Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:07, курсовая работа
Целью выполнения курсового проекта является исследование проблем анализа и оценки эффективности финансового менеджмента в холдинге и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
• изложены сущность и особенности финансовой деятельности холдинга
• исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дан комплексный анализ финансовых показателей холдинга и разработаны направления по их совершенствованию
Введение……..…………………………………………………………………………3
Теоретические и методологические основы финансового менеджмента
в холдинге
Сущность и особенности финансовой деятельности холдинга………..5
Основные сферы финансового менеджмента в холдинге…………….9
Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ……...….14
Методы управления финансами и виды финансовых структур
в холдинге…………………………………………………………….….24
2. Анализ и оценка финансового состояния холдинга
на примере ОАО «Белкамнефть»
2.1 Общая характеристика финансово-экономической деятельности
ОАО «Белкамнефть».……………………………………………………35
2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования холдинга
ОАО «Белкамнефть»………..……………..………………...………..…48
2.3. Организация движения и специфика финансовых потоков в
ОАО «Белкамнефть»……………………………………………………51
2.4 Комплексный анализ финансовых показателей холдинга
ОАО «Белкамнефть».……………………….…………….…………….56
Рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента
холдинга ОАО «Белкамнефть»
Совершенствование корпоративного управления холдингом
в целях повышения роста его стоимости…………………………..….68
Разработка основных направлений финансовой политики
предприятия…………………….…………………………………….....73
Заключение……………………………………………………….……………………85
Список использованной литературы……………………………………...…………86
Предпочтительна горизонтальная координация. Обязательно должна быть не только координация на уровне плана, но и координация при помощи обратной связи. Нередки случаи, когда целевые показатели на предприятия спускаются «сверху». На самом же деле необходимо, чтобы процесс планирования был многоэтапным:
· Предприятия представляют свои планы;
· Руководство холдинга их корректирует и задает новые цели;
· Предприятия согласовывают планы, исходя из своих возможностей;
· Руководство холдинга утверждает эти планы.
Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.
Важнейшим методом управления является анализ. В свою очередь, финансовый анализ является частью общего, более полного анализа хозяйственной деятельности, состоящего из двух основных разделов:
- Финансового анализа и управленческого анализа.
- Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний.
Особенностью внешнего анализа является:
- Множественность субъектов, пользователей информации
- Разнообразие целей.
- Наличие типовых методик, в том числе международных.
- Ориентация на публичность отчетности.
- Ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора.
Максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами и собственниками предприятия, по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности
использования заемного
Внутренний финансовый анализ использует в качестве источника информации данные бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.
Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления:
- анализ эффективности авансирования капитала,
- анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.
В системе управленческого анализа появляется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности за счет привлечения данных управленческого и производственного учета.
Особенности управленческого анализа являются:
- ориентация результатов анализа на свое руководство;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
- бухгалтерская отчетность;
- сообщения финансовых органов;
- информация учреждений банковской системы;
- информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии, невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Важная форма финансирования за счёт средств предприятия - финансирования из удержанных прибылей. Этот вид приобретения капитала называют самофинансированием. Его объём определяется по его положительной величине разницы между прибылью и её распределением (выплатой дивидендов). Понятие “прибыли” в экономике и организации производства - это максимальная сумма, которую можно изъять у предприятия, - превышение доходов над расходами. Продолжительная доходность источника доходов и налогов - “предприятия” считается обеспеченной, если сохраняется чистая капитализированная прибыль. Увеличение чистой капитализированной прибыли - это прирост, снижение - это уменьшение прибыли.
В торговом и налоговом балансе исходят из принципа сохранения номинального капитала. Прибыль - это всё, что имеется в конце периода сверх вложенного в начале периода номинального денежного капитала. Чтобы обеспечить сохранение номинального капитала, необходимо оценить общие расходы, необходимые для обеспечения производственных с издержками на их приобретение.
Самофинансирование может проводиться в открытой и скрытой форме. Открытое самофинансирование налицо, если балансовая прибыль не распределяется, а остаётся на счетах единоличных фирм и товариществ, а у предприятия я постоянным номинальным капиталом переводится на резервные счета.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.
«Белкамнефть»
Открытое
акционерное общество «
ОАО «Белкамнефть» осуществляет добычу и подготовку нефти на территории Удмуртской Республики, Башкирии и Кировской области. ОАО «Белкамнефть» является оператором добычи для предприятий ООО «Белкамнефть», ООО «Удмуртская национальная нефтяная компания», ОАО «Удмуртская нефтяная компания», ООО «Удмуртгеология», ОАО «Уральская нефть», ООО «Региональный нефтяной консорциум», ООО «Рябовское», ООО «Решетниковская нефтяная компания», ООО «Окуневское».
На балансе группы компаний «Белкамнефть» находится 49 месторождений нефти. Текущие извлекаемые запасы нефти промышленных категорий составляют 85,4 млн. тонн нефти.
В 2011 году ОАО «Белкамнефть» вышла на рекордный для себя уровень добычи нефти - 4 млн. 258 тыс. 942 тонн нефти, что на 7% превышает показатель 2010 года. Увеличение объема добычи стало возможным благодаря интенсивному проведению современных геолого-технических мероприятий и буровых работ.
В течение 2011 года на объектах предприятия было проведено 840 геолого-технических мероприятий, что на 9,2 % больше, чем в предыдущем году.
Введено в эксплуатацию 30 новых нефтяных скважин на десяти месторождениях: Центральном, Патраковском, Юськинском, Областновском, Тукмачевском, Восточно-Постольском, Турецком, Пионерском, Коробовском и на Вятской площади Арланского месторождения, в том числе на шести месторождениях введено 25 скважин из бурения.
На реализацию экологических программ в 2011 г. было направлено 825,31 млн. рублей
Структура
холдинга ОАО НК «РуссНефть»
состоит из пяти основных
Организационная структура управления ОАО «Белкамнефть» представляет собой линейно-функциональную структуру. В компании три основных уровня управления: руководство, дирекция (службы, отделы, управлении) и цеха. ОАО «Белкмнефть» имеет линейно-функциональную структуру управления. Этот тип структуры характеризуется соблюдением единоначалия, линейного построения структурных подразделений (отделов, служб) и распределения функций между ними. Данная структура реализует принципы как линейной структуры – четкие связи подчиненности, централизация управления, так и функциональной структуры – разделение труда, квалифицированная подготовка решений. В состав ОАО «Белкамнефть» входят основные производственные подразделения, которые разделены по территориальному признаку на два нефтегазодобывающих управления. В состав НГДУ входят производственные цеха, выполняющие одинаковую работу, но на различных, удаленных друг от друга территориях. Управление обществом осуществляется в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами общества. ОАО «Белкамнефть» самостоятельно определяет структуру.
Отдел по работе с персоналом отвечает за работу работников фирмы, продвигая их по службе, принимая новых и обеспечивая их должностными инструкциями, следит за правильным и своевременным ведением статистики, этичностью персонала, организация общественных мероприятий, удаляет все возникающие на линиях коммуникации барьеры, препятствующие росту организации.
Отдел программного обеспечения обеспечивает бесперебойной работой всей имеющейся во введении фирмы офисной техники, а так же занимается учетом поступивших, хранящихся и отпущенных со склада товаров.
Отдел продаж продает товар клиентам, следит за пополнением клиентской базы, своевременной отгрузкой товара со склада. Выполнение заданных функций возлагается на основное профильное подразделение предприятия - отдел продаж ОАО «Белкамнефть». Основной целью деятельности отдела продаж является реализация нефтепродуктов на региональном мелкооптовом рынке. Для достижения максимального экономического эффекта от продаж нефтепродуктов и выполнения плана продаж основу клиентской базы ОАО «Белкамнефть» должны составлять конечные потребители. Основным принципом работы сотрудников отдела продаж является так называемый «принцип активных продаж», т.е. самостоятельный поиск клиентов.
Поиск новых партнеров ведется на основе как уже имеющейся клиентской базы, так и с использованием других источников информации (данные соответствующих государственных органов и инспекций, в т.ч. Госкомстата, переговоры с владельцами и/или руководителями соответствующих отделов конкретных автозаправочных комплексов, промышленных и автотранспортных предприятий, предприятий ЖКХ и агропромышленного комплекса, крупных строительных компаний и пр.), а также обращение вероятных клиентов самостоятельно. Основными критериями для оценки потенциальных клиентов являются объемы потребления, платежеспособность, расположение потребителя в зоне охвата нефтебаз ОАО «Белкамнефть». Переговоры осуществляются либо по телефонной связи, либо путем личной встречи, в т.ч. выезд в офис клиента. Основной целью переговоров является изложение сути коммерческого предложения, направленного на реализацию нефтепродуктов и полного комплекса сопутствующих услуг, а также получение информации о клиенте (уточнение объемов потребления, поставщиков, сложившееся финансовое состояние, расположение емкостного парка, наличие парка собственных бензовозов и/или необходимости организации доставки нефтепродуктов автоцистернами (бензовозами) до пункта слива покупателя), детальная договоренность по взаимовыгодному сотрудничеству (объем возможных закупок, условия оплаты) и личное знакомство. Договоры купли-продажи нефтепродуктов с клиентами заключаются в случае наличия договоренности относительно условий работы. При заключении договора купли-продажи нефтепродуктов с отсрочкой платежа клиент дополнительно предоставляет пакет учредительных документов, необходимый отделу продаж и службе безопасности для принятия такого решения. На всех этапах заключения договора, кроме его подписания, коммуникацию с покупателем осуществляют сотрудники отдела продаж. Решение о подписании договора принимает директор.