Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 20:01, контрольная работа
Значительную роль в правовом регулировании страховых отношений играют нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации по валютному регулированию страховой деятельности, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью в российской Федерации (до августа 1996 г.) и соответствующего Департамента Министерства финансов России. Если международными договорами, заключенными в российской Федерации, установлены иные правила, чем в страховом законодательстве России, то действуют правила международных договоров.
Таким образом, цель данной контрольной работы - раскрыть понятие страхования как экономической и правовой категорий; рассмотреть виды страхования, предусмотренные законодательством РФ.
Введение..................................................................................................................2
Глава І. Понятие страхования………………………………………………….4
1.1 Характерные черты страхования…………………………………………….5
1.2 Функции страхования……………………………………………………….7
1.3 Виды страхования…………………………………………………………….8
Глава ІІ. Государственное регулирование страховой деятельности…….13
Глава ІІІ. Понятие и правовые основы денежной системы РФ…………18
3.1 Понятие денежной системы………………………………………………...18
3.2 Правовое регулирование денежной системы………………………..…… 24
4. Задача…………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………..….30
Глава ІІІ. Понятие и правовые основы денежной системы РФ
Денежная система представляет собой в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой государство организует денежное обращение. В учебной литературе можно встретить другое понятие денежной системы. Так, Л.Г. Вострикова под денежной системой понимает совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране5.
В современном обществе, где огромное количество товаров производится для продажи на рынке, каждый работающий гражданин становится как бы купцом: он реализует произведенные им товары или услуги, принимая участие в денежном обращении либо в качестве покупателя, либо в качестве продавца. Но это участие в денежном обращении невозможно без наличия денежной системы. Денежное обращение - это субстанциональная категория, денежная система - категория функциональная.
В основе любой денежной системы лежат деньги или денежные знаки, которые используются в качестве всеобщего эквивалента, универсального товара, обладающего свойством всеобщей непосредственной обмениваемости. Имея соответствующую сумму денег, человек в процессе купли и продажи может приобрести квартиру, автомобиль, туристическую путевку во Францию и т.д. Это свойство денег позволяет называть их "особым универсальным товаром", "всеобщим эквивалентом", "благом, обладающим совершенной ликвидностью". Роль денег хорошо проявляется в их функциях. Охарактеризуем вкратце основные из них.
В деньгах как всеобщем эквиваленте измеряется стоимость каждого товара или услуги. Это, однако, не означает, что именно деньги делают товары соизмеримыми. Все производимые товары и оказываемые услуги имеют отношение друг к другу, но их стоимость определяется количеством и качеством затраченного на них необходимого труда. Деньги только обозначают данную меру стоимости каждого товара и каждой услуги. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Благодаря этому деньги делают товары и услуги соизмеримыми и с этой точки зрения являются измерителями товаров и услуг.
Для того чтобы измерять стоимость товаров и проставлять на нем цену, а также чтобы сравнивать цены различных товаров, необходимо выражать их в одинаковых единицах. В каждой стране такой единицей является определенный денежный знак с общепринятым наименованием (рубль, доллар, евро), служащий для измерения цен всех товаров.
За проставлением цены товара следует продажа товара, т.е. превращение товара в действительные деньги, а этот процесс называется денежным обращением. Причем данный процесс включает в себя две метаморфозы: 1) превращение товара в деньги, т.е. продажу товара и получение продавцом денег (Т - Д), и 2) превращение денег в товар, т.е. покупка товара (Д - Т). В этом процессе деньги играют роль посредника и выполняют функции средства обращения. Таким образом, благодаря функционированию денег в качестве средства обращения возникает денежное обращение, способствующее развитию товарного обмена и экономики в целом.
По целому ряду обстоятельств товары и оказываемые услуги не всегда могут продаваться за наличные деньги. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженное в деньгах долговое обязательство. По истечении срока кредита покупатель-должник обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Будучи орудием погашения долгового обязательства деньги выполняют функцию средства платежа. Всякий платеж прекращает какое-нибудь обязательство. Например, уплата налога прекращает налоговое обязательство.
Поэтому деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств: при возврате денежных ссуд, уплате налогов, внесении арендной платы за жилое помещение и т.д. Деньги как средство платежа сопровождают денежное обращение.
Будучи всеобщим эквивалентом, на который можно приобрести любой товар, деньги вследствие этого могут быть средством их накопления и создания самых разнообразных фондов: частных, государственных, негосударственных. Денежный (финансовый) фонд - это денежные средства, предназначенные для какой-либо цели или принадлежащие какому-либо гражданину либо организации: например, валютный фонд, фонд заработной платы, фонд, образующий бюджет муниципального образования и т.д. К фонду модно отнести денежные средства гражданина, находящиеся на счете в банке.
При создании определенного накопительного денежного фонда за актом продажи Т - Д может не следовать акт купли Д - Т; деньги извлекаются из обращения и выполняют для их собственника функцию образования фонда.
Все обозначенные функции между собой тесно связаны и характеризуют деньги как товар всеобщей непосредственной обмениваемости. Так, функция денег как измерителя стоимости товара и функция денег как средства обращения находятся в тесной связи и единстве. Если стоимость товара измеряется (оценивается) посредством денежных знаков, то после оценки товар может доказать свою необходимость обществу, если он по установленной цене будет продан (обменен) на рынке и заплаченные за этот товар деньги выступят в качестве средства обращения.
В современной науке финансового права при характеристике денег указывается на то, что они являются экономической категорией6. Но такой взгляд на деньги следует признать односторонним. Представляется, что деньги имеют, как и все наиболее важные финансово-правовые явления, двойственную природу. Несомненно, что деньги являются в первую очередь экономической категорией, и анализ функций денег это очень хорошо показывает. Но также несомненно, что деньги являются юридической категорией и без участия государства они не могут находиться в обращении7.
В советской финансовой науке еще в 20-е гг. XX в. было наложено табу на попытки рассмотреть деньги как юридическую категорию, как явление, возникающее при непосредственном участии государства. Известный ученый Каценеленбаум писал в 1926 г.: "Мы знаем теперь очень хорошо, что, вопреки мнению Аристотеля, деньги возникли не по постановлению закона, не по договору, а "из природы", "в результате естественного процесса товарообмена"8.
Думается, что идея Аристотеля о государственно-правовом характере денег понята была Каценеленбаумом довольно просто. Эту идею Аристотель высказал в "Политике", где он специально останавливается на роли государства в экономической жизни. Его положение в общей форме таково: государство не стоит в стороне от функционирования денег, но берет это дело в свои руки9. Аристотель, таким образом, указал в пунктирной форме на два элемента, которые содержат в себе деньги: естественный, корень которого находится в обмене одного товара на другой; и рациональный, юридически приобретаемый, который находится в государстве, в стремлении последнего взять под непосредственный контроль этот жизненно важный для общества и для него самого экономический феномен. Ведь само государство с первых дней своего существования выступает хозяйствующим субъектом: имеет подати, создает запасы и фонды, делает расходы на охрану и армию, строительство общественных зданий, т.е. производит хозяйственные действия, осуществлять которые наиболее удобно с помощью денег.
На государственно-правовой характер денег указывали и другие мыслители, в частности, в России экономист петровской эпохи И.Т. Посошков и историк Н.М. Карамзин. Весьма обстоятельно о юридических свойствах денег писал в 70-х гг. XIX в. известный русский цивилист П.Н. Цитович10.
Какие же признаки характеризуют юридическую природу денег?
Первый признак характеризует деньги как особые знаки, имеющие форму, которая устанавливается законом. Предписывая, что определенно оформленные предметы с конкретными знаками только на них допускаются в качестве денег, закон устанавливает наименование денежной единицы. Законодательство также устанавливает виды денежных знаков. На основе монетного законодательства определяется материал, из которого делаются монеты, их вес, размеры, их внешние отличительные признаки.
С помощью финансово-правовых норм государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Это другой признак, характеризующий деньги как юридическую категорию. Указание на платежную силу денежных знаков государство осуществляет путем обозначения на каждом денежном знаке числа денежных единиц. Подобное обозначение помогает легко и быстро измерить стоимость любого товара и любой услуги, т.е. определить их цену, количественно сравнивать цены различных товаров и услуг между собой.
Третьим признаком, характеризующим деньги как юридическую категорию, является монопольное право государства на выпуск денежных знаков. В Российской Федерации право на эмиссию (выпуск) денег, обращающихся на территории всей страны, осуществляется Центральным банком РФ. Другие государственные органы, тем более частные структуры, не имеют права выпускать денежные знаки. Подделка или сбыт поддельных денег влекут за собой уголовную ответственность, о чем прямо указывается на денежных (бумажных) знаках.
Денежные знаки, как бумажные, так и металлические, имеют в Российской Федерации обязательный курс. В литературе по финансовому праву такой курс в отдельных случаях называют принудительным. Данный признак важен для понимания денег как юридической категории. Достаточно сказать, что фактически две статьи Федерального закона "О Центральном банке РФ", а именно ст. 29 и ст. 30, указывают на обязательный курс банковских билетов и монеты Банка России.
Деньги, как было сказано выше, выполняют важные экономические функции: измерителя стоимости товаров и услуг; средства обращения; платежного средства; накопления и образования денежных фондов. Но любая из названных функций может быть реализована в экономической деятельности только с помощью юридических норм, и главным образом норм финансового права. В этом заключается еще один признак, характеризующий деньги как юридическую категорию. Например, деньги являются средством накопления стоимости в ее всеобщей форме и образования государственных и муниципальных фондов - бюджетных и внебюджетных, а также вкладов граждан в сбербанк и коммерческие банки. Эти процессы в области финансовой деятельности государства регулируются нормами финансового (бюджетного) и гражданского права.
Характеризуя юридическую природу денег, следует несколько слов сказать о бумажных денежных знаках. Бумажные деньги наиболее отчетливо свидетельствуют о двойственной природе денег, о том, что рассматриваемая категория является не только особым экономическим явлением, но и творением государственной власти. Бумажные деньги получили широкое распространение, т.к. они обладают многими удобствами как средство обмена и обращения: они не тяжелы, хороши для переноса и хранения. Бумажные деньги совершенно теряют свое товарное качество и становятся, "абсолютными деньгами", своеобразными государственными знаками, на которые государство указывает и гарантирует их платежную силу.
Все обозначенные функции в совокупности образуют основу, на которой государством создается денежная система, складывающаяся из ряда элементов.
Денежная система Российской Федерации складывается из ряда элементов и включает в себя: 1) официальную денежную единицу с ее наименованием; 2) виды денежных знаков; 3) порядок эмиссии наличных денег; 4) безналичные деньги; 5) финансово-правовые нормы, предусматривающие указанные элементы и обеспечивающие функционирование денежной системы.
Итак, с учетом изложенного можно сформулировать следующие определения денег и денежной системы.
Деньги - это установленные законом денежные знаки с определенным наименованием (рубль, копейка), отпечатанные или отчеканенные в соответствующей форме с обозначениями на них денежных единиц, прием которых в качестве платежного средства обязателен внутри Российской Федерации.
Денежная система РФ - это форма орг-ции денежного обращения в РФ.
Денежная система исторически появилась тогда, когда изготовление, выпуск в обращение металлических денежных знаков, ответственность за их подделку стали регулироваться нормами права, в числе которых ведущее место заняли нормы финансового права. Можно подчеркнуть: без правового регулирования денежная система как инструмент организации денежного обращения просто немыслима.
Характеризуя денежную систему Российской Федерации, следует указать на то, что она имеет конституционную основу. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесены "денежная эмиссия", "установление правовых основ единого рынка", а в ст. 75 устанавливается денежная единица страны и указывается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.
Однако практически правовое регулирование денежной системы Российской Федерации осуществляется в первую очередь нормами финансового права, а также нормами гражданского и уголовного права. Что касается норм финансового права, то они содержатся в ряде федеральных законов. Это: Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности"11, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле"12.
Многие вопросы деятельности Центрального банка РФ, обеспечивающие функционирование денежной системы и требующие их детализации (изготовление денежных знаков, их перевозка в регионы страны, хранение и инкассация, создание резервных фондов денежных знаков, их изъятие из обращения, уничтожение и замена устаревших и поврежденных денежных знаков), регулируются нормами финансового права, содержащимися в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ. Так, решение по разработке и изготовлению денежных знаков по постановлению Правительства РФ принимает Совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Однако эти решения находят отражение в соответствующих правовых и технико-юридических нормах, содержащихся в ведомственных нормативных актах Центрального банка РФ (указаниях, положениях, инструкциях)13.
Информация о работе Понятие и правовые основы денежной системы РФ