Особенности финансового менеджмента в группе компаний (холдинге) на примере ОАО «Белкамнефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсового проекта является исследование проблем анализа и оценки эффективности финансового менеджмента в холдинге и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
• изложены сущность и особенности финансовой деятельности холдинга
• исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дан комплексный анализ финансовых показателей холдинга и разработаны направления по их совершенствованию

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………………3
Теоретические и методологические основы финансового менеджмента
в холдинге
Сущность и особенности финансовой деятельности холдинга………..5
Основные сферы финансового менеджмента в холдинге…………….9
Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ……...….14
Методы управления финансами и виды финансовых структур
в холдинге…………………………………………………………….….24
2. Анализ и оценка финансового состояния холдинга
на примере ОАО «Белкамнефть»
2.1 Общая характеристика финансово-экономической деятельности
ОАО «Белкамнефть».……………………………………………………35
2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования холдинга
ОАО «Белкамнефть»………..……………..………………...………..…48
2.3. Организация движения и специфика финансовых потоков в
ОАО «Белкамнефть»……………………………………………………51
2.4 Комплексный анализ финансовых показателей холдинга
ОАО «Белкамнефть».……………………….…………….…………….56
Рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента
холдинга ОАО «Белкамнефть»
Совершенствование корпоративного управления холдингом
в целях повышения роста его стоимости…………………………..….68
Разработка основных направлений финансовой политики
предприятия…………………….…………………………………….....73
Заключение……………………………………………………….……………………85
Список использованной литературы……………………………………...…………86

Вложенные файлы: 1 файл

osobennosti_finansovogo_menedzhmenta_v_gruppe_kompanii_holdi.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

ОАО «Белкамнефть» планирует наращивать объемы работ по зарубежным проектам в качестве одного из основных условий обеспечения своего устойчивого развития.

Социальная деятельность

 

Вопросы социальной защищенности работников Компании, членов их семей и неработающих пенсионеров являются приоритетными при разработке и осуществлении социальных программ

Финансирование социальных программ предусмотрено в бюджетах Компании и всех дочерних обществ

Заработная плата в 2011 году выплачивалась без задержек

Регулярно выплачивались надбавки, предусмотренные законодательством

В бюджетах Компании и дочерних обществ предусмотрены средства на возмещение части стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, финансирование их централизованного приобретения

В 2010 году в Компании и дочерних обществах организованы отдых и лечение по льготным путевкам для 13 тыс. работников и 8,5 тыс. детей

Повышение технологического уровня производства

 а ОАО «Белкамнефть» активно реализует стратегию повышения технологического уровня производства.

 

 В 2009 г. внедрены более 60 технологий интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи пластов. Благодаря этому:

-дополнительно добыто 10,4 млн. тонн неф

-технологическая эффективность по физическим методам увеличения нефтеотдачи составила 6,5 тыс. тонн на скважино-операцию, по химическим - 1,2 тыс. тонн.

 В результате применения  гидроразрыва пластов, системного  воздействия на пласт, геолого-технических мероприятий по оптимизации режимов работы скважин, горизонтального бурения и других эффективных современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов преодолена многолетняя тенденция снижения дебитов скважин. В 2009 г. по сравнению с 2007-2008 гг. дебит возрос на 10% и превысил 9 тонн в сутки.

 Планируется дальнейшее  интенсивное повышение технологического  уровня как основы роста нефтеотдачи  и снижения издержек по добыче.

За годы работы в различных экономических условиях Компания приобрела репутацию надежного партнера, способного в срок выполнять свои обязательства в любых, даже самых неблагоприятных, условиях. Опираясь на свой производственный и кадровый потенциал, Компания продолжает наращивать объемы производства, повышать эффективность работы, совершенствовать систему управления, увеличивать финансовые результаты.

 

Оценка финансовых показателей

 

Существенное снижение коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности может означать, что организация извлекает для себя выгоду из условий работы с поставщиками, либо от задержек расчетов с бюджетом, государственными внебюджетными фондами и собственными работниками.

Коэффициенты оборачиваемости запасов.

 

Наиболее часто применяемыми показателями деловой активности организации служат коэффициенты оборачиваемости запасов. Эти показатели выражаются количеством раз оборачиваемости запасов или числом дней запаса. Они отражают, как часто оборачиваются или продаются запасы при обеспечении объема продаж. Коэффициенты оборачиваемости запасов помогают определить быстроту их обновляемости и выявить «залежалость» отдельных запасов, показав, сколько раз запасы продавались и восстанавливались в течение года (квартала, месяца).

 

Коэффициенты оборачиваемости запасов определяются по формулам:

 

1)     по числу оборотов запасов:

 

СС – себестоимость;

 

Знач. – запасы на начало периода;

 

Зкон. – запасы на конец периода.

 

2)       по сроку запасов:

 

NЗ – число оборотов  запасов.

 

Эти показатели могут определяться по году, кварталу, месяцу.

Коэффициенты оборачиваемости активов.

Оборачиваемость активов определяется отношением выручки от продаж к совокупным активам:

 

1)     число оборотов активов:

 

В – выручка;

 

Анач. – активы на начало периода;

 

Акон. – активы на конец периода.

 

2)      срок оборачиваемости активов:

 

NА – число оборотов  активов.

 

Коэффициенты использования активов или коэффициенты полной оборачиваемости активов показывают эффективность, с которой активы организации генерируют продажи. Высокая оборачиваемость активов характерна для организаций с малыми активами: консультационных, аудиторских, рекламных, туристических, либо для организаций с более амортизированными активами. Для промышленных предприятий с недавно установленным новым оборудованием и низкой степенью амортизации рассматриваемые коэффициенты будут иметь низкие значения.

NДЗ > NКЗ – верно

ОДЗ < ОКЗ – верно. Условие эффективности деятельности организации соблюдается.

 

Для изучения эффективности деятельности организации применяются показатели рентабельности (прибыльности). Прибыльность отражает жизнеспособность организации в долгосрочном периоде. При расчете прибыльности организации в качестве финансового результата ее деятельности используется чистая прибыль, нераспределенная прибыль (но может быть убыток).

К показателям эффективности деятельности организации относятся:

 

- рентабельность деятельности  организации;

 

- рентабельность собственного  капитала;

 

- рентабельность собственного  и заемного капитала;

 

- рентабельность активов.

 

Рентабельность деятельности организации показывает, какова чистая прибыль организации на одну денежную единицу выручки от продаж:

 

Пч – чистая прибыль;

 

В – выручка.

 

Ориентиром может служить отраслевой показатель, который колеблется по отраслям. Конкретное значение рентабельности деятельности, к которой стремилась бы организация, не существует. Тем не менее, чем больше значение данного показателя, тем эффективнее хозяйствует организация.

 

Рентабельность собственного капитала отражает отдачу от собственного капитала организации. В рыночной экономике является наиболее распространенным. Его значение сравнивается со ставкой рефинансирования.

 

Данный показатель рассчитывается по формуле:

 

Пч – чистая прибыль;

 

СКнач. – совокупный капитал на начало периода;

 

СКкон. – совокупный капитал на конец периода.

 

В случае если значение рентабельности собственного капитала очень высоко (например, приближается к 100%), логичнее рассчитывать рентабельность собственного и заемного капитала:

 

Пч – чистая прибыль;

 

СКнач. – совокупный капитал на начало периода;

 

СКкон. – совокупный капитал на конец периода;

 

ЗКнач. – заемный капитал на начало периода;

 

СКкон. – заемный капитал на конец периода.

 

Рентабельность активов организации характеризует ее прибыльность по отношению к активам и показывает, насколько эффективно используются активы предприятия:

 

Пч – чистая прибыль;

 

Анач. – совокупные активы на начало периода;

 

Акон. – совокупные активы на конец периода.

 

Из практики хозяйствования известно следующее соотношение:

 

RСК > RА – тогда организация  действует эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Заключение

 

        В России в подавляющем большинстве холдингов, как и в ОАО «Белкамнефть» пока еще, к сожалению, главным инструментом планирования является финансовая структура, а не показатели стратегии — как финансовые, так и нефинансовые. Однако сама по себе финансовая структура — это всего лишь удобный базис для построения бюджетного процесса на отдельном предприятии или в холдинге. И отражает она далеко не все компоненты стратегии, а лишь ее финансовую составляющую. Да и то, по большей части, — показатели рентабельности, в то время как собственников интересует, прежде всего, рост стоимости бизнеса. Кроме финансовой структуры должны быть разработаны также стратегические показатели работы с клиентами, показатели внутренних бизнес-процессов, инноваций и роста. Соединенные вместе, они дадут полную картину стратегических целей холдинга.

        Организационная структура компании повторяет финансовую. Это приводит к тому, что, например, отдел маркетинга в финансовой структуре позиционируется как простой центр затрат, хотя таким образом явно принижается его значение в рамках стратегических ориентиров холдинга. Строго говоря, организационной и финансовой структурам в рамках холдинга лучше существовать автономно, поскольку отношения подчинения и финансовая ответственность — разные вещи.

        Поэтому кроме общеизвестных финансовых инструментов, в интегрированной компании большое внимание должно уделяться диверсификации с одной стороны и эффективного взаимодействия, с другой, её отделов и департаментов. Что поможет выстроить чёткую бизнес-схему любого холдинга. В свою очередь, финансовые структуры должны оставаться  системообразующим звеном компании и выполнять свои функции согласно регламентам.

 

 

        Список литературы

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. СПС «КонсультантПЛЮС».
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ. СПС «КонсультантПЛЮС».
  3. Федеральный закон «Об обществах с  ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. СПС «КонсультантПЛЮС».
  4. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ. СПС «КонсультантПЛЮС».
  5. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов.2-е русск. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.) – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 1008 с.
  6.  Гулямов С.С. Проблемы ответственности в дочернем акционерном обществе // Законодательство. 2009. N 5. С. 12.
  7. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. М.; 2011. – 471 с.
  8. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие: Сборник статей. М.: ГроссМедиа, 2010 – 212 с.
  9. Ломакин Д.В. Самостоятельность дочерних и зависимых обществ // Законодательство. 2006. N 5. С. 8.
  10. Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М.: Статут, 2005. С. 73.
  11. Осипенко О.В. Новейший корпоративный шантаж: истоки, технологии, методы подавления и профилактики. Статья вторая. Косвенные иски: заточка гринмейлера или крик отчаяния добросовестного миноритария? // Слияния и поглощения. 2008. N 1 - 2 (47 - 48).
  12. Портной К. Положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 112.
  13. Парфенов И.А. Управление холдингом в нефтегазовом комплексе (правовые аспекты). Тюмень, 2009. С. 74.
  14. Рузакова Е.В. Предпринимательские многосубъектные образования: правовая модель и действительность // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Под ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2005. С. 220.
  15. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами.2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юнити-Дана, 2009. – 639 с.
  16. Холдинги: регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание / И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2009. – С. 121.
  17. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 224с.
  18. Шиткина И.С. Установление холдинговых отношений // Предпринимательское право. 2007. N 2. С. 14.
  19. Финансовый менеджмент. Бригхэм Ю., Эрхардт М. 10-е изд. - СПб.: Питер, 2009.  – 960 с.
  20. Журнал «Финансовый директор», №9 за 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Описание процесса финансового планирования

 

        Этап 1. Формирование заявки на включение в ФП/КФП.

        Ежемесячно куратор договора на основании первичных документов в соответствии с условиями оплаты по договору и наличия дебиторской/кредиторской задолженности создает ЗФП для включения в ФП/КФП. ЗФП создается на бумажном носителе/в электронном виде в следующие сроки: для ФП - до 25 числа МПП; для КФП – до 13 числа ПМ.       

        Финансист Общества/ДЗО в течение 1 рабочего дня проводит анализ ЗФП на соответствие статьям/подстатьям финансового планирования. По результатам проведенного анализа руководитель финансовой службы Общества/ДЗО согласовывает ЗФП, либо корректирует ЗФП и согласовывает, либо отклоняет и направляет на доработку куратору договора.

        Этап 2. Формирование проекта ФП/КФП.

        Согласованные ЗФП консолидируются в проект ФП/ КФП в электронном виде с разбивкой по статьям/подстатьям финансового планирования и платежным периодам. Срок создания проекта определен данным регламентом: для ФП – до 27 числа МПП; для КФП – до 15 числа ПМ.

        Руководитель финансовой службы Организации/ДЗО анализирует проект ФП/КФП. По результатам анализа:

1) при соответствии  проекта  ФП/КФП ключевым и нормативным параметрам, установленным ФЭК (при их наличии) или БДДС (нарастающим итогом с начала года) и без дефицита денежных средств проект ФП/КФП направляется в финансовую службу ОАО «Белкамнефть» для анализа и консолидации ОАО «Белкамнефть»;

2) при несоответствии  проекта ФП/КФП ключевым и нормативным  параметрам (при их наличии) и/или  с дефицитом денежных средств  проект ФП/КФП направляется на  Платежный комитет Организации /ДЗО. Платежный комитет выносит решение о необходимых корректировках проекта ФП/КФП, которое оформляется соответствующим протоколом. Руководитель финансовой службы Организации/ДЗО в соответствии с протоколом  Платежного комитета вносит корректировки в проект ФП/ КФП и направляет его в финансовую службу ОАО «Белкамнефть» для анализа и консолидации ОАО «Белкамнефть»;

3) при несоответствии  проекта ФП/КФП БДДС (нарастающим  итогом с начала года), без дефицита  денежных средств руководитель  финансовой службы Общества/ ДЗО  направляет проект ФП/КФП  в  финансовую службу  ОАО «Белкамнефть» с анализом причин отклонений проекта ФП/ КФП от БДДС  для консолидации ОАО «Белкамнефть».

         Передача проекта ФП/ КФП для консолидации по группе предприятий ОАО «Белкамнефть» в финансовую службу ОАО «Белкамнефть» производится до 28 числа МПП/ до 16 числа ПМ соответственно.

Информация о работе Особенности финансового менеджмента в группе компаний (холдинге) на примере ОАО «Белкамнефть»