Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия. Работа включает в себя решение следующих задач:
- раскрытие сущности прибыли предприятия;
- исследование содержания понятий бухгалтерской и экономической прибыли;
- определение роли прибыли в рыночной экономике;
- определение методов планирования прибыли;
- исследование механизма распределение прибыли.
Введение…………………………………………………………………3
1.Прибыль и ее роль в рыночной экономике……….........................5
1.Сущность, формы и факторы прибыли………………………..5
2.Роль прибыли в рыночной экономике…………………...........10
2.Методы планирования прибыли…………………………..............16
1.Сущность планирования прибыли…………………………….16
2.Основные методы планирования прибыли……………............16
3.Распределение и использование прибыли…………………….......22
1.Значение и формы распределения и использования прибыли.22
2.Процесс распределения и использования прибыли…………...23
Заключение……………………………………………………....................
Список используемой литературы……………………......………............
Отмеченные
факторы прибыли можно
Внутренние находятся на самом предприятии. Они связаны с организацией производства, управлением им, стимулированием эффективного труда работников, оптимизацией факторов производства и объемов производства, всем тем, что характеризует организаторский и управленческий талант предпринимателей.
Внешние
факторы находятся вне
1.2.
Роль прибыли в рыночной
Следует иметь в виду, что внешние факторы могут меняться, в том числе в неблагоприятном для предприятия направлении. Так что прибыль предстает как форма вознаграждения за предпринимательскую деятельность в условиях рыночной неопределенности.
Раскрытие сущности прибыли показывает ее особое место среди существующих в рыночной экономике различных форм вознаграждения и особую роль в экономике.
Прежде всего следует отметить ее распределительную и регулирующую роль.
Именно
из-за различий в прибыли происходит
межотраслевое и
Регулирующая
роль прибыли заложена в механизм
мотивации поведения
Получение предприятием нормальной (средней) прибыли означает, что его средства вложены туда, где они нужны. Более высокая прибыль свидетельствует о большей необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.
Очевидна стимулирующая роль прибыли. Она побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что означает экономию ресурсов для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса.
Она также заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства.
Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции отнюдь не в интересах потребителей. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции, предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции.
В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами, Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.
Таким
образом, абсолютное увеличение прибыли
предприятия не всегда объективно отражает
повышение эффективности
Для
реальной оценки уровня прибыльности
предприятия можно
Комплексный
анализ прибыли рекомендуется
Определяется
также изменение прибыли
Кроме
отмеченных методов факторного анализа
прибыли в числе экономических
показателей эффективности
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.5
Прибыль играет также учетную роль, выступая в качестве показателя состояния производства на предприятии, прежде всего показателя его эффективности.
В
экономической теории оценка состояния
производства происходит по такому показателю,
как норма прибыли (Нп). Она определяется
путем процентного отношения прибыли
(П) к величине авансированного капитала
(Ка):
Нп = П/ Ка*100
%
В хозяйственной практике широко используется показатель рентабельности. Выделяют рентабельность производства и рентабельность продукции.
Отношение
прибыли к основным (ОФ) и оборотным
средствам (ОбС) дает норму рентабельности
производства (Нрп):
Нрп = П
/ (ОФ +ОбС) * 100%
Поскольку
предприятия производят не один, а
несколько видов товаров, то ему важно
знать, какой товар производить выгодно,
а какой нет. Для этого используется норма
рентабельности продукции (Нрт). Она определяется
путем отношения прибыли, получаемой от
реализации данной продукции (Пт), к издержкам
ее производства (ИПт) или к цене товара
(Цт):
Нрт = Пт
/ИПт, Цт * 100%
Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели определяют степень их выгодности и перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Тем самым межотраслевой перелив капитала, о котором мы говорили ранее, возможен и в рамках отдельных предприятий. Общая рентабельность производства на предприятии позволяет сравнивать свою работу с работой других предприятий и принимать необходимые меры по совершенствованию производства.
Прибыль играет также воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль обычно делится на две части: распределяемую и не распределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия. Источником расширенного воспроизводства в масштабах всего общества служит и государственный бюджет. То, что в формировании госбюджета принимают участие и предприятия, платя налоги, в том числе налог на прибыль, позволяет отметить не только прямую, но и косвенную роль прибыли в воспроизводстве. 6
Прибыль является источником социальных благ. За счет прибыли, оставшейся после уплаты налогов, выплат дивидендов и других отчислений, осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот. 7 В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий. Таким образом, в заключение можно сказать, что значение прибыли выходит за рамки не только отдельных предприятий, но экономики в целом. Она распространяет свое влияние и на социальную сферу.
2.1. Сущность планирования прибыли
Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.
Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.
Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера.
Планирование
прибыли выступает как
Планирование
прибыли проводится по всем видам деятельности
предприятия раздельно. Это обусловлено
различиями в методах исчисления и налогообложения
прибыли, получаемой от различных видов
деятельности предприятия. Планируется
прибыль раздельно по видам: от реализации
товарной продукции, от реализации прочей
продукции и услуг нетоварного характера,
от реализации основных фондов и другого
имущества и от внереализационных доходов
и расходов.
2.2. Основные методы планирования
При планировании прибыли финансовые службы предприятия используют два основных метода: метод прямого счета и аналитический.
Метод прямого счета чаще всего применяется при исчислении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Сущность метода прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж. Расчет ведется по формуле:
П = (В * Ц)-(В * С), где П - плановая прибыль;
В
- выпуск товарной продукции в плановом
периоде в натуральном
Ц - цена за единицу продукции (за вычетом налогов);