Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
Введение 3
1. Особенности организации финансов предприятий малого бизнеса 5
1.1 Понятие, значение и задачи малого предприятия 5
1.2 Роль финансовой службы в современном бизнесе 9
1.3 Современные экономисты об особенностях и проблемах организации финансов предприятий малого бизнеса 11
1.4 Особенности, преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России 13
1.5 Государственные меры финансовой поддержки малого предпринимательства 17
2. Структура и функции финансовой службы предприятий малого бизнеса 19
2.1 Содержание и цели управления финансами предприятий 19
2.2 Структура системы управления финансами на малом предприятии 23
2.3 Финансовые ресурсы малого предприятия и принципы их организации 25
2.4 Финансовое планирование. Задачи и методы финансового планирования 27
3. Состояние финансовых ресурсов, их динамика на предприятии малого бизнеса 35
3.1 Оценка финансового состояния малого предприятия 29
Заключение 41
Используемая литература 43
Для управления финансами предприятий используется финансовый механизм — система управления финансовыми ресурсами с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм призван обеспечивать реализацию функций финансов, связанных с:
Первая
функция подразумевает
Распределительная функция связана с возмещением затрат на производство и формированием дохода. Этот доход, в свою очередь, распределяется между предприятием и внешними организациями, с которыми оно связано обязательствами, а также между предприятием и государством.
Контрольная функция
Главная цель финансовой службы — наиболее полная реализация функций финансов путем укрепления финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, роста производительности труда, снижения затрат, повышения качества продукции и внедрения новых передовых технологий и достижений науки.
К числу наиболее важных задач, возложенных на финансово-экономическую службу, следует отнести:
1.3
Современные экономисты
об особенностях и проблемах
организации финансов
предприятий малого
бизнеса.
Современные экономисты в своих статьях и выступлениях подчёркивают важность значения малого бизнеса для экономики страны и необходимость всесторонней поддержки малого предпринимательства.
Например, Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства, так комментирует ситуацию с финансовой поддержкой малых предприятий:
«В соответствии с антикризисными мерами расходы на государственную поддержку малых предприятий планируется значительно увеличить. Заметно расширяется программа финансовой поддержки малого бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком. Приоритетными направлениями финансовой поддержки выступают выделение грантов начинающим предпринимателям, создание региональных гарантийных фондов, субсидирование процентных ставок по кредитам и развитие микрофинансовых организаций. Предложения выглядят довольно позитивно: правительство намерено выстроить целостную систему финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне.
Но самим предпринимателям нужно чётче выражать свою позицию, создавать предпринимательские объединения и ассоциации, активнее участвовать в обсуждении различных инициатив, продвигать свои предложения по созданию условий для развития предпринимательского сектора».
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР: «А вот, что точно зависит от малого бизнеса - это способность экономики быстро и с меньшими издержками перестраиваться и подстраиваться под новые экономические условия. То есть гибкость экономики, в том числе и в кризисные времена, когда это особенно важно, положительно зависит от доли малого бизнеса».
Вот мнение Михаила Вышегородцева, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы, о формах поддержки малого предпринимательства в Москве:
«Основная проблема в том, что предприниматели не знают о существующих программах поддержки сегмента или не желают о них знать. И еще в извечном недоверии бизнеса к властям. Поэтому с бизнесменами надо встречаться, рассказывать об имеющихся возможностях, рекламировать программы. Этот пробел мы стараемся устранить». Также им было сказано: «Безусловно, форм поддержки немало. Например, мы активно стимулируем подключение малых предприятий к государственным заказам. Еще одна форма поддержки - компенсация затрат, связанных с присоединением к энергосетям. Также мы возмещаем затраты на получение патентов, в том числе международных. Стимулируем выставочную и ярмарочную деятельность. Поддерживаем молодежь. Выделяем деньги на образование предпринимателей. В начале года мы развернули активную программу «Создай свой малый бизнес».
Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ:
«Я считаю, что поддержка малого бизнеса - это как раз потенциально одна из наиболее эффективных антикризисных мер, потому что это и создание рабочих мест, и обеспечение так называемой самозанятости населения. Плюс малый бизнес - это, действительно, наиболее мобильная часть бизнеса, во всем мире именно через малый бизнес идут инновации, то есть разрабатываться они могут и крупными компаниями, а вот их внедрение часто идет именно через предприятия малых форм бизнеса. Мне кажется, что развитие малого бизнеса должно быть одним из приоритетных направлений экономической политики». [11]
1.4 Особенности,
преимущества и недостатки
развития
малого бизнеса в России
Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:
В любой деятельности, связанной с производством товаров или предоставлением услуг, недостатки малого бизнеса может заметить как специалист, так и потребитель товаров или услуг, предлагаемых малым или средним предприятием.
Очевидно, что малый и даже
средний бизнес не может
Еще одним недостатком малого бизнеса является несовершенные методы управления предприятием. Не имея достаточных средств и опыта, владелец малого бизнеса не всегда может мотивировать своего сотрудника производить большие объемы товара или повысить качество работы.
К недостаткам малого бизнеса также стоит отнести его сосредоточенность в крупных городах. Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным.
Несмотря на то, что правительство Российской Федерации хочет привлечь малый бизнес для решения инновационных и высокотехнологичных задач, такая работа может быть выполнена далеко не каждым малым предприятием. К сожалению, многие инженеры привыкли использовать огромный технический и творческий потенциал, который был заложен в научно-исследовательских институтах, а работа в малом предприятии над высокотехнологичными разработками может вестись значительно менее эффективно, хотя и, с большой вероятностью, может быть выполнена в оговоренные сроки.
Также к недостаткам малого предприятия относится и низкий уровень технической оснащенности, так как закупка необходимого современного оборудования требует наличия большого объема свободных денежных средств. Помимо этого, серьезной проблемой малых и средних предприятий, работающих в научно-технической сфере, является отсутствие лицензионного программного обеспечения, которое также стоит довольно дорого. [6]
Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.
1.5
Государственные меры
финансовой поддержки
малого предпринимательства
В
настоящее время можно говорить
о наличии отдельных элементов
системы государственной
-
организационно-
Информация о работе Организация финансов предприятий малого бизнеса