Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:12, отчет по практике
Целью прохождения практики явилось исследование в области организации и осуществления деятельности банка ВТБ ОАО. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
изучить общие принципы организации и функционирования банка;
изучить экономическую и нормативную документацию;
оценить организационно-экономический уровень деятельности банка;
ознакомиться с деятельностью структурного подразделения;
дать оценку используемым банковским технологиям в изучаемом банке и его подразделениях;
овладеть практическими навыками в области одного из направлений деятельности Банка.
Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Внешторгбанка на розничном направлении. Исходя из высокой социальной актуальности решения жилищной проблемы в России на современном этапе, а также учитывая повышенный спрос со стороны населения на услуги по ипотечному жилищному кредитованию, ставит приоритетной задачу развитие ипотечных кредитных проектов и продуктов.
Рис. 3. Кредиты физическим лицам, в том числе ипотечные (млн. рублей).
Как мы видим, за последние три года сумма предоставляемых кредитов банком значительно возросла: если в 2008 году кредитов было предоставлено на сумму 20 млн. рублей, из них ипотечных кредитов – на 10 млн. рублей, то в 2010 году эти показатели возросли в 9 раз.
За пользование кредитом заемщик уплачивает Банку проценты. Уплата процентов производится ежемесячно одновременно с погашением кредита, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного договора.
Обязательным условием предоставления кредита, является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения Банк принимает:
Кредитный работник определяет платежеспособность заемщика на основании справки с места работы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты. Справка предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации, скрепленными печатью. При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете. Для этой цели каждое обязательство по предоставленному поручительству принимается в размере 50% среднемесячного платежа по соответствующему основному обязательству.
Платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
где
Dr – среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев, за вычетом всех обязательных платежей;
K – коэффициент в зависимости от величины Dr: K = 0.3 при Dr в эквиваленте до 500 долларов США, K = 0.4 при Dr в эквиваленте от 501 до 1000 долларов США, K = 0.5 при Dr в эквиваленте от 1001 до 2000 долларов США, K = 0.6 при Dr в эквиваленте свыше 2000 долларов США;
T – срок кредитования (в месяцах).
Доход в эквиваленте определяется следующим образом:
Если у кредитного работника имеются сомнения в отношении сохранения доходов заемщика в течение предполагаемого срока кредита величина Dr, может быть скорректирована в сторону уменьшения с соответствующими пояснениями в заключение кредитного работника. Если в течение предполагаемого срока кредита заемщик вступает в пенсионный возраст, то его платежеспособность определяется следующим образом:
где
Dr1 –среднемесячный доход, рассчитанный аналогично Dr;
T1 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на трудоспособный возраст заемщика;
Dr2 – среднемесячный доход пенсионера (принимается равным минимальному размеру пенсии в виду отсутствия документального подтверждения размера будущей пенсии заемщика);
T2 – период кредитования (в месяцах), приходящийся на пенсионный возраст заемщика;
K1 и K2 – коэффициенты, аналогичные K, в зависимости от величины Dr1 и Dr2.
Платежеспособность поручителей определяется аналогично платежеспособности заемщика с той разницей, что K = 0.3 вне зависимости от величины Dr.
Ниже, в Таблице 3 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов Внешторгбанка и его банков, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.
На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.
Таблица 3.Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента Внешторгбанка
Показатели |
Баллы |
Критериальный уровень |
1 |
2 |
3 |
1.Совокупный годовой доход ( |
Менее 10 10 – 20 20 – 40 40 – 60 более 60 |
5 15 30 45 60 |
1–а. В том числе годовой доход на одного члена семьи |
Дифференцированно по регионам | |
2. Ежемесячный платеж в |
Более 40% 30 – 40% 20 – 30% 10 – 20% менее 10% |
0 5 20 35 50 |
3.Долги заемщика: - прочим кредитным институтам - налоговым органам |
более 10% размера ссуды менее 10%
более 10% размера ссуды менее 10% |
- 10 - 5
- 10 - 5 |
1 |
2 |
3 |
4. Период обслуживания в данном банке |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 10 лет 10 и более лет |
0 5 10 25 40 50 |
5. История кредитных отношений |
Любые нарушения в течение последних 3 лет нет сведений |
-10 +30 |
6. Наличие банковских счетов |
Имеет счет до востребования Счета до востребования и сберегательные До востребования и другие счета Только счет сберегательный |
30
50 40 30 |
7. Владение пластиковыми картами (кредитными, дебетовыми) |
Нет 1 или более нет ответа |
0 30 0 |
8. Возраст заемщика |
До 50 лет Свыше 50 лет |
5 25 |
9. Статус резидента |
Владелец квартиры / дома Приобретает квартиру Арендатор Проживает с родителями Другие варианты |
50 40 15 10 5 |
10. Срок проживания по последнему адресу |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 лет более 4 лет |
0 15 35 50 |
11. Срок работы на одном |
До 1 года 1 – 2 года 2 – 4 года более 4 лет пенсионер безработный |
5 20 50 70 70 5 |
Итого |
Выдача ссуды Экспертная оценка Отказ в выдаче ссуды |
Более 300 200 – 300 менее 200 |
Напоследок хочется отметить, что развитие кредитных отношений населения с банками – это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально – ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.
Глава 3. Банковские технологии в деятельности Банк ВТБ ОАО
В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы:
Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки.
Во Внешторгбанке используется несколько систем, в частности «Афина», «Diasoft 4´4» и «БИСквит». В омском Банке используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.
Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:
Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.
Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.
Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).
Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.
Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).
Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.
Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).
В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.
Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).
В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.
Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.
Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.
Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.
Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).
Следует отметить, что Внешторгбанк и его банкы, в частности, банк в , располагают современными техническими возможностями: