Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

Содержание

Введение
3
Структура Министерства финансов РФ
4
Основные задачи, функции и права Минфина
6
Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
9
Заключение
12
Список используемой литературы
13

Вложенные файлы: 1 файл

Функции и задачи Минфина РФ.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

·        обеспечением платежеспособности страховщиков;

·        формированием  и сохранностью Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней в РФ;

·        использованием и хранением драгоценных камней организациями и совершением  сделок с ними;

·        расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом;

·        качеством  аудиторских проверок.

         В связи с этим Минфин России  вправе проводить комплексные  ревизии и тематические проверки  поступления и расходования средств  федерального бюджета, внебюджетных  фондов и других федеральных  средств, проводить документальные  ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности по заданиям правоохранительных  органов.

         Для выполнения контрольных полномочий  Минфин России имеет право  запрашивать необходимые материалы  по бюджетным и внебюджетным  фондам и применять меры воздействия  по результатам контроля –  при установлении фактов нецелевого  использования взыскивать их  с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать  финансирование организаций в  случае нарушения финансовой  дисциплины. Вместе с тем, Минфин  уполномочен предоставлять отсрочки  и рассрочки по налоговым платежам  в федеральный бюджет.

        Следует  при этом отметить, что контрольные  полномочия Минфина Российской  Федерации распространяются на  финансовые средства только федерального  уровня. В тех случаях, когда  проверяется деятельность исполнительных  органов власти субъектов Федерации,  его контрольные функции не  должны выходить за эти рамки.  Такой подход обусловлен принципом  самостоятельности бюджетного устройства  в Российской Федерации, самостоятельности  финансовой деятельности субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления в установленных  законодательством пределах, их  ответственностью за формирование  и использование своих финансовых  ресурсов.

         Однако, принимая во внимание  Бюджетный кодекс, отметим, что  на Минфин возложено осуществление  финансового контроля за исполнением  бюджетов субъектов российской  Федерации и местных бюджетов, если субъект Российской Федерации  получает помощь в объеме свыше  50% расходов его консолидированного  бюджета. Назначается ревизия  и исполнение бюджета субъекта  Федерации переходит под контроль  Минфина и в случаях, когда  субъект не в состоянии обеспечить  обслуживание и погашение своих  долговых обязательств.

          Финансовый контроль осуществляют  все структурные подразделения  Министерства финансов РФ соответственно  их компетенции. Однако Минфин  имеет в своей структуре и  специальные подразделения, предназначены  именно для проведения финансового  контроля: Департамент государственного финансового контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

          Департамент государственного финансового  контроля и аудита создан на  основании постановления Правительства  РФ на базе нескольких упраздненных  структурных подразделений Минфина  России, в том числе контрольно-ревизионного  управления и Департамента организации  аудиторской деятельности.

В задачи этого Департамента входит контроль за:

·        исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, 

·        организацией денежного обращения,

·        использованием кредитных ресурсов,

·        состоянием государственного внутреннего и  внешнего долга, государственных резервов,

·        предоставлением  налоговых льгот и преимуществ.

        Департамент  государственного контроля и  аудита организует и проводит  самостоятельно и с привлечением  территориальных КРУ ревизии  и проверки; контролирует использование  федеральных средств, в том  числе в иностранной валюте; организует  контроль за качеством проведения  аудиторами и аудиторскими организациями  аудиторских проверок.

          В случае установления нарушений  использования федеральных средств,  израсходованных незаконно или  не по целевому назначению  средства, а также доходы от  их использования, по предписанию  Департамента, подлежат возмещению  в течение одного месяца после  выявления нарушений. 

           Территориальные контрольно-ревизионные  органы осуществляю последующий  финансовый контроль на территории  соответствующего субъекта РФ. В  частности, они:

·        контролируют целевое использование средств  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов;

·        проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности  по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

·        в  ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления  и расходования средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

·        контролируют своевременное устранение нарушений  в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

          Территориальные контрольно-ревизионные  органы Минфина России имеют  право:

·        проверять  в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы;

·        получать от должностных лиц ревизуемых организаций  объяснения;

·        получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также  организаций данные, необходимые  для осуществления своих функций;

·        направлять предложения о приостановлении  и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных  средств, а также непредставления  ими бухгалтерских документов, связанных  с использованием этих средств;

·        ставить  вопрос об отстранении от работы должностных  лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий  в правоохранительные органы и т.д.

          Органы федерального казначейства, находящиеся в подчинении Минфина,  наряду с другими функциями  осуществляют и контроль, направленный  на исполнении федерального бюджета  и использование средств государственных  внебюджетных фондов.

          В этих целях Главное управление  федерального казначейства:

·        организует контроль за поступлением  и использованием внебюджетных средств;

·        организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов;

·        организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных  внебюджетных фондов.

         Органы федерального казначейства  по субъектам РФ, по городам,  районам в городах:

·        контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление  использования указанных средств;

·        передают правоохранительным органам материалы  по фактам нарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность и  др.

          В целях осуществления контроля  финансовое казначейство наделено  следующими правами:

·        проверять  денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, связанные с зачислением, переначислением и использованием средств федерального бюджета;

·        получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий  и учреждений, использующих средства федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов;

·        приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета и  государственных внебюджетных фондов;

·        изымать  на основе письменного постановления  должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о  нарушениях бюджетной дисциплины;

·        накладывать  на кредитные организации штраф  в случае несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление средств в федеральный бюджет;

·        взыскивать в бесспорном порядке денежные средства используемые не по целевому назначению.

          Функции органов Государственного  страхового надзора также ограничены  особой сферой – страховой  деятельностью. Они осуществляются  в целях обеспечения соблюдения  требований законодательства РФ  о страховании, развития страховых  услуг, защиты прав и интересов  участников страховых отношений.

Важное место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осуществление страховой  деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

 

 

Заключение

         Анализ проведенного исследования  взглядов и мнений ученых и  практикантов в области финансового  права позволяет сделать следующий  вывод:

Финансовый контроль является одним из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы и  на современном этапе претерпевает серьезные изменения. Эти изменения  также затрагивают и систему  контрольных органов.

          Среди всего многообразия органов,  осуществляющих финансовый контроль, выделяется Министерство финансов  РФ, которое не только разрабатывает  финансовую политику страны, но  и контролирует ее осуществление. 

           Прежде всего, Минфин осуществляет  контроль в процессе разработки  федерального бюджета, контролирует  поступление и расходование бюджетных  средств и средств федеральных  внебюджетных фондов, участвует  в проведении валютного контроля, а также контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

Финансовый контроль осуществляю  все структурные подразделения  Минфина РФ. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику, управлять процессом  исполнения федерального бюджета и  др. полномочия; органы Государственного страхового надзора осуществляют контроль в страховой деятельности.

Минфин осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительно  власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями и  иными организациями.     

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Финансы: учебник  для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М., 2008

2.     Начинкин  Д. - «Эволюция казначейской службы  в России»/«Финансы», 2002

3.     Minfin.ru Официальный  сайт Министерства финансов

4.     Колпакова,  Г.М. Финансы. Денежное обращение.  Кредит : учеб. пособие 2-е изд., перераб.и  доп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2009

5.     Володин, А.В.  Управление финансами : учебник  / А.В. Володин – М.: ИНФРА-М, 2004


Информация о работе Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля