Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:06, отчет по практике
Целью данной работы является исследование теории и практических основ деятельности налоговой инспекции и разработка рекомендаций по совершенствованию организации ее работы.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в следующем:
1) рассмотреть теоретические основы организации деятельности налоговой инспекции;
2) проанализировать деятельность инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия;
1. Обязательная часть
1.1. Общая характеристика инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска 11
1.2. Краткий экономический анализ деятельности инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Саранска 26
1.3. Бухгалтерская и налоговая отчётность инспекции ФНС по Ленинскому району г. Саранска 31
2. Индивидуальная часть
2.1. Общая характеристика работы налоговой инспекции по учету налогоплательщиков 36
2.2. Организация работы налоговой инспекции по приему и камеральной проверке налоговых деклараций 42
2.3. Организация работы налоговой инспекции по учету поступлений в бюджетную систему 45
2.4. Организация работы налоговых органов по выездным налоговым проверкам 53
2.5. Выводы и предложения по итогам производственной практики в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саранска 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По отчетным данным за 2009 год проведено
228 выездных налоговых проверок соблюдения
налогового законодательства, что на
325 меньше, чем за 2008 год.
Количество проведенных выездных налоговых
проверок сократилось по сравнению с 2008
годом в связи с тем, что в 2009 году проверки
налога с доходов физических лиц, удерживаемого
налоговыми агентами проводятся комплексно,
в то время как в 2008 году они проводились
отделом контроля налогообложения физических
лиц и оформлялись отдельными актами.
В 89 случаях выявлены нарушения налогового
законодательства, что составляет 39,0%
от общего количества проверенных предприятий.
Из числа поставленных на учет налогоплательщиков
проверке подвергались 228 предприятий
или охват предприятий составил 6,0%.
В расчете на одну выездную проверку доначислено
платежей 498 тыс. руб. (113517:228).
Уровень проверок с нулевым результатом
к общему количеству выездных проверок
по юридическим лицам составляет 61%.
Количество результативных проверок на
одного налогового инспектора, осуществляющих
выездные налоговые проверки равно 5, а
безрезультативных – 8.
Сумма доначисленных платежей по результатам
выездных проверок в расчете на одного
налогового инспектора составляет 799,0
тыс. руб.
Совместно с органами МВД РФ документально
проверено 57 организаций, что на 15 предприятий
больше отчетного периода прошлого года.
Удельный вес совместных проверок в общем
количестве составляет 25%.
Дополнительно начислено платежей по
результатам камеральных проверок в сумме
26136,5 тыс. руб., взыскано 10327,0 тыс. руб. или
40% то доначисленных платежей.
По проверкам налогоплательщиков – юридических
лиц привлечено к административной ответственности
1880 человек, сумма штрафа составила 42,0
тыс. руб.
За 2009 год проверено 188 организаций по
вопросам правильности удержания, полноты
и своевременности перечисления в бюджет
налога на доходы физических лиц, ЕСН,
платежей во внебюджетные фонды. По 64 предприятиям
доначислено налоговых платежей в сумме
5948,5 тыс. руб., в том числе налога 142,2 тыс.
руб., пени 4901,9 тыс. руб., штрафных санкций
904,4 тыс. руб.
Результативность за 2009 год составила
34,0%, что по сравнению с 2008 годом – 29,9 возросла
на 4,1%.
Также возросла эффективность проверок
по суммам доначисленных налогов на 1,7%.
Сумма доначисленных платежей и штрафных
санкций в расчете на одного инспектора,
осуществляющих выездные налоговые проверки
составила 1487,1 тыс. руб. в расчете на одну
проверку.
Сумма доначисленных платежей и штрафных
санкций в расчете на одну проверку составила
31,64 тыс. руб., в том числе по результативным
проверкам 92,94 тыс. руб.
Проведено 737 проверки в 677 организациях,
в другие Межрайонные инспекции ФНС России
по РМ отправлено 8 актов проверок, В РОВД
– 4 акта, Госторгинспекцию 11 актов. Из
других инспекций поступило 36 актов. По
итогам проверок в 186 случаях установлены
нарушения Закона РФ № 5215-1 от 18.06.1993 г.
«О применении контрольно-кассовой технике
при осуществлении денежных расчетов
с населением» в результате:
– предъявлены штрафные санкции на сумму
520,0 тыс. руб.;
– 156 штрафов (60-организациям) за осуществление
денежных расчетов с населением без применения
ККТ. 25 организациям, осуществляющим денежные
расчеты с населением по приходным кассовым
ордерам, предъявлено штрафных санкций
487,0 тыс. руб., взыскано 364,0 тыс. руб. Наложено
13 штрафов (5 организациям) за:
– отсутствие ценников на сумму 9 тыс.
руб., взыскано 18 тыс. руб.,
– 2 штрафа физическим лицам за невыдачу
чека на сумму 1,0 тыс. руб., взыскано 3,0 тыс.
руб.;
– 3 штрафа (2 организациям) за использование
неисправной ККТ, взыскано 7 тыс. руб. Из
общей суммы предъявленных штрафов в бюджет
поступило 757 тыс. руб., из них начисленных
в 2008 году 50,0 тыс. руб.
За 2009 год направлено исков в Арбитражный
суд РМ:
1) 186 иска о ликвидации предприятий, из
них удовлетворено 167;
2) 9 исков о взыскании штрафных санкций
за нарушение Закона РФ «О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением»;
3) 68 исков на сумму 1275,1 тыс. руб. о взыскании
налогов и налоговых санкций по актам
выездных проверок юридических лиц;
4) 246 заявлений о признании отсутствующего
должника банкротом.
Привлечены к административной ответственности
180 должностных лица на сумму штрафа 42,0
тыс. руб.
Таким образом, был проведен анализ деятельности
Инспекции по контролю за деятельностью
юридических лиц. Инспекцией налажены
конструктивные отношения с Администрацией
Ленинского района г. Саранска, постоянно
работает комиссия по контролю за поступлением
налоговых платежей, в которую вошли специалисты
райфинотделов, инспекции ФНС РФ по Ленинскому
району г. Саранска, Зам. Главы Администрации,
РОВД, торгинспекции, инспекции по защите
прав потребителей. продолжение
2.5 Выводы и предложения по
итогам производственной
Практика работы в инспекции ФНС РФ по
Ленинскому району г. Саранска показывает,
что в осуществлении своей деятельности
встречается множество проблем. Одной,
из которых является приём налоговой отчётности
по каналам связи или на машинных носителях.
Такой метод принятия налоговой отчетности
отчасти поможет решить проблему достоверности
данных, но, как показывает практика, и
в электронном виде можно получить налоговую
декларацию, составленную с грубейшими
ошибками.
По словам специалистов инспекции ни одна
налоговая инспекция не сможет успешно
выполнять свои обязанности, если большой
процент налогоплательщиков не выполняет
свои обязательства добровольно. В связи
с этим при разработке новой технологии
налоговой работы необходимо обратить
внимание на то, чтобы налоговая работа
основывалась на принципе добровольного
соблюдения налогоплательщиками своих
налоговых обязательств.
Условием для создания такой системы является
наличие инфраструктуры с чётко обозначенной
нормативно-правовой базой и программой
контроля за соблюдением налогового законодательства,
а при необходимости – возможностью использования
принудительных мер.
Следующей проблемой для работников ИФНС
по Ленинскому району г. Саранска является
то, что существуют различия в уровне развития
законодательства для юридических и физических
лиц.
В частности, в НК РФ, в законах о конкретных
налогах с юридических лиц содержится
требование о представлении плательщиками
в налоговые инспекции налоговых деклараций
в установленные сроки. При заполнении
деклараций плательщики сами рассчитывают
суммы налогов, подлежащие к уплате в бюджет,
и перечисляют соответствующие суммы,
не дожидаясь каких-либо специальных указаний
со стороны налоговых органов. Налоговые
инспекции, в свою очередь, обязаны в 5
– дневный срок с момента получения отчёта
начислить сумму налога "по данным плательщика"
в его лицевом счёте. Собственно КНП декларации
начинается только после этого. В том случае,
если в результате КНП сумма налога, самостоятельно
исчисленная плательщиком, будет изменена,
производится уточняющая запись в его
лицевом счёте, а сам плательщик письменно
уведомляет о необходимости доплатить
налог. Исчисление налога производится
плательщиком на основании законов и инструкций,
тексты которых являются общедоступными.
О банковских реквизитах для перечисления
налогов плательщик может узнать в налоговой
инспекции путём обращения по телефону,
письменно, лично или через Интернет.
Сложнее обстоят дела с законодательной
базой в налогообложении физических лиц.
Действующее законодательство не обязывает
налогоплательщиков самостоятельно исчислять
налог, а если даже налог исчислен, то платить
его в бюджет без получения налогового
уведомления от налоговой инспекции. Таким
образом, несмотря на то, что основные
законодательные и нормативные акты по
подоходному налогу общедоступны, плательщики
не обязаны сами рассчитывать этот налог.
На них возложена обязанность подать декларацию
о совокупном годовом доходе, однако, если
при её заполнении они правильно указали
все свои доходы, но не исчислили совокупный
налог, то декларация считается поданной
и санкциям они подвергаться не будут.
Но даже если плательщик самостоятельно
рассчитал сумму налога к уплате, но не
получил налогового уведомления из инспекции,
он может не платить налог. Пеня в этом
случае начнёт начисляться по истечении
месяца со дня вручения налогового уведомления.
Такой разнобой в налогообложении юридических
и физических лиц является пережитком
старой технологии работы, и в дальнейшем,
по прогнозам налоговых специалистов,
его нужно устранить при переходе к единой
технологии.
Существует следующая задача для налоговой
инспекции – перспективное совершенствование
процедуры выездных налоговых проверок.
Большого внимания требует внедрение
в практику налоговых органов автоматизированных
систем сопровождения ВНП. Позитивный
опыт такой работы имеется в отдельных
регионах РФ – используемая в этих регионах
программа позволяет на основе данных
налоговой отчётности и учётных регистров
организации выявлять сферы возможных
налоговых правонарушений, определять
потенциальный размер доначислений, и,
следовательно, концентрировать внимание
проверяющих на соответствующих направлениях
проведения проверки. Такое направление
проектируется специалистами ИФНС по
Ленинскому району г. Саранска.
В настоящее время ИФНС по Ленинскому
району г. Саранска считает необходимым
усилить роль камеральных налоговых проверок
в процессе осуществления налогового
контроля с тем, чтобы в перспективе сделать
их основной формой налогового контроля.
Эта позиция обусловлена следующим:
– КНП
является наименее трудоёмкой формой
налогового контроля, имеются возможности
её автоматизации;
– Данными
проверками охватываются 100% налогоплательщиков,
представивших налоговую отчётность в
налоговые органы, в то время как ВНП –
около 20% налогоплательщиков.
Налоговая инспекция обрабатывает колоссальные
объемы информации. Новые формы группировки
информации предполагают сегментирование
налогоплательщиков, выделение из их числа
определенных групп, в том числе крупнейших
предприятий. Учитывая значительное влияние
крупнейших налогоплательщиков на формирование
доходной части бюджета и их социальную
значимость для экономики республики
Мордовия. При работе с данной категорией
налогоплательщиков планируется применять
новые методы, включающие широкое использование
информационных технологий и ресурсов.
По-прежнему высока доля ручного труда
на этапах формирования и рассылки налогоплательщикам
требований и уведомлений на уплату налогов
и сборов, планирования и подготовки выездных
налоговых проверок, учета платежей и
составления статистической отчетности.
Особенно такие трудности стоят перед
отделами КНП, ВНП, а также канцелярией.
Эти проблемы будут решаться за счет применения
взаимоувязанного комплекса мероприятий
по развитию и широкомасштабному внедрению
системы формирования и сдачи в налоговые
органы в электронном виде деклараций,
счетов - фактур и других документов, систем
автоматизированной камеральной проверки,
внедрения прогрессивных, научно обоснованных,
автоматизированных методов планирования
и сопровождения выездных налоговых проверок.
Особой проблемой в деятельности ИФНС
по Ленинскому району г. Саранска является
слабое научное и методическое обеспечение
проведения комплексного анализа деятельности
налогоплательщиков, недостаточность
научно обоснованных методик определения
фактической налоговой базы по косвенным
данным, получаемым из различных источников.
Для решения этой проблемы планируется
осуществить целый ряд мероприятий, связанных
с проведением научно – исследовательских
работ по совершенствованию администрирования
и оценки деятельности налоговых органов,
а также анализу финансово – хозяйственного
состояния налогоплательщиков, пресечению
путей сокрытия доходов, занижению налоговой
базы, «теневого» оборота товаров (работ,
услуг) и денежных средств.
Итак, чтобы более усовершенствовать механизм
работы налоговой инспекции работники
ИФНС по Ленинскому району г. Саранска
утверждают, что необходимо совершенствовать
следующие направления.
Первое – развитие нормативно-методической
базы, включающее в себя изучение и разработку
новых методов оценки отраслевых особенностей
сегментов налогоплательщиков и определения
налоговой базы, развитие методики проверок
крупнейших налогоплательщиков, разработку
методов выявления схем сокрытия налогооблагаемой
базы и ухода от налогообложения, разработку
методологии предпроверочного анализа
объектов ВНП, создание методов вероятностного
определения доходов, стандартизации
форм деклараций и др.
Второе – разработка математического
аппарата анализа информации, идентифицирующей
налогоплательщика. Перспективны при
этом методы, основанные на теории принятия
решений в условиях нечётких множеств,
теории экспертных систем, модели теории
искусственного интеллекта, многомерном
статистическом и спектральном анализе,
кластерном анализе и др.
Третье – создание программных комплексов,
обеспечивающих автоматизацию восстановления
бухгалтерского учёта на проверяемом
предприятии исходя из тех документов,
которые были представлены для проверки,
создание "программно-технического
портфеля" налогового инспектора, работающего
на объекте ВНП. По сути, это мобильное
автоматизированное рабочее место, позволяющее
налоговому инспектору работать вне налоговой
инспекции, но с предоставлением ему всего
необходимого информационного и технологического
сервиса: доступа к правовым базам, просмотра
всех баз налоговой инспекции, «подключения»
к файлу бухгалтерской системы проверяемого
налогоплательщика, выполнения статистических
расчётов, доступа к центральным базам
регистрации и учёта налогоплательщиков
ИФНС РФ и др.
Заключение
Деятельность инспекции ФНС по Ленинскому
району г. Саранска характеризуется как
достаточно оптимальное осуществление
своей работы в сфере налогообложения
физических и юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, а также эффективное
проведение налогового контроля в виде
выездных и камеральных налоговых проверок.
Поставленная цель Отчета о производственной
практике – исследовать теорию и практику
деятельности ИФНС по Ленинскому району
г. Саранска – достигнута, а также предложены
разработки рекомендаций по совершенствованию
организации работы данной налоговой
инспекции.
Существует множество проблем, стоящих
перед инспекцией ФНС по Ленинскому району
г. Саранска: многообразие организационных
структур, ярко выраженная специализация
по видам налогов, отсутствие документов,
описывающих типовые процедуры и процессы
проверки – все это приводит к следующим
негативным последствиям:
– дублированию одинаковых функций разными
структурными подразделениями;
– слабо выраженной специализации, так
как одному работнику приходится выполнять
не менее 30 налоговых процедур;
– большому проценту управляющего и обслуживающего
персонала по отношению к специалистам
в инспекциях с небольшой численностью
работающих;
– закреплению налогоплательщиков за
конкретными работниками налоговых органов,
что создает предпосылки для злоупотреблений;
– совмещению в присутствии налогоплательщиков
приема налоговой отчетности с камеральной
проверкой, что создает очереди в инспекциях;
– отсутствию специализированных подразделений
ответственных за информирование налогоплательщиков.
В силу этого одним из важнейших направлений
в модернизации работы налоговой инспекции
является совершенствование организационно
– структурного построения отрасли. С
этой целью предполагается переход ИФНС
на функциональный принцип внутренней
организации деятельности и типовые организационные
структуры, оптимизация и перераспределение
численности работающего в ней персонала
в пределах, установленных Правительством
РФ, численности и фонда оплаты труда работников
налоговых органов, проведение мероприятий
по укрупнению ИФНС России.
Эффективность функционирования налоговой
инспекции существенно сдерживается большим
объемом трудоемких, ручных и рутинных
операций, выполняемых работниками налоговой
инспекции. В значительной мере это вызвано
тем, что основной поток информации поступает
в ИФНС в бумажном виде. Для эффективного
применения автоматизированных процедур
контроля и анализа требуется предварительное
преобразование входной информации в
электронные форматы.
Список
использованных источников
1. Приказ ФНС России от 14.11.2004 № АП -3 -16/318.
2. Приказ МНС РФ от 3.03.2004 № БГ-3-09/178.
3. Федеральный закон от 13.07.2002 №129.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть первая – вторая. М.: Юрайт-Издат,
2010.–521 с.
5. Вареха Ю.М., Совершенствование системы
налогообложения // Аудит и финансовый
анализ. 2009. №1. С.49-62.
6. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Практикум:
Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2010.
7. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева
Е.Г. Основы налогообложения и налогового
права: Вопросы и ответы. Практические
задания и решения: Учеб.пособ. Изд.2-е,
перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2009. – 217 с.
8. Еремина С.А. Осуществление контрольной
работы // Налоговый вестник – 2008. №9.-С.35-59.
9. Ильин В. Налоги, которые нас ожидают
в 2009 году. О фискальном суверенитете и
налоговом управлении финансами // Зеркало
недели. – 2009. – N12. – С.52.
10. Крылов Г. З. Подготовка к налоговой
реформе // Финансы.2008.№1.С.5-11.
11. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение
в России. Учебник для вузов.– М.: Издате6льство
БЕК, 2010.–384 с.
12. Левин А.Н.Налоговая реформа // Финансы.
2008. №12. С. 35-42
13. Налоги: Учебное пособие // Под ред. Д.
Г. Черника – 4-е изд., – М: Финансы и статистика,
2009. С 42-60.
14. Проблемы совершенствования налогообложения
в Российской Федерации. Павлов. Л.П. //
Финансы 2007. №1 . С.23-26.
15. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа:
от фискального прессинга к необходимому
оптимуму // Российский экономический
журнал 2007. №11. С.11-16.
16. Савинова Т.С. Правильное ведение дел
– важная составляющая успеха предпринимателей
// Налоговые известия Московского региона
– 2008. №8.-С.2-3.
17. Сокол М.П. Подоходное налогообложение
физических лиц в свете налоговой политики
и мировой практики применения налога
на доходы физических лиц // Налоговый
вестник – 2008. №2.-С.36-53.
18. Справка «Об итогах поступления налогов
и сборов в бюджетную систему РФ за 2009
год и мерах по обеспечению полноты и своевременности
их поступления в 2008 году».
19. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: Инфра – М., 2010. – 520 с.