Проблeмы мeжбюджeтных отношeний в России на соврeмeнном этапe и пeрспeктивы их рeшeния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цeль данной работы – проанализировать систeму мeжбюджeтных отношeний в РФ и пeрспeктиву их развития.
Данная цeль будeт достигнута посрeдством рeшeния слeдующих задач:
- проанализировать этапы развития мeжбюджeтных отношeний;
- выявить проблeмы организации мeжбюджeтных отношeний в России;
- проанализировать формы финансовой поддeржки из фeдeрального бюджeта бюджeтам субъeктов РФ;
- рассмотрeть формы мeжбюджeтных трансфeртов, прeдоставляeмых из бюджeтов субъeктов РФ мeстным бюджeтам;
- оцeнить пeрспeктивы развития мeжбюджeтных отношeний в РФ.

Содержание

Ввeдeниe……………………………………………………………………..3
1. Мeжбюджeтныe отношeния: характeрныe чeрты.
1.1. Мeжбюджeтныe отношeния: принципы и содeржаниe………………5
1.2. Мeжбюджeтныe трансфeрты: сущность и значeниe ………………..10
2. Проблeмы мeжбюджeтных отношeний в России на соврeмeнном этапe
и пeрспeктивы их рeшeния.
2.1. Проблемы межбюджетных отношений в России……………………
2.2. Пути совeршeнствования систeмы мeжбюджeтных отношeний в России……………………………………………………………………….20
Заключeниe………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!курсач Финаннсы.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета

1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. 
Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. 
2. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. 
3. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. 
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.8

 

Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета

В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены  иные межбюджетные трансферты.9

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета

1. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. 
Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. 
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.10

 

 

 

 

2. Проблeмы мeжбюджeтных отношeний в России на соврeмeнном этапe и пeрспeктивы их рeшeния.

2.1. Проблеиы межбюджетных  отношений в России.

Современный этап развития в Российской Федерации взаимоотношений  между органами власти всех уровней  по вопросам оказания государственных  услуг предполагает дальнейшее совершенствование  межбюджетных отношений и повышение  эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Действующая система разграничения  расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной  системы в отдельных случаях  требует корректировки в целях  возложения ответственности за обеспечение  предоставления бюджетных услуг  на органы публичной власти, способные  сделать это наиболее эффективно.

В ряде субъектов Российской Федерации остается низким качество управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются высокий по сравнению  со среднероссийским уровнем уровень  просроченной кредиторской задолженности  по отношению к их собственным доходам, низкое качество финансового планирования, а также недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла.

Несмотря на то, что постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению  результативности бюджетных расходов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации  рекомендовано разработать и  реализовать меры по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249, разработка и реализация этих мер в субъектах Российской Федерации находится в начальной стадии, в частности не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, практически отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Предусматривается расширение инструментов мотивации субъектов  Российской Федерации в целях  осуществления ими ответственной  финансовой политики.

Среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за последние несколько лет в 2 раза превышали показатели инфляции. Увеличение доходов складывалось благодаря росту экономики страны, что привело к положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов субъектов Российской Федерации. Высокие темпы роста доходов обусловили существенное увеличение объемов средств, направляемых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на обеспечение расходных обязательств.

В 2009 году произошло значительное сокращение поступлений налоговых  доходов в бюджеты субъектов  Российской Федерации и местные  бюджеты, в частности налога на прибыль  организаций.

Сокращение доходов в  наибольшей степени затронуло субъекты Российской Федерации, доходы которых  значительно зависят от финансового  состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности.

В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации  столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.11

Механизм предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации  субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских  округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые  доходы местных бюджетов (без учета  налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законами субъектов  Российской Федерации, не обеспечивает значительного сокращения различий в уровне расчетных налоговых  доходов муниципальных образований  в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены муниципальные образования, имеющие чрезмерно высокий налоговый потенциал, сформированный по не зависящим от деятельности органов местного самоуправления причинам. В то же время указанный механизм не стимулирует органы местного самоуправления к проведению мер по увеличению налогового потенциала на соответствующей территории. Необходима корректировка механизма предоставления указанных субсидий, ориентированная на изъятие сверхдоходов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание дополнительных стимулов муниципальным образованиям к увеличению налогового потенциала путем установления прогрессивной шкалы изъятия.

Высокий уровень  долговой нагрузки бюджетов в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует об имеющихся проблемах в экономике, в формировании исполнении их бюджетов, что может также осложнить в дальнейшем социально-экономическое развитие и модернизацию экономики этих регионов.12

 

2.3. Пути совeршeнствования систeмы мeжбюджeтных отношeний в России.

В бюджетном послании на 2013-2015 года разработана программа,  направленная на укрепление позиций системы межбюджетных отношений страны в условиях присоединения к ВТО. В рамках данного послания  отражены задачи по достижению поставленной цели.

В. В. Путин обозначил  ключевые приоритеты программы:

Базовый подход должен заключаться в том, чтобы создать для регионов и муниципалитетов действенные, реальные стимулы для расширения собственной доходной базы развития региональной экономики;

В ближайшее время должна быть завершена работа по разграничению  полномочий между уровнями власти. Закреплённые полномочия должны быть подкреплены стабильными источниками доходов, в том числе за счёт отмены налоговых льгот, установленных на федеральном уровне. Должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов;

Со своей стороны, субъекты Федерации, местные органы власти должны придерживаться жёсткой финансовой дисциплины, в том числе по аналогии с Федерацией перейти на программные  принципы при формировании своих  бюджетов, убрать неэффективные расходы, чётко определить приоритеты, важнейшим  из которых должно стать повышение  зарплат специалистов, занятых в бюджетной сфере;

Осуществлять постоянный мониторинг практического внедрения новых механизмов финансирования бюджетных учреждений на федеральном и местном уровнях;

Следует обеспечить большую  прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества. Для повышения эффективности общественного мониторинга необходимо внедрять информационную систему «Электронный бюджет», что сделает бюджет и бюджетный процесс на федеральном уровне более прозрачным. В дальнейшем предлагаю создать единый портал бюджетной системы России и с его помощью обеспечить постоянный доступ для общественности к данному исполнению бюджетов всех уровней. Общество должно получить полную, объективную информацию о том, в каком объёме и насколько эффективно расходуются государственные средства.13

В области межбюджетных отношений необходимо продолжить работу по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для экономического роста и увеличения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.

По мнению Счетной палаты, в изменившихся условиях функционирования экономики субъектов Российской Федерации (в том числе из-за вступления России вВТО), а также для решения задач по финансовому обеспечению передаваемых полномочий, стимулированию перехода к программно-целевому методу бюджетного планирования и реализации положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года требуется разработка новых направлений развития системы межбюджетных отношений и принятие Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного документа.

В 2013 году предусматривается  направить бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на общую сумму 1 293 597,4 млн. рублей, что на 12 027,7 млн. рублей, или на 0,9 %, меньше показателя на 2012 год, предусмотренного Федеральным законом № 371-ФЗ (с изменениями), и на 64 211,9 млн. рублей, или на 4,7 %, меньше показателя, предусмотренного сводной бюджетной росписью с учетом изменений (по состоянию на 1 сентября 2012 года), в 2014 году – 2711 184 657,2 млн. рублей и в 2015 году – 1 168 449,7 млн. рублей. Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, по сравнению с предыдущим годом в 2014 году снижается на 8,4 % и в 2015 году – на 1,3 %. Таким образом, предусматривается последовательное сокращение бюджетных ассигнований из федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов.14

В ближайшие годы предстоит  совершенствовать механизмы оказания финансовой помощи отдельным муниципальным  образованиям.

Правоприменительная практика показала недостатки системы присвоения статуса наукограда и механизмов оказания им финансовой поддержки. Система  оказания финансовой поддержки не ориентируется  на стимулирование существенного ускорения  инновационного развития.

В рамках реализации настоящей  Концепции Министерством финансов Российской Федерации совместно  с Министерством регионального  развития Российской Федерации предусматривается  подготовить доклад в Правительство  Российской Федерации об анализе  эффективности механизмов государственной  финансовой поддержки закрытых административно-территориальных  образований.

Как показала практика применения Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", существует необходимость совершенствования  действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных  образований. Необходимо установить реальную взаимосвязь конкретных механизмов предоставления государственной финансовой поддержки закрытых административно-территориальных  образований с учетом особенностей их функционирования и реализации местного самоуправления на территории таких образований. В первую очередь это относится к межбюджетным трансфертам на обеспечение жильем выезжающих из закрытых административно-территориальных образований граждан. Правовая неурегулированность этого вопроса по экономическому содержанию (мера социальной поддержки или ограничение проживания граждан в связи с особым режимом закрытого административно-территориального образования) и по определению категорий граждан, подлежащих отселению, снижает эффективность использования выделяемых средств.

Информация о работе Проблeмы мeжбюджeтных отношeний в России на соврeмeнном этапe и пeрспeктивы их рeшeния