Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:07, курсовая работа
Целью выполнения курсового проекта является исследование проблем анализа и оценки эффективности финансового менеджмента в холдинге и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
• изложены сущность и особенности финансовой деятельности холдинга
• исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дан комплексный анализ финансовых показателей холдинга и разработаны направления по их совершенствованию
Введение……..…………………………………………………………………………3
Теоретические и методологические основы финансового менеджмента
в холдинге
Сущность и особенности финансовой деятельности холдинга………..5
Основные сферы финансового менеджмента в холдинге…………….9
Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ……...….14
Методы управления финансами и виды финансовых структур
в холдинге…………………………………………………………….….24
2. Анализ и оценка финансового состояния холдинга
на примере ОАО «Белкамнефть»
2.1 Общая характеристика финансово-экономической деятельности
ОАО «Белкамнефть».……………………………………………………35
2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования холдинга
ОАО «Белкамнефть»………..……………..………………...………..…48
2.3. Организация движения и специфика финансовых потоков в
ОАО «Белкамнефть»……………………………………………………51
2.4 Комплексный анализ финансовых показателей холдинга
ОАО «Белкамнефть».……………………….…………….…………….56
Рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента
холдинга ОАО «Белкамнефть»
Совершенствование корпоративного управления холдингом
в целях повышения роста его стоимости…………………………..….68
Разработка основных направлений финансовой политики
предприятия…………………….…………………………………….....73
Заключение……………………………………………………….……………………85
Список использованной литературы……………………………………...…………86
в) достаточно ли полученной холдингом прибыли для удовлетворения его текущей потребности в деньгах;
г) выделение более эффективных денежных потоков с точки зрения прибыльности, ликвидности.
Анализ также позволяет оценивать качество управленческих решений, а также их влияние на результаты деятельности и финансовое положение холдинга. Когда анализ охватывает более длительный промежуток времени, аналитик может оценить реакцию руководства на изменение экономический условий, а также на благоприятные возможности и неблагоприятные обстоятельства, которые проявляются постоянно.
Оценка результатов анализа укажет, в достижение каких целей руководство решит вложить средства, где оно сократит вложения, из каких источников привлечет дополнительные денежные средства и в какой степени сократятся требования в адрес холдинга. Такой анализ покажет, кроме прочего, размещение прибыли в течение этих лет и то, как руководство компании реинвестирует внутренние поступления денежных средств, которые оно имеет в своем распоряжении. Помимо этого анализ позволит выявить величину и определить структуру денежных средств, получаемых в результате хозяйственной деятельности, их распределение и степень стабильности.
1.2 Основные сферы финансового менеджмента в холдинге
Финансовый менеджмент, или управление финансами заключается в действиях по приобретению, финансированию и управлению активами, направленных на реализацию определённой цели. Таким образом, управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести к следующим трём основным сферам операций с активами: инвестиции, финансирование и управление ими. Логика выделения таких областей менеджмента тесно связана со структурой баланса, как основной отчётной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.
Инвестиционные решения являются самыми важными из трех основных сфер принятия решений с точки зрения создания и роста стоимости компании. Принятие инвестиционных решений начинается с определения суммарной величины активов, необходимых данной фирме. Представьте себе на минуту балансовый отчет фирмы. Его правая половина показывает обязательства и собственный капитал компании, тогда как цифры слева свидетельствуют об активах фирмы. Финансовому руководителю необходимо регулировать общую величину активов фирмы, т.е. ее размер. Даже когда этот показатель известен, необходимо принять решение о конкретном составе активов. Например, какую часть активов должны составлять денежные средства, а какую - материально-производственные запасы? Кроме того, нельзя игнорировать и обратную сторону инвестиций - изъятие капиталовложений. Активы, существование которых уже невозможно оправдать с экономической точки зрения, возможно, придётся сократить, ликвидировать или заменить.
Инвестиции могут быть направлены на решение простых производственных задач, как, например замена оборудования, или на стратегические цели, касающиеся приобретения, ликвидации или расширения производственных мощностей. Граница между стратегическими и производственными инвестициями достаточно условна и в большей степени зависит от характера организации и обстоятельств. В обоих случаях может использоваться одна и та же техника анализа, но различия будут заключаться в объёме информации и глубине ее проработки. Некоторые предприятия осуществляют производственные инвестиции без предварительного анализа, но стратегическое планирование невозможно без применения соответствующих методик.
В общем случае схема инвестиционного анализа может использоваться при различных ситуациях: слияниях, расширении, эмиссии ценных бумаг, выборе между покупкой или арендой активов и пр.
Вторым важным типом решений, которые приходится принимать руководству фирмы, является решение о финансировании бизнеса. Здесь финансовому директору придётся задуматься о структуре правой стороны балансового отчета. Способы финансирования деятельности фирм в разных отраслях экономики существенно различаются. Для некоторых компаний характерны относительно высокие суммы долгового финансирования, тогда как у других оно практически отсутствует. Имеет ли какое-то значение используемый тип финансирования? А если да, то почему? И следует ли считать оптимальным вариантом некое сочетание различных видов финансирования?
Кроме того, политика выплаты дивидендов должна рассматриваться как неотъемлемая часть решений руководства фирмы о финансировании ее деятельности. Коэффициент выплаты дивидендов (процентное отношение дивидендов к прибыли компании) определяет, какая часть прибыли остается в фирме. Чем большую долю текущей прибыли оставляет себе компания, тем меньше денег приходится на текущие выплаты дивидендов. Поэтому финансовый руководитель должен обеспечить разумный баланс между той частью прибыли фирмы, которая направляется на выплату дивидендов ее акционерам, и той частью, которая остается в фирме с целью финансирования ее развития.
После выбора источников и структуры финансирования финансовый руководитель должен принять решение о том, как наилучшим образом привлечь необходимые средства. Для этого ему необходимо четко понимать процессы получения краткосрочных займов, заключения договора долгосрочной аренды, ведения переговоров о продаже облигаций или акций своей компании.
Третье важное решение, которое должно принять руководство фирмы, касается управления активами. После того как будут приобретены активы и будет обеспечено надлежащее финансирование для развития бизнеса, необходимо обеспечить эффективное управление ими. Различные активы накладывают на финансового менеджера разную степень ответственности. Так, он должен уделять больше внимания управлению оборотными средствами, нежели основными. Значительная доля ответственности за управление последними возлагается на руководителей производственных подразделений, которые их используют.
Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами. Главная цель системы управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов. Основные задачи и принципы управления активами предприятия:
1. Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов.
2. Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.
3. Текущие активы используются
в качестве оборотного
4. Ликвидные активы используются
для покупки исходных
5. Эффективное использование
оборотного капитала. Любые фонды,
не используемые для нужд
Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.
Активно развивающемуся предприятию постоянно не хватает денег для роста. Поэтому оно вынуждено помимо собственных источников финансирования искать другие. Кроме банковского кредитования и кредиторской задолженности, бесспорно, это могут быть привлечение стратегического инвестора путем увеличения акционерного капитала или выпуск облигаций. Однако такие источники финансирования невыгодны по следующим причинам:
1. Привлечение стратегического
инвестора путем увеличения
2. Расходы на обслуживание
облигаций в нашем случае
Наиболее выгодный источник финансирования - кредиторская задолженность. Особенно это выгодно в тех случаях, когда требования кредиторов не подкреплены обеспечением в виде банковских гарантий.
1.3 Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ
Институт дочерних и зависимых обществ появился в гражданском законодательстве в связи с необходимостью урегулирования отношений в рамках фактических объединений компаний, где, с одной стороны, взаимосвязь между компаниями четко не фиксируется, а с другой стороны, такие компании могут влиять на деятельность друг друга. В зарубежном праве такие объединения известны как холдинги или концерны.
В литературе существует точка зрения о фактическом наличии в российском бизнесе дочернего юридического лица, которое "одновременно выступает не только участником гражданского оборота в большинстве из предусмотренных законом форм предпринимательской деятельности, но и участником отношений субординации, складывающихся внутри совокупности экономически взаимосвязанных юридических лиц". С той же аргументацией можно предложить ввести в законодательство понятие основного или головного юридического лица или холдинговой компании и отнести сюда, наряду с хозяйственными обществами (товариществами), также унитарные предприятия, производственные кооперативы, некоммерческие организации, имеющие подконтрольные хозяйственные общества.
Смысл такого нововведения заключается в том числе в необходимости устранения серьезного пробела в законодательстве. В соответствии с ныне действующими нормами головную организацию холдинга (холдинговую компанию), образованную в любой иной форме, чем хозяйственное общество (товарищество), привлечь к ответственности по долгам дочерней организации нельзя, поскольку ст. 105 ГК РФ2 устанавливает дополнительные по отношению к ст. 56 ГК РФ условия ответственности только хозяйственного общества (товарищества) по долгам дочернего общества. Формализация в законодательстве холдинговых объединений с различным составом участников будет способствовать защите прав и законных интересов участников предпринимательского оборота.
Гражданский кодекс выделяет два случая взаимосвязи между компаниями - дочерность и зависимость3.
Отношения дочерности могут служить необходимым связующим звеном при привлечении к ответственности основного общества или товарищества по долгам дочернего общества. При этом случаи привлечения к ответственности установлены Кодексом и не подлежат расширительному толкованию. В то же время положения о дочерних обществах, содержащиеся в Законе об акционерных обществах (далее – Закон об АО)4, наоборот, ограничивают случаи такой ответственности. Как отмечается в литературе, формулировка Закона практически сводит к нулю возможность привлечения к ответственности материнских компаний.
Отношения зависимости не влекут за собой возможность привлечения основного общества к ответственности за зависимое общество. Эти отношения выделяются в целях информирования других участников оборота о наличии взаимосвязи между обществами. Поэтому основное общество обязано опубликовать соответствующие сведения в средствах массовой информации.
Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество, в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. По своей сути все дочерние общества являются зависимыми, так как порог участия головной компании в деятельности зависимого общества, установленный на уровне 20% долей АО, ниже, нежели в дочерних, у которых головная организация способна принимать решения, обязательные для исполнения дочерним обществом. В связи с этим законодатель устанавливает в Законе об АО солидарную ответственность головной компании за деятельность дочернего общества.
Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более 20% уставного капитала первого общества.