Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:10, контрольная работа
В существующей экономике оценочная деятельность выступает важным и необходимым дополнением к бухгалтерскому учёту. Бухгалтерский учёт выполняет свои задачи, но не может объективно учесть факторы вне организации, например изменение рыночной стоимости объектов недвижи-мости, основных средств, нематериальных активов. Независимая оценка по-зволяет восстановить объективно упущенные бухгалтерским учётом измене-ния и восстановить реальную стоимость объектов.
Введение……………………………………………………………………....….3
1. Понятие и классификация активов…………………………………………..4
2. Методы оценки финансовых активов…………………………………….….6
3. Методы оценки активов в финансовом менеджменте………………….…..7
4. Бизнес как объект оценки…………………………………………………….9
5. Принципы оценки бизнеса……………………………………………….…10
6. Подходы и методы используемые в оценке бизнеса……………………...17
Заключение………………………
На
практике, как правило, используют не
один, а ряд методов.
4.
Бизнес как объект оценки
Бизнес не просто набор имущества. Бизнес - это и система отношений, складывающихся вокруг этого имущества. Бизнес – это способность набора имущества приносить добавленную стоимость. А раз так, то и оценка бизнеса не сводится к оценке имущественного комплекса. Есть что-то ещё, что и создаёт добавленную стоимость. Этим «что-то» являются нематериальные активы. И именно они увеличивают стоимость вашей компании, по срав-нению со стоимостью имущественного комплекса. Именно они, эти нема-териальные активы, являются инструментом «извлечения» добавленной стоимости из имущества (или из информации). И они же способствуют увеличению стоимости «материальной составляющей», путём капитализации прибыли.
Оценка бизнеса - это оценка рыночной стоимости собственного капитала предприятия или какой-либо его части (например, 10%-ного пакета акций). Оценка стоимости акций предприятия может рассматриваться как частный случай оценки бизнеса. Сразу оговоримся: оценка бизнеса и оценка рыноч-ной стоимости имущества - это далеко не тождественные понятия, так как оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия для собст-венника (который, предположим, решил его продать), а часть активов, т.е. имущества, как известно, может финансироваться за счет заемного капитала.
Признано,
что любые изменения в
Специалисты
считают, что не знать, сколько стоит
твое предприятие сейчас тождественно
непониманию своего места на рынке
и стратегических приоритетов развития.
Понятно, что любая стратегия поддерживается
кон-кретными управленческими действиями.
При этом создание структурного подразделения,
дающего в любой момент ответ на вопрос
о стоимости предприятия, это только первый
шаг. За ним должна последовать цепочка
четко взаимоувязанных шагов по постановке
системы управления стои-мостью.
5.
Принципы оценки бизнеса
Можно выделить три группы принципов оценки:
Большое количество принципов не означает, что можно применить их все сразу. В каждом случае выделяются основные и вспомогательные прин-ципы.
Когда речь идет о принципах, то появляются лишь основные закономер-ности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд факторов может искажать их действие. К примеру, государственное вме-шательство иногда искажает реализацию тех или иных принципов оценки.
Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще больше деформирует действие принципов оцен-ки. По этим причинам принципы оценки отражают лишь тенденцию эконо-мического поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют такого поведения.
Вместе с тем, по мере развития в нашей стране рыночных отношений действие объективных принципов оценки бизнеса будет усиливаться.
Рассмотрим первую группу принципов.
Ключевым критерием стоимости любого объекта собственности являя-ется его полезность. Бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда может быть полезен реальному потенциальному собственнику.
Полезность
для каждого потребителя
Полезность бизнеса — это его способность приносить доход в данном месте и в течение данного периода времени. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.
Принцип полезности заключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребность собственника, тем выше его стоимость.
С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с такой же полезностью.
Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоить создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки. И еще один аспект применения принципа полезности: если инвестор анали-зирует поток дохода, то максимальная цена будет определяться посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества.
При этом замещающий объект не обязательно должен быть точной ко-пией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рас-сматривает его как желаемый заменитель.
Границы
«пространства одинаково
При этом он сравнивает цены на аналогичные предприятия с ценами на фабрики, производящие печенье, пряники, пастилу и хлеб. Кроме того, покупатель не всегда ограничен бизнесом одного и того же типа. Таким обра-зом, можно выделить еще один методологический принцип оценки стои-мости предприятия — это принцип замещения. Он определяется следующим образом: максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
Из принципа полезности вытекает еще один принцип оценки — принцип ожидания или предвидения.
Конечно, прошлое и настоящее бизнеса являются важным, однако его экономическую оценку определяет будущее. Прошлое и настоящее состоя-ние бизнеса являются лишь исходной основой, ключом к пониманию бу-дущего поведения.
Полезность любого бизнеса, предприятия определяется тем, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). На оценке предприятия непосредственно сказывается представление о чистой отдаче от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от перепродажи.
При
этом очень важна величина, качество
и продолжительность ожида-
Вторая группа принципов оценки обусловлена эксплуатацией собствен-ности и связана с представлением производителей.
Доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением. Доходность бизнеса — это результат действия всех четырех факторов, по-этому стоимость предприятия как системы определяется на основе оценки дохода.
Для
оценки предприятия нужно знать
вклад каждого фактора в фор-
Каждый фактор должен быть оплачен из доходов, создаваемых данной деятельностью. Поскольку земля физически недвижима, факторы рабочей си-лы, капитала и управления должны быть привлечены к ней. Это означает, что сначала должна быть произведена компенсация за эти факторы, и остаточная сумма денег идет в оплату пользования земельным участком ее собствен-нику.
Остаточная
продуктивность может быть результатом
того, что земля позволяет
Факторы производства оцениваются не сами по себе, а с учетом периода их воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устарев-шее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демон-тажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимости предприятия.
И, наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с точки зрения изменения или неизменности вида производ-ственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти факторы должны быть учтены покупателем.
Изменение
того или иного фактора производства
может увеличивать или
Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не ста-нет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной произво-дительности.
Предприятие является системой, одной из закономерностей развития и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия достигается при объ-ективно обусловленной пропорциональности факторов производства. Различ-ные элементы системы предприятия должны быть согласованны между со-бой по пропускной способности и другим характеристикам. Добавление какого-либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональ-ности, приводит к росту стоимости предприятия.
Итак, при оценке стоимости предприятия необходимо учитывать прин-цип сбалансированности (пропорциональности), согласно которому макси-мальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптималь-ных величин факторов производства.
Одним из важных моментов действия данного принципа является соот-ветствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если предприятие является слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров.
Третья группа принципов напрямую обусловлена действием рыночной среды.
Ведущим фактором, влияющим на ценообразование в рыночной эконо-мике, является соотношение спроса и предложения. Если спрос и предло-жение находятся в равновесии, то цены остаются стабильными и могут совпадать со стоимостью, особенно в условиях совершенного рынка.
Если рынок предлагает незначительное число прибыльных предприятий, т. е. спрос превышает предложение, то цены на них могут превысить их стои-мость. Если на рынке имеет место избыток предприятий-банкротов, то цены на их имущество окажутся ниже реальной рыночной стоимости.
В долгосрочном аспекте спрос и предложение являются относительно эффективными силами в определении направления изменения цен. Но в ко-роткие промежутки времени силы спроса и предложения могут и не иметь возможности эффективно работать на рынке имущества предприятий. Ры-ночные искажения могут быть следствием монопольного положения собст-венников. Кроме того, на этот рынок могут влиять государственные меха-низмы контроля. Например, органы власти могут установить контроль над продажей предприятий.