Основные приемы анализа финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных приемов анализа финансовой отчетности.
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:
Определить понятие, формы и виды финансовой отчетности предприятия.
Охарактеризовать цель, принципы, основные приемы анализа финансовой отчетности, перечислить его пользователей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1 Понятие финансовой отчетности организации и его основные приемы………………………………………………………………………….…5
1.1 Понятие, формы и виды финансовой отчетности предприятия…………..5
1.2. Цель, принципы и пользователи анализа финансовой отчетности….….11
1.3 Основные приемы анализа финансовой отчетности организации……...16
2 Применение приемов финансового анализа на примере предприятия ОАО «Автоваз»…………………………………………………………………….…..25
2.1 Характеристика объекта исследования …………………………………….25
2.2. Применение горизонтального и вертикального анализа баланса ОАО «АвтоВАЗ»…………………………………………………………………..…..27
2.3. Факторный и коэффициентный анализ финансового состояния ОАО «АвтоВАЗ»……………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………....43
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

 

1.2 Цель, принципы и пользователи анализа финансовой отчетности

 

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что финансовая отчетность дает представление о финансовом положении организации на конец  отчетного периода. Однако, важно не только составлять финансовую отчетность, но и уметь правильно анализировать полученные данные. Если финансовая отчетность представляет собой совокупность нужных пользователям данных, то анализ помогает получить эти сведения. Для этого и используется анализ финансовой отчетности16.

«Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картинку финансового состояния  и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается  в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач»17.

Рассмотрим подробнее  данное определение. Целью анализа  финансовой отчетности является определение  финансового состояния организации  на конкретный момент времени. Для организаций  в той или иной мере важны финансовые, информационные, технические и технологические  вложения, таким образом, организации  заинтересованы в опубликовании  финансовых отчетов в привлекательной  для инвесторов форме. «Организации обязаны публиковать свою годовую  финансовую отчетностью. Публичность  финансовой отчетности заключается  в ее опубликовании в газетах  и журналах, доступных пользователям  финансовой отчетности, либо распространении  среди брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую  отчетность, а также в ее передаче территориальным органам статистики по месту регистрации организации  для предоставления заинтересованным пользователям»18.

При проведении анализа финансовой отчетности необходимо учитывать ряд  принципов:

. Принцип целевой ориентированности  подразумевает, что необходимо  сначала сформулировать цели  анализа, в соответствии с которой  будет выполняться анализ.

. Принцип осторожности  означает возможность искажения  анализируемых данных, отсутствие  достоверной информации.

. Принцип программирования  говорит о необходимости иметь  четкую программу анализа, до  начала его проведения.

. Принцип развертывания  означает, что построение схемы  анализа должно быть построено  «от общего к частному», при  этом выделяя наиболее важные  моменты.

. Принцип оценки аномалий  обращает внимание на необходимость  тщательного анализа значимых  отклонений от средних значений  показателей, в том числе и  случае их положительного характера.

. Принцип приемлемой точности  в расчетах подчеркивает целесообразность  выявления тенденций и закономерностей,  как представляющих наибольшую  ценность.

. Принцип акцентированности выводов говорит о завершении анализа в виде обобщения полученных результатов и сформулированных выводов и рекомендаций, имеющих оптимальное ограниченное количество.

. Принцип критичности  предлагает исходить из принципа  осторожности и рассматривать  результаты финансового анализа  как субъективные оценки, и понимать, что они не являются неоспоримым  аргументом при принятии важных  решений19.

Так как пользователи информации различны, то и их цели также отличаются друг от друга. Пользователем финансовой (бухгалтерской) отчетности и результатов  его анализа может быть как  юридическое, так и физическое лицо, которое заинтересованно в информации об организации. Существует деление  на группы: внутренние и внешние  пользователи. Внутренние пользователи отчетности включают в себя руководителей  организации (администрации), учредителей, участников и собственников имущества  организации. Внешние пользователи отчетности включают в себя, инвесторов, кредиторов, контрагентов организации, а также заинтересованных государственных  органов (например, органы налоговой  инспекции)20.

У каждой группы пользователей  финансовой (бухгалтерской) отчетности разные цели использования информации. Внутренние пользователи организации  заинтересованы данными, которые помогут  при принятии экономических, управленческих решений, связанных с дальнейшим существованием компании21.

Реальные и потенциальные  инвесторы, а так же их представители  в первую очередь желают знать  о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о способности  организации выплачивать дивиденды. Кредиторы хотят быть уверенными, что организация, которой предоставляют  займ, сможет в обещанное время погасить кредит и выплатить проценты. Поставщики и подрядчики нуждаются в информации о том, будут ли оплачены вовремя счета, за поставленные товары и услуги. Покупатели и заказчики заинтересованы в продолжительности существования и деятельности организации. Государственные органы с помощью отчетности следят за законностью деятельности организации. К внутренним пользователям информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры; к внешним - банки, налоговые органы, аудиторские, информационные и консалтинговые фирмы, юристы и другие. Количество пользователей отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны22.

Внешних пользователей можно  разделить на 3 группы:

) первая группа - пользователи, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном  порядке в: налоговые службы; органы  статистики; аудиторские фирмы, если  отчетность субъекта хозяйствования  проходит обязательную ежегодную  аудиторскую проверку;

) вторая группа - которые  используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее  обработки и применения: профсоюзы,  которые изучают ее при подготовке  и заключении коллективных договоров  с целью защиты интересов работников, для получения информации об  экономической жизнеспособности организации, для оценки занятости работников, оплаты труда, условий образования и использования пенсионных фондов, фондов потребления; информационные и консультационные фирмы, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие; пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широких кругов общественности; торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне; Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т. д.;

) третья группа - особая  группа пользователей составляют  дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в данных  бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку основное общество  имеет возможность влиять на  решения, которые они принимают,  и диктовать им свою волю (условия  признания общества дочерним  и зависимым и последствия  такого признания определены  Гражданским кодексом РФ и  Федеральным законом «Об акционерных  обществах»). Эту группу называют партнерами и их интересует вся информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия; деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нуждающиеся в информации о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок; инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства23.

Таким образом, анализ финансовой отчетности представляет собой основной инструмент, который помогает обнаружить проблемы в текущем управлении организации  и выбрать центральные направления  для инвестирования капитала и, используя  специфические методы и приемы, позволяет  определить параметры, дающие возможность  объективно оценивать финансовое состояние  предприятия. Результаты анализа позволяют  заинтересованным лицам и предприятиям принимать управленческие решения  на основе оценки текущего финансового  положения, деятельности предприятия  за предшествующие годы и проекции финансового состояния на перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового  положения.

 

 

1.3 Основные приемы анализа финансовой отчетности организации

 

Выполняя анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности можно использовать как общенаучный и специальные  методы. При использовании общенаучного диалектического метода предполагается проведение анализа отчетности, учитывая динамику развития организации, «последовательного накопления количественных изменений  и их перехода в новое качество, единства отчетности и возникновения  противоречий между составителями  и пользователями отчетности, между  отчетностью разных уровней и  направлений». Использование динамического  метода (основополагающего для всех экономических наук) подразумевает, что любой анализируемый процесс  находится в динамике и взаимосвязан с другими явлениями. Таким образом анализ отчетности рассматривается как целенаправленный процесс, где цель определяет направление анализа, его масштабы, использование нужной информации, подходы к оценке показателей отчетности.

Метод детализации применяется  в анализе содержания отчетности - последовательное раскрытие комплексных  статей и показателей через частные. Данный метод служит выявлению внутренней противоречивости и взаимосвязи  всех составляющих объекта анализа, метод сочетает анализ и синтез24.

Дедуктивный метод анализа  подразумевает: от общего - к частному, то есть анализ начинаем с обобщающих показателей деятельности. Так же существует метод индукции, при применении которого, показатели рассматриваются  в пределах отдельных подразделений, а затем обобщаются. Поэтому в  процессе аналитического изучения деятельности организации эти вида анализа  сочетаются25.

Метод анализа - это использование  системного комплексного подхода к  изучению результатов деятельности организации, включая выявление  и измерение различного влияния  отдельных факторов, приведение выводов  и рекомендаций, полученных в результате обработки информации специальными приемами. Существуют несколько типов  моделей, с помощью которых проводится финансовый анализ. Выделяют три основных типов моделей: дескриптивные, предикативные  и нормативные.

. С помощью нормативных  моделей сравнивают фактические  и ожидаемые результаты деятельности  организации. Ожидаемые результаты  рассчитывают по бюджету. Такие  модели используют во внутреннем  финансовом анализе, так как  их сущность заключается в  установлении нормативов для  каждой статьи расходов и в  анализе отклонений фактических  данных от этих нормативов.

. Предикативные модели  носят прогностический характер  и используются для прогноза  доходов организации и ее будущего финансового состояния. Чаще всего встречаются: расчет точки критического объема продаж, моделей динамического анализа, строение прогноза финансовых отчетов, моделей ситуационного характера.

. Дескриптивные модели  носят описательный характер, и  является основными при оценке  финансового состояния организации.  Включают в себя горизонтальный, трендовый, вертикальный анализ (структурно-динамический), коэффициентный, сравнительный анализ, факторный  анализ26.

Вертикальный (структурный) анализ дает представление о структуре  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  на результат. Данный метод финансового  анализа применяется для изучения структуры баланса. Расчеты производятся в процентном соотношении от общей  суммы средств организации. Важным моментом вертикального анализа  является представление структуры  показателей в динамике, что позволяет  отслеживать и прогнозировать структурные  изменения в составе активов  и пассивов баланса. Использование  относительных показателей сглаживает инфляционные процессы27.

Для интерпретации финансовых документов широко используется вертикальный финансовый анализ. Данный вид аналитической  деятельности представляет собой широко известный вид финансового анализа, ориентированный на «определение структуры  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом». Согласно этому методу каждая статья финансового документа рассчитывается в процентах к самой крупной  величине этого документа. Метод  вертикального анализа достаточно прост, но в ходе использования оказывается  полезным и, главное, удобным в понимании28.

В управлении вертикальный анализ является заключительным по степени детализации этапом диагностики, использующим системный подход в исследовании взаимосвязи и взаимодействия элементов системы, их функциональной роли и определения коммуникаций в целом организме.

Информация о работе Основные приемы анализа финансовой отчетности