Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 03:38, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучения основных характеристик чистой рыночной экономики, а также экономических моделей в таких странах, как Швеция, Америка, Япония и Беларусь. Важно сделать вывод об эффективности функционирования рыночных экономик в вышеперечисленных странах.
Задачами моей курсовой работы являются:
выявить предпосылки возникновения рыночной экономики;
изучить основные характеристики рыночной системы и принципы ее функционирования;
рассмотреть шведскую экономическую систему;
изучить американскую систему рыночной экономики;
определить особенности японской модели экономики;
Введение……………………………………………………………………….…..4
1 Рыночная система: понятие, свойства, функции, структура….……………...6
2 Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития……….12
3 Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики.15
3.1 Зарубежные модели ………………...…………………………………….....15
3.2 Белорусская модель развития экономики………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32
•опережающее развитие сферы услуг, прежде всего образования, здравоохранения, культуры;
• создание благоприятных условий и возможностей для интеллектуального и физического развития человека;
• улучшение демографической ситуации.[13,с.7-8]
В сравнении со странами Центральной и Восточной Европы трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Однако неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью — это высокие темпы экономического роста.
Государственное регулирование экономики.
В этой области предусматривается переход преимущественно к экономическим методам управления. Основные меры включают:
• совершенствование инструментов и рычагов денежно-кредитной политики, направленных на достижение устойчивого экономического роста, повышение реальных денежных доходов населения, рост инвестиций и сбережений. Предусматривается обеспечить снижение и поддержание стабильно низких темпов инфляции (3-5% в год), наращивание денежного предложения в национальной валюте. Должны быть разработаны меры по взаимовыгодному сближению денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, а также расширению и углублению взаимодействия с международными финансовыми организациями;
• формирование ценового механизма, стимулирующего структурную перестройку и модернизацию экономики на инновационной основе, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Важнейшими мерами в области ценообразования должны стать: либерализация ценообразования по мере создания экономических условий, гибкое сочетание свободных и регулируемых цен; сокращение ценовых диспропорций, постепенный переход к системе цен, обеспечивающих покрытие издержек во всех отраслях экономики; поэтапная оптимизация уровня цен естественных монополий; расширение сферы применения цены как регулятора структуры потребления энергоресурсов и объемов выбросов вредных веществ. [13,с.17-18]
Внешнеэкономическая деятельность.
Главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.
Основными направлениями
внешнеэкономической
Для их реализации предусматривается:
• усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие требованиям международных стандартов;
• создание новых экспортоориентированных производств на основе передовых научно-технических разработок;
• повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;
• активное применение новых
форм внешнеэкономической
• оптимизация и
• совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности;
• приведение системы тарифного, нетарифного регулирования и таможенного администрирования в соответствие нормам международного права и общепринятой международной практики;[13,с.19]
• стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие его инновационной деятельности;
• переход к формированию современной системы мотивации высших менеджеров, а также обеспечение уровня их профессионализма, соответствующего современным требованиям.[2,с.112]
Международное экономическое сотрудничество будет осуществляться на принципах сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия с определением приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений.
Социальная политика в Республике Беларусь.
Главными направлениями социальной политики являются: повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств.
Для реализации этих направлений
предусматривается повышение
Для реализации этих направлений предусматривается:
• улучшение демографической ситуации в стране на основе повышения рождаемости, укрепления семьи и здоровья населения, снижения смертности, оптимизации миграционных процессов;
• повышение уровня заработной платы в меру роста производительности труда;
• обеспечение поддержки социально уязвимых слоев населения, дальнейшее развитие адресной социальной помощи, упорядочение системы социальных пособий и льгот, улучшение системы пенсионного обеспечения;
• повышение эффективности социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту;
• обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда путем повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы.[13, с.9]
Научно-инновационная и инвестиционная деятельность.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь является переход на инновационный путь развития. Эта задача определяет стратегическую цель государственной научно-технической политики.
Для достижения целей, поставленных в этой области, необходимо:
Важнейшие направления государственной инвестиционной деятельности:
В прогнозируемом периоде предусматриваются опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП. Ежегодный темп роста инвестиций в 2011-2015 году в среднем составит 9-10%.[13,с.17-18]
Следует обратить внимание
на выполнение основных запланированных
показателей социально-
Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г.
Основные показатели |
В сопоставимых ценах; в процентах к соответствующему периоду предыдущего года | |||
по прогнозу 2011 года |
Январь-июнь |
Январь-август |
фактически за январь-сентябрь 2012 года | |
Валовой внутренний продукт |
105,0-105,5 |
102,9 |
102,5 |
102,5 |
Продукция промышленности |
106-107 |
108,5 |
108,1 |
107,7 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности, % |
10-11 |
12,8 |
12,6 |
…* |
Удельный вес отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции, % |
13,5-14,5 |
17,4 |
17,1 |
17,1
|
Снижение уровня материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности (в фактических ценах), % |
(-2)-(-3) |
+0,4 |
-0,3 |
…* |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
104-105 |
105,1 |
107,1 |
105,0 |
Рентабельность продаж в сельском хозяйстве, % |
4-4,5 |
15,6 |
14,8 |
…* |
Экспорт товаров и услуг |
111,6-112,3 |
131,7 |
122,4 |
…* |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, % к ВВП |
2,3-2,7 |
13,2 |
10,3 |
…* |
Прямые иностранные
инвестиции на чистой основе (без учета
задолженности прямому |
3,7 |
0,7 |
1,0 |
…* |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
103-103,5 |
107,9 |
113,7 |
…* |
Снижение энергоемкости ВВП, % |
(-3) – (-4) |
+17,4 |
+12,4 |
…* |
* Данные не приводятся по причине более поздних сроков представления статистической отчетности организациями.
Источник:[5, с.7, таблица 1].
Как видно из таблицы, Беларусь за период с января по сентябрь 2012 года не достигла запланированных показателей, но они все же остаются достаточно высокими. Это можно объяснить тем, что сегодня Беларусь, как и все остальные государства, испытывается на прочность мировым финансово-экономическим кризисом. В этих условиях белорусская модель социально-экономического развития еще раз доказала свою эффективность.
Вместе с тем в Беларуси пришлось оперативно и четко реагировать на стремительное изменение ситуации, принимать необходимые меры, которые бы максимально стимулировали развитие экономики. Итоги работы за начальный период 2012 года свидетельствуют о том, что были приняты правильные решения по обеспечению экономической безопасности.
Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития успешна, к настоящему времени она приобрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.
Проанализировав функционирование рыночной экономики в разных страна я пришла к выводу, что она является достаточно эффективной формой организации экономической деятельности. Она создает оптимальную систему привлечения к эффективному инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, экономической деятельности.
Одновременно с этим
рыночная экономика является довольно
жесткой в социальном плане, она
не допускает уравниловки и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из исследования, приведённого в 3-х главах, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики