Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:07, курсовая работа
Целью выполнения курсового проекта является исследование проблем анализа и оценки эффективности финансового менеджмента в холдинге и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
• изложены сущность и особенности финансовой деятельности холдинга
• исследована внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия, дан комплексный анализ финансовых показателей холдинга и разработаны направления по их совершенствованию
Введение……..…………………………………………………………………………3
Теоретические и методологические основы финансового менеджмента
в холдинге
Сущность и особенности финансовой деятельности холдинга………..5
Основные сферы финансового менеджмента в холдинге…………….9
Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ……...….14
Методы управления финансами и виды финансовых структур
в холдинге…………………………………………………………….….24
2. Анализ и оценка финансового состояния холдинга
на примере ОАО «Белкамнефть»
2.1 Общая характеристика финансово-экономической деятельности
ОАО «Белкамнефть».……………………………………………………35
2.2 Внешняя и внутренняя среда функционирования холдинга
ОАО «Белкамнефть»………..……………..………………...………..…48
2.3. Организация движения и специфика финансовых потоков в
ОАО «Белкамнефть»……………………………………………………51
2.4 Комплексный анализ финансовых показателей холдинга
ОАО «Белкамнефть».……………………….…………….…………….56
Рекомендации по совершенствованию финансового менеджмента
холдинга ОАО «Белкамнефть»
Совершенствование корпоративного управления холдингом
в целях повышения роста его стоимости…………………………..….68
Разработка основных направлений финансовой политики
предприятия…………………….…………………………………….....73
Заключение……………………………………………………….……………………85
Список использованной литературы……………………………………...…………86
Показатель фондоотдачи характеризует размер выручки в денежном выражении, приходящейся на каждый рубль основных средств. Показатель фондоемкости, обратный фондоотдаче, характеризует стоимость основных средств, приходящуюся на каждый рубль выручки от продаж.
Таблица 2
Эффективность использования основных средств ОАО «Белкамнефть» за 2009-2011 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+, -) |
Темп изменения, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010г. от 2009г. |
2011г. от 2010г. |
2010г. к 2009 г |
2011г. к 2010 г | ||||
1.Объем реализации, тыс. руб. 2.Прибыль (убыток) чистая, тыс. руб. 3.Среднегодовая стоимость 4.Среднесписочная численность, чел. 5.Фондоотдача, руб. 6.Фондоемкость, руб. 7.Фондовооруженность, тыс. руб. 8.Фондорентабельность, руб. |
129444
-5
13307,5
183
9,8 0,10 17,0
- |
169749
-21
16220
213
10,5 0,10 20,0
- |
241038
5855
19148,5
321
12,6 0,08 23,3
0,3 |
39905
-16
2912,5
30
0,7 - 3,0
- |
71289
5876
2928,5
8
2,1 -0,02 3,3
0,3 |
130,7
-
121,9
103,8
107,1 100,0 117,6
- |
142,0
-
118,1
101,0
120,0 80,0 116,5
- |
Анализируя показатель отметим, что в 2011 г. показатель фондоотдачи составил 12,6 руб. в расчете на 1 руб. выручки, что больше аналогичного показателя прошлого года на 2,1 руб.
За 2011 г. он составлял 0,08 руб. и стал меньше показателя фондоемкости за 2009 г. на 20 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов.
На уровень фондоотдачи влияет не только сумма реализованной продукции, товаров и услуг, которая зависит от эффективности использования МТБ предприятия, продолжительности рабочего времени, ритмичности работы, но и структуры основных фондов.
Рост показателя фондоотдачи и снижение фондоемкости продукции свидетельствуют об улучшении использования основных фондов и наоборот. В нашем случае, показатели фондоотдачи и фондоемкости характеризуют достаточно эффективное использование основных средств; но существует возможность повысить степень их загрузки, на основе использования более нового и модернизированного оборудования, позволяющего повысить производительность труда.
Показатель фондовооруженности показывает, что на одного работника предприятия за 2010 г. приходилось 20,0 тыс. руб. стоимости основных фондов, что на 16,5 % больше аналогичного показателя 2009 г.
Рентабельность основных фондов ОАО «Белкамнефть» составила в 2011 г. 30,6 %, что является достаточно высоким результатом. Для сравнения, в 2010 г. показатель не рассчитывался в виду нулевого финансового результата деятельности.
Продолжительность оборота оборотных средств является одним из показателей ликвидности и платежеспособности, так как она выражает скорость, с которой активы могут быть обращены в наличность.
Таблица 3
Экономическая эффективность использования оборотных средств
ОАО «Белкамнефть» за 2009 - 2011 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+, -) |
Темп изменения, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010г. от 2009г. |
2011г. от 2010г |
2010г. к 2009г. |
2011г. к 2010г | |
1. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 2. Выручка от продаж, тыс. руб. -за год -однодневная
3.Продолжительность оборота, в днях 4. Оборачиваемость, в разах |
22946
129844 360,7
63,6
5,7 |
28722
169749 471,5
60,9
5,9 |
36328,5
241038 669,6
54,3
6,6 |
5776
39905 110,8
-2,7
0,2 |
7606,5
71289 198,1
-6,6
0,7 |
125,2
130,7 130,7
95,8
103,5 |
126,5
142,0 142,0
89,2
111,9 |
В нашем случае данный показатель достаточно низок и составляет 54,3 дня, это говорит о том, что в среднем, за год оборотный капитал превращается в наличные денежные средства примерно 7 раз. По сравнению с 2010 г. оборачиваемость ускорилась в 2011 году на 0,7 оборота или 6,6 дня, что является положительным фактором. Основной причиной следует назвать опережение темпов роста объема продаж (142,0 %) над темпами роста средней стоимости оборотных средств.
На деятельность предприятия большое влияние оказывают внешнее окружение и внутренняя среда функционирования. Условно внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят: государство, потребителей, поставщиков, конкурентов. Их воздействие проявляется на конкретных экономических показателях предприятия (ресурсах, объеме деятельности, позиций на рынке и т.д.). Степень влияния может быть оценена количественно или по стоимости (в большинстве случаев).
К факторам косвенного воздействия относят: политику, экономику, социально-культурные, научно-технические, географические и др.
Государственное воздействие осуществляется в сфере экономики отдельных отраслей (нефтедобывающая, торговая внешнеэкономическая политика), в решении отдельных вопросов (на формирование налоговой, таможенной, финансовой системы), в сфере региональных экономических отношений.
К функциям государства в экономической области относится создание правовой основы для принятия экономических решений, начиная с принятия Конституции, которая оговаривает экономическую базу общества, где затрагиваются проблемы собственности. Кроме того, существуют административное, земельное право, уголовный кодекс и т.д. каждый член общества сообразует свою деятельность с законодательством; стабилизация экономики. Для этого государство использует бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику; социально обоснованное распределение ресурсов. Государство берет на себя частично или полностью заботу о сельском хозяйстве, предприятиях связи, транспорте, благоустройстве сферы обитания человека (проблемы экологии), осуществлении внешней и внутренней политики, здравоохранении и образовании; обеспечении социальных гарантий: установлении минимального уровня оплаты труда; определении размера пенсионных выплат; пособий по безработице; индексации доходов наиболее уязвимых слоев населения.
Очень важным фактором во внешней среде являются потребители. Производитель не может «жестко» контролировать потребителя и не должен манипулировать потребителем. Главное для предприятия заключается в том, чтобы вовремя и верно реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать факторы, вызывающие те или иные перемены. Потребителем продукции и услуг предприятия являются крупные торговые точки, оптовые компании и мелкооптовые компании, а так же федеральные и республиканские розничные сети.
Важным фактором прямого воздействия являются конкуренты, конкуренция и конкурентоспособность предприятия.
В условиях рыночной экономики конкуренция является основным регулирующим механизмом, заставляющим изготовителей производить, а посредников продавать именно те товары, в которых ощущается потребность. Целью конкурентов на рынке является продажа товара покупателю, а основное средство - качественный маркетинг на предприятии. Государственное регулирование, поставщики, потребители и конкуренты заставляют предприятие в управлении придерживаться определенных правил, корректировать свое поведение на рынке, вырабатывать определенную стратегию и тактику при выборе видов деятельности, источников поступления сырья, использования
Наличие оборудованных больших складских помещений (нефтебазы), отлаженный график поставок от производителей позволяет поддержать оптимальные для удовлетворения спроса клиентов товарные запасы. Для доставки продукции мы имеем собственный автомобильный транспорт и при необходимости привлекаем наемный. Цель работы отдела логистики: своевременная качественная доставка заказа клиенту.
Научно-технический прогресс оказывает огромное влияние на развитие экономики страны. Он является основой роста производительности труда и ускорения оборачиваемости капитала на предприятиях торговли, способствует исчезновению старых профессий, связанных с тяжелым трудом и возникновению новых, связанных с управлением и контролем за машинами и системами. Воздействие научно-технического фактора на предприятия торговли немаловажно. Разработка проекта Стратегии развития Российской Федерации по модернизации экономики оказывает воздействие и на предприятия торговли. В настоящее время на предприятиях торговли ведется замена и модернизация контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, что в свою очередь создает обновление единой базы данных предприятий, внедрение и расширение системы безналичных расчетов с потребителями. Все учетные процессы в компании автоматизированы, учет товаров ведется через 1С: Предприятие. Научно-технический фактор способствует и росту квалификации работников, и совершенствованию их труда на предприятии.
Географический фактор оказывает большое влияние на работу предприятия, как с торговой, так и с производственной точки зрения.
При формулировании личной стратегии или стратегии направления, бизнес-единицы, компании, корпорации, концерна необходимо четко представлять возможности и угрозы на каждом из рынков - если их несколько. Необходимо уменьшить влияние слабостей. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует обратить внимание на сложившуюся корпоративную культуру компании и политику собственников. Она определяет ограничения и возможности при выборе направлений развития.
ОАО «Белкамнефть»
Специфика движения финансовых потоков в ОАО «Белкамнефть» определяется воздействием организационных и административных механизмов регулирования (применение системы внутрикорпоративных цен, финансово-кредитных схем для осуществления внутренних взаиморасчетов и распределения консолидированной прибыли, организация внутрифирменного кредитования).
Координацией операций, связанных закупкой сырья, занимаются специально созданные отделы в головной компании, функционирует так называемый «закупочный комитет». Поскольку сырье реализуются кроме внешнего и на внутрикорпоративном рынке, соответственно, входящий финансовый поток по текущей деятельности производственных предприятий жестко регулируется и контролируется материнской компанией посредством использования механизма внутрикорпоративных цен.
Реализуя экономический механизм управления стоимостью продукции, холдинг в состоянии сформировать собственный внутренний рынок, базирующийся на регулируемых затратах, внутрикорпоративных ценах, различных фиксированных платежах и, конечно, антимонопольном законодательстве и т.д. Такой механизм в условиях отсутствия режима благоприятствования со стороны государства на федеральном и региональном уровнях создает для корпоративной группы ряд преимуществ:
- возможность соизмерять затраты и конечный финансовый результат, эффективнее использовать имущественный комплекс;
- возможность использовать внутренние финансово-кредитные возможности в управлении прибылью, перераспределять средства на выпуск более конкурентоспособной продукции;
- поддержание автономности предприятий.
Внутрикорпоративные цены должны учитывать в большей степени характеристики конкретного предприятия, чем совокупную прибыль корпорации, и соответствовать рентабельности инвестированного капитала, обеспечивающей покрытие постоянных затрат при производстве бюджетного объема. Для этого и создан закупочный комитет, собираемый еженедельно. Его главной функцией является координация закупок, проходящих через головную компанию, распределение объёмов сырья по дочерним компаниям, в соответствии с планами и закупочными заявками. В него входят: финансовый директор компании, коммерческий директор, начальник финансово-экономического отдела, коммерческий директор, рядовые специалисты, в зависимости от требования конкретного заседания. Коэффициент рентабельности устанавливается в рамках политики компании и может усредняться по производственному предприятию или по сектору производства в целом.