм  и нормативов, с которыми работает  предприятие (нормы амортизационных  отчислений, налоговые ставки  и т.д.).

         Метод оптимизации плановых решений  состоит в разработке ряда  вариантов плановых показателей  и в выборе из них оптимального.

         Экономико-математическое моделирование  используется при прогнозировании  на срок не менее  пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия.

При проведении анализа  финансово-экономического состояния  предприятия предполагается, что  имеется особый инструментарий, который  позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

Основная задача этих документов — получить наглядную  и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

На многих российских предприятиях управление финансовой устойчивостью  проводится либо частично, либо полностью отсутствует. Для внедрения и налаживания процесса оперативного учета финансовой устойчивости предприятия предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект:

1) на базе действующей  бухгалтерской программы создается  отдельный встроенный блок для  финансово-экономической службы  предприятия;

2) создаются сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;

3) получение этих рапортов  и оперативная работа с ними  осуществляются в режиме реального  времени пользователями со своих  рабочих мест;

4) устанавливается порядок  движения документов;

5) устанавливаются конкретные сроки представления, обработки и передачи информации внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический аспект:

1) разрабатываются перечень, внутреннее содержание и формат  типовых рапортов;

2) определяется уровень  аналитики для каждого пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);

3) устанавливается продолжительность  периода анализа (день, неделя, месяц,  квартал, год).

Аналитический аспект:

1) определяется перечень  анализируемых объектов (участок,  объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо);

2) разрабатываются справочники  в разбивке по видам объектов, товарно-материальных ценностей  (ТМЦ), поставщиков и покупателей,  налогов и банков, сотрудников,  учредителей и т.д.;

3) устанавливаются единый  доступ, порядок заполнения и  обновления справочников (в целях  устранения дублирования).

Правовой аспект:

1) рапорты предназначены  для служебного пользования специалистами  финансово-экономической службы  и руководящего состава предприятия;

2) в соответствии с  решением директора предприятия  для каждого специалиста устанавливаются  уровень детализации и права  доступа к информации (полный, ограниченный, частичный);

3) устанавливается определенный  перечень рапортов для конкретного  пользователя.

Технический аспект:

1) соответствующими техническими  службами прокладывается сеть, устанавливается  необходимое оборудование, проводятся  технические и другие работы;

2) решается вопрос  об увеличении рабочих мест  за счет расширения числа пользователей;

3) проводится подключение  рабочих мест к единой базе  данных.

Разумеется, оперативное  управление предприятием в целом  и финансовой устойчивостью в  частности тесно связано с  бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом. Наиболее наглядно проявляется взаимосвязь между бюджетированием, учетом, анализом и контролем, с одной стороны, и движением материальных, финансовых и документарных потоков — с другой. Тем самым, создается мощный информационный блок, который вбирает в себя всю оперативную информацию об общем финансово-экономическом состоянии предприятия.

Только решив данный комплекс задач, можно говорить о  постановке оперативного учета финансовой устойчивости предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ финансового состояния ОАО « НЛМК»   

    1. Характеристика предприятия

      По производственной мощности более 15 миллионов тонн стали, НЛМК является ведущим поставщиком слябов и трансформаторной стали в мире и крупнейшим российским поставщиком продукции с высокой добавленной стоимостью, включая прокат с полимерным покрытием, оцинкованную  и электротехническую сталь, а также  сортовую металлопродукцию.

       Компания имеет широкую географическую  диверсификацию бизнеса по рынкам  сбыта поставляя свою продукцию  в более чем 70 стран мира. НЛМК  демонстрирует наиболее конкурентно способную себестоимость среди мировых производителей, а прибыльность компании – одна из наиболее высоких в отрасли.

Так в 2011 году компанией было произведено 12 млн. тонн стали. Выручка  составила 11,73 млрд. долларов США (+40% к  уровню 2010 года). В 2011 году были запущены новая доменная печь №7 «Россиянка» и новый конвертер, что позволило увеличить мощности по выпуску стали.

Миссия ОАО «НЛМК» заключается в том, чтобы быть основным поставщиком качественной стальной продукции для потребителей и лидером по рентабельности в мировой стальной индустрии.

Для воплощения в жизнь миссии ОАО «НЛМК» осуществляет развитие компании по следующим стратегическим направлениям:

- сохранение и укрепление лидирующих позиций по рентабельности среди сталелитейных компаний. Стратегическим приоритетом НЛМК является не только наращивание объемов производства, но и достижение при этом высоких финансовых показателей;

- поддержание и укрепление лидирующих позиций на наших основных рынках, а также дальнейшее развитие спектра продукции с высокой добавленной стоимостью;

- использование основного конкурентного преимущества компании, заключающегося в низкозатратном производстве стали, путем наращивания и модернизации существующих мощностей;

- поиск возможностей для развития компании за счет дальнейшей реализации стратегии вертикальной интеграции в сырьевом сегменте и в сегменте высококачественных сталепрокатных активов;

- поддержание и дальнейшее развитие высоких стандартов корпоративного управления, социальной ответственности и охраны окружающей среды.

Кроме поставок сторонним  потребителям, часть продукции ОАО «НЛМК» направляется на предприятия стального дивизиона – DanSteel A/S и ООО «ВИЗ-Сталь». ОАО «НЛМК» является основным поставщиком слябов для DanSteel A/S и горячекатаной заготовки для ООО «ВИЗ-Сталь».

Информация о работе Методы и механизмы