Планирование и распределение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение планирования и распределения прибыли предприятия. Работа включает в себя решение следующих задач:

- раскрытие сущности прибыли предприятия;

- исследование содержания понятий бухгалтерской и экономической прибыли;

- определение роли прибыли в рыночной экономике;

- определение методов планирования прибыли;

- исследование механизма распределение прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1.Прибыль и ее роль в рыночной экономике……….........................5
1.Сущность, формы и факторы прибыли………………………..5
2.Роль прибыли в рыночной экономике…………………...........10
2.Методы планирования прибыли…………………………..............16
1.Сущность планирования прибыли…………………………….16
2.Основные методы планирования прибыли……………............16
3.Распределение и использование прибыли…………………….......22
1.Значение и формы распределения и использования прибыли.22
2.Процесс распределения и использования прибыли…………...23
Заключение……………………………………………………....................

Список используемой литературы……………………......………............

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Финансы предприятий 00.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

     С - полная себестоимость единицы продукции.

     Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года8. Объем и состав остатков нереализованной продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. Если учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.

     При аналитическом методе прибыль от реализации товарной продукции может быть исчислена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. При этом методе полученная прибыль от реализации товарной продукции за истекший год увеличивается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестоимости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. - Аналитический метод находит свое применение при большом ассортименте продукции, которую выпускает предприятие, а также для дополнения метода прямого счета в целях его проверки и контроля. При аналитическом методу прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

     определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

     исчисление  объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

     учет  влияния на плановую прибыль различных  факторов: снижения (повышения) себестоимости  сравнимой продукции, повышения  качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

     При этом методе прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно.

     При использовании аналитического метода для расчета плановой прибыли  важное значение имеет правильное определение базовой рентабельности. Базовая рентабельность - это отношение прибыли по товарной продукции, выпускаемой предприятием к ее себестоимости за отчетный год. Для определения базовой рентабельности необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фактической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плановой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть основания считать, что за оставшийся до конца года период предполагаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие коррективы. Базовую рентабельность можно рассчитать по формуле

     Р = (П/С) X 100%, где Р - базовая рентабельность;

     П - предполагаемая прибыль;

     С - себестоимость продукции.

     Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчисляется на основе данных о предполагаемом выполнении производственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.

     Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года.

     Прибыль (убыток) по операциям, которые планируются  в составе прочей реализации (работы и услуги непромышленного характера, реализация продукции и товаров подсобного, транспортного хозяйства и т. д.), планируется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.

     Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долеврго участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.9

     Для предприятий важно определить взаимосвязь  между затратами, объемом производства и прибыли. Темпы роста прибыли при соблюдении всех прочих равных условий опережают темпы роста реализации продукции. При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Данный термин используется для определения критического объема производства для безубыточной работы; зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения; запаса финансовой прочности предприятия; оценки производственного риска; целесообразности собственного производства или закупки; минимальной договорной цены на определенный период; планирования прибыли.

     Составной частью анализа безубыточности является так называемая точка безубыточности производства. Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором предприятие покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обеспечивает рентабельность, т. е. прибыльность продукции.

     Точка безубыточности исчисляется по формуле:  Б = Зп/(1-П3),

     где Б - точкд безубыточности,

     Зп - постоянные затраты;

     П3 - доля переменных затрат в базовой  выручке.

     Кроме данного метода анализа безубыточности применяется также маржинальный метод в основе которого лежит расчет маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитают переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются постоянные затраты и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.10

     После того как была определена точка безубыточности, планирование прибыли происходит на основе эффекта операционного рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага заключается в том, что при изменении объема продаж, т. е. выручки от реализации продукции, происходит более сильное изменение прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

     Максимизация  прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность для предпринимателей планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.  
 

     3. Распределение и использование прибыли на предприятии

 

      3.1. Значение и формы распределения  и использование прибыли

      Права и возможности в распределении  и использовании прибыли имеют  большое значение для любого хозяйствующего субъекта, так как прибыль выступает основным источником финансового, производственного и социального развития, материального развития его работников.

      Система распределения и использования  прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли.

      Распределение прибыли является составной и  неразрывной частью общей системы  распределительных отношений и  наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

      Порядок распределения и использования прибыли коммерческого предприятия определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли.

      Действующий порядок распределения прибыли  соответствует нынешнему этапу  становления рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

      Объектом  распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет  и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. Налоговые платежи не должны влиять на заинтересованность предприятия в результатах деятельности. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать не только современное положение предприятия, но и перспективы его развития.11

      Формирование  фондов и резервов вышестоящих организаций (холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осуществляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъекта. 

      3.2. Процесс распределения и использования  прибыли

     В процессе распределения валовая прибыль предприятия уменьшается на сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

     Затем из валовой прибыли исключается  сумма прибыли, по которой установлены  налоговые льготы. После этих операций валовая прибыль становится объектом налогообложения и считается  налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

     После уплаты всех налогов и сборов у  предприятия остается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль остается в полном распоряжении предприятия. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

     Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся: расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных мероприятий.

Информация о работе Планирование и распределение прибыли