Проблема агентских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для большинства крупных корпораций, поскольку, как правило, менеджеры крупных фирм владеют лишь небольшим процентом их акций. В современных условиях в России происходит постепенное увеличение капитализации большинства компаний, что ведет к росту актуальности агентских проблем.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблем агентских отношений в компании 5
1.1. Сущность агентских отношений 5
1.2. Виды агентских конфликтов 8
2. Анализ агентских проблем на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-
Данн» 15
2.1. Краткая характеристика компании 15
2.2. Показатели финансового состояния компании 17
2.3. Анализ Уставного капитала, акций и акционеров общества 19
3. Пути преодоления агентских проблем на примере компании ОАО «Вимм-
Билль-Данн» 23
Заключение 26
Список литературы 27
Приложение 29

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

     Главный вывод агентской теории согласуется с концепцией соотношения риска и доходности: большая ответственность и больший риск должны компенсироваться большей доходностью. Передача функций принятия решений и прав на дополнительный доход менеджеру будет приводить к большей эффективности.

     Если собственник передает весь риск, то его требования сводятся к получению фиксированного дохода на вложенные средства с учетом альтернативных рискованных вариантов инвестирования. Главная задача менеджера в этом случае - обеспечение требуемой доходности владельцу капитала с учетом риска инвестирования. Дополнительный доход остается у менеджера.

     В большинстве случаев право принятия решений передается менеджерам не полностью, поэтому велико стремление менеджеров получить больше функций управления через вхождение в число собственников. Для исходных владельцев капитала это также выгодно, т.к. принятие решений менеджером по увеличению собственного благосостояния при оптимально составленной системе контрактов будет приводить к увеличению благосостояния внешних владельцев капитала. Важно, чтобы концентрация собственности в руках менеджера не позволяла ему игнорировать внешний контроль и интересы мелких собственников.

     Формы проявления агентского конфликта между акционерами и менеджерами могут быть следующими:

      1) работа вполсилы. Менеджеры могут прилагать меньше усилий для 
управления корпорацией, чем ожидали акционеры при найме их на работу;

  1. выбор инвестиционного горизонта. Менеджеры всегда имеют меньший инвестиционный горизонт, чем акционеры. Менеджеры предпочитают краткосрочные проекты, увеличивающие их собственное благосостояние, долгосрочным, увеличивающим благосостояние акционеров;
  2. различная степень принятия риска. Благосостояние менеджеров напрямую зависит от того, сохранят ли они свои посты или нет. Поэтому менеджеры всегда более осторожны в принятии рискованных проектов по сравнению с акционерами;
  3. неэффективное использование активов. У менеджеров могут существовать мотивации по неэффективному использованию активов, т.к. их собственное благосостояние не зависит от эффективности инвестиций. Менеджеры заинтересованы в контроле над свободными денежными потоками и предпочитают не выплачивать их акционерам, а тратить на неэффективные инвестиционные проекты или увеличение организационной неэффективности;
  4. частные привилегии. Менеджеры стремятся к привилегиям в виде личных автомобилей, шикарных офисов, лайнеров, яхт и т.п.

    Конфликт между владельцами собственного и заемного капитала.

     У акционеров имеется потенциальная возможность переложить потери на кредиторов. Так, владельцы собственного капитала могут принять решение о инвестировании средств (частично собственных, частично заемных) в проекты, более рискованные, чем уровень риска, на который ориентируются владельцы заемного капитала. Таким уровнем риска часто является риск текущей деятельности компании, исходя из него кредиторы, предоставляют средства и требуют взамен определенный уровень доходности. Неконтролируемые действия владельцев собственного могут привести к нарушению принципа компенсации риска. При провале проекта всегда существует потенциальная возможность объявить компанию банкротом и потери переложить на плечи кредиторов. При удачном осуществлении проекта владельцы собственного капитала получают повышенные денежные потоки, а владельцы заемного капитала -фиксированные проценты, не отражающие риск инвестирования. Таким образом, положительный эффект от более рискованного проекта будет экспроприирован владельцами собственного капитала, а потери переложены на кредиторов.

     Механизм решения этого конфликта заключается в предоставлении корпорациями гарантий в обеспечение займов:

    1) залог реальных активов, акций, гарантии и поручительства;

  1. предоставление кредитов од конкретные проекты с согласованием бизнес-плана и контролем за их выполнением;
  2. предоставление связанных кредитов (с фиксацией конкретных видов оборудования и поставщиков);

    4) требования периодического предоставления отчетности;

     5) направление своих специалистов для контроля за состоянием дел, 
присутствие на собраниях Совета директоров и общих собраниях 
акционеров.

     Вторичные конфликты возникают между мелкими и крупными собственниками, между инсайдерами и аутсайдерами, между краткосрочными и долгосрочными инвесторами.

     Конфликт между аутсайдерами и инсайдерами. Инсайдер - это владелец капитала компании, имеющий доступ к внутренней информации о деятельности компании.

 

     

     Проявления этого конфликта можно наблюдать при операции МВО (Management buyout), т.е. выкупа менеджерами контрольного пакета у акционеров через инициирование убытков и распространение негативной информации о компании. При падении цен на акции менеджеры выкупают компанию. Операция МВО характерна для компаний, у которых существуют временные трудности, но при этом есть большой потенциал для роста. Развитый фондовый рынок жестко регулируется, и такого рода действия преследуются по закону. На развивающихся рынках законодательство не столь совершенно, и такие проявления агентского конфликта возможны. 

Инсайдеры

 
 
 
 
 
 

[ 

    Аут сайдеры 

 Мелкие акционеры 

Краткосрочные акционеры 
 

          Рис. 2. Вторичные агентские конфликты 
           

     Конфликт между крупными и мелкими собственниками. Интересы миноритарных акционеров могут быть ущемлены через размывание капитала путем дополнительной эмиссии акций. В законодательстве многих стран жестко регламентируется возможность всех акционеров принять участие в дополнительной эмиссии (наличие информации, времени для принятия решений и т.п.).

     Конфликт между «долгосрочными» и «краткосрочными» инвесторами. Это конфликт между собственниками, ориентированными на долгосрочное развитие компании, и инвесторами, желающими получить быструю отдачу на вложенные средства. Менеджеры находятся под давлением двух групп акционеров с альтернативными интересами относительно движения рыночной стоимости акций. Этот конфликт усугубляется позицией менеджмента, который довольно часто ориентирован на краткосрочны положительные изменения.

2.    АНАЛИЗ    АГЕНТСКИХ    ПРОБЛЕМ    НА    ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» 2.1. Краткая характеристика компании 

     Компания «Вимм-Билль-Данн» — лидер рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. В настоящее время компании принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. На этих предприятиях и в торговых филиалах ВБД работают в общей сложности более 9 тыс. человек.

     Среди наиболее узнаваемых брендов компании: «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер». Компании ВБД также принадлежит самый известный российский соковый бренд — J7. Не менее популярны марки «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки», марка «Агуша» — самый узнаваемый в России бренд детского питания.

     История компании началась в 1992 году на практически пустом, по сегодняшним меркам, продовольственном рынке, когда компания «Вимм-Билль-Данн» впервые в России выпустила соки в пакетах. Соки были разлиты на арендованной специально для этого технологической линии Лианозовского молочного комбината. Арендовали ее не иностранцы, а только что созданная российская компания, состоявшая из пяти человек. «Иностранное» название выбрали потому, что отечественный товар в то время не пользовался доверием у потребителей.

     В 1993 компания впервые в России начала производство йогуртов. В 1994 «Вимм-Билль-Данн» создал первый российский соковый бренд - J7. Название торговой марки происходило от английского "7 juices" - «7 соков».

     В 1998 году компания «Вимм-Билль-Данн» первой в мире начала индустриальное производство ягодных морсов по старинным русским рецептам, а также брендированных йогуртов - под маркой «Чудо». В том же 1998 году компания перешагнула границы Московского региона, приобретя комбинат «Сибирское молоко» в Новосибирске. Это стало началом стремительной региональной экспансии ВБД. В течение нескольких лет были приобретены молочные заводы в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Уфе, Краснодарском крае. В 2000 году компания стала приобретать заводы за рубежом - на Украине и в Центральной Азии.

     В 2001 году «Вимм-Билль-Данн» первым в России создал соково-молочный напиток - «Мажитэль» и зарегистрировал первый отечественный бренд молочного детского питания - «Агуша». В 2003 начат выпуск «Ламбера» - первого отечественного сыра, успешно конкурирующего на рынке с европейскими сырами.

     В 2007 компания «Вимм-Билль-Данн» первой в России вывела на рынок функциональные молочные продукты, специально предназначенные для поддержания красоты- Beauty. Также компания открыла Экспериментальный комбинат детского питания в Курской области и его филиал в одном из цехов Царицынского молочного комбината в Москве. В 2008 Линейка продуктов детского питания «Агуша» дополнена сухими молочными кашами и сухими молочными смесями для грудных детей. Теперь бренд «Агуша» представлен во всех категориях детского питания.

     Миссия компании отражает ее фундаментальные ценности: «Вимм-Билль-Данн» помогает людям, радуя их каждый день вкусными и полезными для здоровья всей семьи продуктами питания.

     Социальная ответственность для компании означает нечто большее, чем просто исправное отчисление налогов в бюджет, достойная заработная плата сотрудникам и неукоснительное соблюдение законов. Руководство компании понимает социальную ответственность как добровольно взятое на себя обязательство вносить весомый вклад в улучшение жизни людей, общества, страны.

     Выпуская продукцию ежедневного спроса, компания несет за нее ответственность непосредственно перед потребителями. ОАО «ВБД» производит полезные продукты питания, способствуя формированию в стране новой культуры потребления, правильного питания, здорового образа жизни. Развивая социально ответственный бизнес, следуя этическим принципам, уважая права людей, учитывая потребности сообщества и проблемы окружающей среды, компания не забывает о самом главном, ради чего работает, — о Человеке.

     Основной целью инвестиционной деятельности компании является получение прибыли.

    Для достижения данной цели поставлены задачи:

    1. Внедрение новых продуктов.

  1. Разработка системы проел еживаемости продукции: сырье -производство - дистрибьюция - полка магазина.
  2. Запуск нового производственного оборудования: установка оборудования по внесению пектина, оборудование для новой укладки, новое оборудование для укладки коробов (робот-укладчик).
 
  1. Запуск новой станции водоподготовки.
  2. Реализация проекта снижения операционных затрат.
  3. Увеличение доли прямой доставки в филиалах в целом по компании.
 
 

    2.2. Показатели финансового состояния компании 
     

     2009 год оказался достаточно удачным для компании, несмотря на происходящий в стране кризис. Показатели Отчета о прибыли и убытках приведены в Приложении 1.

Результаты анализа показателей баланса приведены в таблицах:

 

    Таблица 2

Оценка платежеспособности

        Анализ внеоборотных активов 

    п/п
      Наименование показателей
    За предыдущий год За отчетный год
    1. Доля основных средств. % 63.88 55.67
      Доля незавершенного строительства. % 18,91 19,53
    3. Доля долгосрочных финансовых вложений, % 14.78 21.93
    4. Износа основных средств. % 37.01 44.86
    5. Коэффициент обновления основных средств 0.23 0,12
    б. Коэффициент выбытия основных средств 0,02 0,01
    7. Фондоотдача - характеризует экономическую эффективность производства 4.91 5,22

Информация о работе Проблема агентских отношений