Принципы и методы финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
- высокая нестабильность внешних условий и факторов;
- новый стиль руководства персоналом;
- усиление центробежных сил в экономической организации.

Содержание

Введение
1. Финансовое планирование
1.1. Понятие, цели, задачи финансового планирования
1.2. Виды финансового планирования
1.3. Организация финансового планирования
2. Принципы финансового планирования
2.1. Основные принципы
2.2. Дополнительные принципы
3. Методы финансового планирования
3.1. Методы расчета отдельных финансовых показателей
3.2. Общие методы составления финансового плана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Владимирова Фин менеджмент.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать  условия производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две  схемы организации работ по составлению  бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти  показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме  включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти  показатели в единый бюджет (план), который  в последствии может войти  составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором  необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных  подразделений.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются  финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчёты о  прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так  как содержат данные для анализа  и расчёта финансовых показателей  деятельности предприятия, а также  служат основой для составления  прогноза этих документов. Причём, сложная  аналитическая работа на этом этапе  несколько облегчается тем, что  форма финансовой отчётности и планируемые  финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового  планирования, а отчётный бухгалтерский  баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает  составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые  относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру  научно-обоснованного бизнес-плана  предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством  составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе  осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового  планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

 

2. Принципы финансового планирования

2.1 Основные принципы

Различают следующие основные принципы финансового планирования: принцип научности, принцип комплексности, принцип оптимальности.

Принцип научности в планировании финансов состоит в научно обоснованных методах расчета, также анализе  финансовой и хозяйственной деятельности. Наиболее научным является нормативный  метод. На основе заранее установленных  нормативов рассчитывается потребность  организации в финансовых ресурсах и их источниках. Применяется такая  система норм и нормативов: региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной администрации); Местные нормативы (район); отраслевые нормативы (нормативы отрасли или  предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий); нормативы, принятые на предприятии (например: потребность  в оборотных средствах, приказы  по учетной политике). Достоинства  нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей  и выявление резервов роста дохода. Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Принцип комплексности в  планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.

Принцип оптимальности в  планировании финансов состоит в  выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных  вариантов плана. Существует 3 вида плана: оптимистический, пессимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает  влияние на экономику. Это влияние  обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового  плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.

2.2 Дополнительные принципы

Организация финансов предприятий, которые  отображают процесс формирования, деления  и использования финансовых ресурсов основывается на соответствующих принципах  организации хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства, а  именно: финансовой независимости и  ответственности, коммерческого расчета, формирования финансовых резервов и  др.

Финансовая независимость предприятий  гарантируется действующим законодательством  Украины. Государство гарантирует  всем субъектам ведение хозяйства, независимо от избранных ими организационных  форм (предприятие, общество), одинаковые права и создает одинаковые возможности  для доступа к финансовым и  природным ресурсам; неприкосновенность имущества; обеспечивает защиту любой  формы собственности. Предприятия  самостоятельно разрешают, какую производить  продукцию и кому ее реализовывать, как распределять чистый доход (выручку) от продажи продукции, как распределять и использовать финансовый результат. Безусловно, принятие таких решений  предприятия согласовывают с  действующим законодательством.

Ответственность за результаты деятельности. Этот принцип реализуется в случаях  неплатежеспособности предприятий, возникновения  убытков, нарушения ими действующего законодательства Украины и зарубежных стран (налогового, антимонопольного, антидемпингового и др.).

Предприятия несут полную реальную ответственность за своевременность  и полноту выполнения своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государственными институциями, кредитными учреждениями и другими предприятиями  и организациями. Они обязаны  покрывать убытки и потери за счет собственных финансовых ресурсов и  резервов. Невозможность выполнять  свои обязательства перед государством и кредиторами в случае убыточности  и неплатежеспособности создает  непосредственную угрозу любому предприятию  стать банкротом.

Коммерческий расчет как метод  ведения хозяйства предусматривает  постоянное сравнение расходов и  результатов деятельности предприятия. Его целью является получение  прибыли при оптимальных расходах капитала при минимальных рисках.

Коммерческий расчет отвечает основным принципам саморазвития предприятий - самоокупаемости и самофинансированию:

- самоокупаемость создает условия  для обеспечения предприятия  необходимыми материальными, трудовыми  и денежными ресурсами и предусматривает  рентабельную деятельность;

- самофинансирование предусматривает  обеспечение за счет собственных  ресурсов не только покрытия  текущих расходов, но и расходов  капитального характера, финансирования  социально-экономического развития  предприятия и расходов будущих  периодов.

Формирование финансовых резервов. Финансовые резервы, которые создаются  на предприятиях, в ассоциациях и  министерствах за счет прибылей, необходимая  для обеспечения стабильность круговорота  денежных средств и всего процесса, расширенного воссоздания. Наличие  централизованных (формируются за счет чистой прибыли в министерствах  и в ассоциациях) и децентрализованных (формируются за счет чистой прибыли) финансовых резервов позволяет маневрировать  финансовыми ресурсами, ликвидировать  временные финансовые трудности, которые  возникают в процессе ведения  хозяйственной деятельности, проводить  единую техническую и технологическую  политику определенной группы предприятий  и тому подобное.

Формирование и использование  денежных фондов и финансовых ресурсов задевает не только интересы предприятий (обществ), их работников, акционеров и  других контрагентов, но и интересы государства, и потому нуждается  в надлежащем финансовом контроле за хозяйственно-финансовой деятельностью  субъектов ведения хозяйства. Контроль осуществляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия  и средств влияния соответствующего содержания.

Разграничение средств на собственные  и одолженные. Раздел средств на собственные и одолженные является важным для предприятий потому, что  в отдельные периоды деятельности, или постоянно, возникает дополнительная потребность в средствах, которая  реализуется путем получения  краткосрочных ссуд и долгосрочных кредитов. Сочетание собственных  и одолженных средств позволяет  более рационально использовать и хранить собственный оборотный  капитал, своевременно реализовывать  инвестиционные проекты.

На организацию финансов имеют  влияние организационно-правовые формы  субъектов ведения хозяйства. Прежде всего, это проявляется в процессах  формирования капитала (уставного капитала), организации взаимоотношений с  бюджетом и государственными целевыми фондами, проведением дивидендной  политики (акционерные общества).

Отраслевые особенности  тоже имеют влияние на организацию  финансов. Например, сезонность производства предусматривает соответствующий  состав и структуру оборотного капитала, особенности в делении и использовании  прибылей (формирование резервов).

 

3. Методы финансового планирования

3.1 Методы расчета отдельных  финансовых показателей

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством  определённых методов. Методы планирования - это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться  следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и  в их источниках. Такими нормативами  являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных  отчислений, нормативы потребности  в оборотных средствах и др.

В финансовом планировании применяется  целая система норм и нормативов, которая включает:

ь федеральные нормативы;

ь республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

ь местные нормативы;

ь отраслевые нормативы;

ь нормативы хозяйствующего субъекта.

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории той  или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К  ним относятся ставки федеральных  налогов, нормы амортизации отдельных  видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы  действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских  и местных налогов, тарифных взносов  и сборов и др.

Отраслевые нормативы  действуют в масштабах отдельных  отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые  предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный  фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности  в оборотных средствах, нормы  кредиторской задолженности, постоянно  находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в  ремонтный фонд и др. Нормативный  метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический метод

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового  показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  показателями может быть установлена  косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).

Рис. 1. Схема расчётно-аналитического метода планирования

Расчетно-аналитический метод  широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение  величины отчислений от прибыли в  фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования  финансовых ресурсов и т.п.

Балансовый метод

Сущность балансового  метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что путем  построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности  в них. Балансовый метод применяется  прежде всего при планировании распределения  прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений  средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он + П = Р + Ок

где Он - остаток средств фонда  на начало планового периода, грн.;

Информация о работе Принципы и методы финансового планирования