Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков.
В условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и роста конкуренции у банков возникает необходимость в повышении привлекательности для клиентов. Рейтинговая оценка - важный сигнал для потенциальных инвесторов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды рейтинговой оценки коммерческих банков…………………...5
2. Обзор методов оценки рейтингов коммерческих банков………………………………………………………………………………..15
3. Пути совершенствования деятельности коммерческих банков……………………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………19
Библиографический список ……………………………………………………………………………….21
- наличие/отсутствие каких-либо
льгот со стороны
- качество менеджмента,
включая степень проработки
- оперативная внутренняя и внешняя среда осуществления деятельности;
- последовательность, логичность
управления капиталом
Основные рейтинги, присваиваемые рейтинговым агентством «Fitch»:
- рейтинг «А» — банк
с очень высоким уровнем
- рейтинг «В» — финансовый
посредник финансово устойчив, но
в периоды обострения
- рейтинг «D» — слабая
активность финансового
- рейтинг «Е» - финансовое
учреждение достаточно уязвимо,
Кроме этого, существуют и рейтинговые градации, которые находятся между основными рейтингами, - «А/В», «В/С», «C/D» и «D/E».
Основные принципы, которых придерживаются рейтинговые агентства, должны обеспечивать достаточно адекватные основным рискам рейтинги.
Основные принципы, служащие
базой для принятия решения о присвоении,
изменении или отзыве рейтингов конкретному
финансовому учреждению[5]:
а) независимость — присвоенный рейтинг представляет собой независимое мнение экспертов агентства относительно уровня финансовой устойчивости, возможности субъекта финансового сектора принимать на себя ряд финансовых и банковских рисков, вероятности получения поддержки от государственного органа или коммерческой организации в случае возникновения дестабилизирующей ситуации, а также эффективности организации системы корпоративно го управления. Независимость мнения аналитиков агентства от интересов любых участников рынка, государственных и коммерческих организаций — одна из важнейших гарантий объективности оценок в целях присвоения конкретного вида рейтинга. Наряду с качеством аналитической работы, независимость обусловливает и точность присвоенных рейтингов;
б) публичность аналитических критериев — дает всем заинтересованным субъектам (например инвесторам)
полное представление об аналитических
подходах агентства при оценке рисков.
Все критерии (но не конкретные индикаторы
методологии) доступны и размещены на сайтах
ведущих рейтинговых агентств;
в) коллегиальность — процедура принятия решения, позволяющая исключить любую возможность манипуляции мнением аналитиков. Рейтинговый комитет является важнейшим механизмом в процессе присвоения рейтингов, гарантирующим непредвзятость оценки аналитиков, контроль качества и отсутствие давления на мнение экспертов со стороны. Рейтинговый комитет формируется из 5-9 профильных специалистов в зависимости от особенностей эмитента. В задачу рейтингового комитета входят детальное обсуждение рейтингового отчета по конкретному финансовому учреждению и присвоение рейтинга определенного уровня посредством голосования;
г) интерактивность — на ее основе построено взаимодействие с финансовым учреждением в процессе присвоения конкретного рейтинга и последующего наблюдения за ним. Аналитики агентств полагаются, прежде всего, на информацию, полученную от самого объекта исследования, а также на кропотливое, детальное обсуждение всех возможных ситуаций, способных повлиять на уровень его финансовой устойчивости. Интерактивность подразумевает регулярные встречи с руководством исследуемого субъекта и постоянный информационный контакт, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения — внешние и/или внутренние;
д) конфиденциальность информации — важнейшее условие работы руководства рейтинговых агентств с клиентами. Она позволяет гарантировать клиентам не разглашение переданной аналитикам конфиденциальной информации и предание огласке рейтинга только с разрешения исследуемого субъекта;
е) использование рейтинговых
шкал. Шкала дает возможность сравнивать
финансовые учреждения разных стран
и регионов (различный уровень
суверенных, правовых и нормативных
рисков), различной специфики
ж) постоянный анализ вероятности возникновения кризисной ситуации или дефолта с целью оперативного изменения присвоенных рейтингов или даже их отзыва.
Информацию о присвоении рейтингов ведущими международными рейтинговыми агентствами можно получить из интернет-сайтов и пресс-релизов. На практике на сайтах отражаются только уровни рейтингов и даты их присвоения. В пресс-релизах почти всегда отмечаются некоторые ключевые моменты, на базе которых присвоены соответствующие рейтинги, но конкретные методики не раскрываются.
Для осуществления более полного анализа основных индикаторов, на базе которых эксперты агентств присваивают тот или иной рейтинг, необходимо сформировать альбом рейтингов. В нем следовало бы от разить рейтинги, их расшифровку с точки зрения анализа уровня основных финансовых и банковских рис ков, а также их связь с уровнем финансовой устойчивости исследуемого экономического субъекта.
Таким образом, рейтинги как стран, региональных и муниципальных образований, субъектов финансового сектора экономики, так и нефинансовых организаций и предприятий стали важным информационным средством, инструментом установления и поддержания деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения. В условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и роста конкуренции у банков возникает необходимость в повышении привлекательности для клиентов. Рейтинговая оценка - важный сигнал для потенциальных инвесторов. Однако рейтинги международных агентств присвоены лишь незначительной части российских банков.
Свобода выбора в рыночной экономике должна
подкрепляться уверенностью в надежности
партнера. Для принятия решения недостаточно
внутренних оценок и зачастую необходима
оценка независимых экспертов. Такую роль
в современном обществе играет, в частности,
система рейтингов. Показатели рейтинга
в компактной и ёмкой форме характеризуют
состояние и перспективные тенденции
изменения финансовой стабильности банка,
играя роль индикаторов для принятия решений,
установления и поддержания деловых отношений.
Текущий уровень рейтинга и динамика его
изменения служат сигналами для сохранения,
расширения или свертывания взаимосвязей.
2. Обзор методов оценки рейтингов коммерческих банков
В условиях жесткой межбанковской конкуренции для принятия экономически обоснованных решений по проведению активных операций с коммерческими банками (КБ) клиенты нуждаются в объективной информации о финансовом состоянии этих КБ. Для получения такой информации необходима классификация КБ, которая может осуществляться по их рейтингам. Рейтинги КБ позволяют любому клиенту сравнивать и оценивать состояние различных КБ без проведения глубокого анализа их деятельности. Наличие же рейтинга российской банковской системы (РБС) в целом необходимо как Правительству и ЦБ России для выработки решений по управлению РБС, так и целому ряду национальных и международных организаций. Учитывая предстоящее вступление России в ВТО и ожидаемое увеличение количества высокоресурсных иностранных банков на российском рынке банковских услуг, наличие точных количественных рейтингов отдельных российских банков и РБС в целом также необходимо для регулирования квоты допуска иностранных банков на российский рынок, в т. ч. и для решения вопросов конкурентоспособности российских и иностранных банков на территории России.
Наличие высокого рейтинга КБ и РБС дает им ряд известных преимуществ, таких как:
- возможность расширения занимаемой доли рынка;
- повышение рентабельности
работы и
- повышение доверия со стороны клиентов, рост привлекательности в качестве заемщика, а значит, привлечение новых клиентов и их ресурсов.
Исторически известны следующие рейтинговые системы оценки экономического состояния КБ.
Среди зарубежных рейтинговых систем наиболее широко распространенной является система CAMEL, которая является заочной и дает 5 качественных уровней состояния КБ. Количественные оценки отсутствуют.
Среди российских дистанционных рейтинговых систем известны следующие: методика Агентства банковской информации еженедельника «Экономика и Жизнь», рейтинги КБ газеты «Коммерсант-Daily», рейтинги кредитоспособности КБ московского региона МБО «Оргбанк», рейтинги стабильных КБ Аналитического центра финансовой информации, методика классификации КБ по группам надежности Информационного центра «Рейтинг», банковские рейтинги «Интерфакс-100» и др.
Перечисленные зарубежные и российские рейтинговые системы оценки КБ используют внешнюю и крайне ограниченную информацию, в основном, из балансов КБ. Как правило, описанные системы применяют большое число показателей КБ. «Свертывание» этих показателей в выходной рейтинг КБ иногда осуществляется с помощью «весов», которые получают либо сомнительным экспертным путем, либо метод определения этих «весов» вообще не объясняется, тогда как определение «весов» показателей КБ является едва ли не самым главным при определении рейтинга КБ.
За последние годы в журналах «Коммерсант-Деньги», «Профиль», «Финансы и Кредит» появились попытки получения количественных рейтингов КБ, однако при их анализе можно заметить, что либо метод получения количественных оценок не приводится вообще, либо эти оценки откровенно некорректны, либо они снова замешаны на эвристике.
Бесспорно, наиболее точными являются
количественные рейтинги КБ и РБС, получаемые
на основе математических методов.
Осуществление
В результате высоких
темпов инфляции доходность
Это далеко не полный
список причин депрессивного
состояния банков. Однако его
достаточно для того, чтобы понять,
что если с рынка ушел крупный
заемщик, то со снижением
Таким образом, банковская
система России - это стратегическое
звено социально-экономической
Заключение
Рейтинги стран, региональных и муниципальных образований, субъектов финансового сектора экономики, нефинансовых организаций и предприятий стали важным информационным средством установления и поддержания деловых отношений в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения. Многообразие субъектов и отношений между ними потребовало создания комплекса понятных, достаточно прозрачных и общепризнанных шкал, который позволил бы оценить финансовую устойчивость институциональных единиц в статике, динамике и с элементами прогноза. Подходы к этой проблемы породили разнообразие методик рейтинговых оценок, которые представляют на рынок рейтинговые агентства.
Информация о работе Понятие и виды рейтинговой оценки коммерческих банков