Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:03, курсовая работа
Целью настоящего исследования является рассмотрение таких правовых явлений как корпоративное управление, изучение их особенностей, закономерностей исторического развития, возможности их взаимовлияния и перспектив развития.
Введение
Определение акционерного общества дает ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах". Акционерным обществом (далее – общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Актуальность темы исследования
Корпоративные отношения не столь давно, но основательно вошли в правовую и экономическую жизнь России, и, остаются одним из самых перспективных для исследования видов правоотношений. Всего двадцать лет как люди живут по законам рынка, последовательно развивая корпорации. Развитие корпоративного управления имеет в настоящее время ключевое значение как решающий способ привлечения инвестиций в экономику конкретного общества в масштабах всей страны.
Цели и задачи исследования
Целью настоящего исследования, среди которой ключевыми являются рассмотрение таких правовых явлений как корпоративное управление, изучение их особенностей, закономерностей исторического развития, возможности их взаимовлияния и перспектив развития.
Глава 1. Корпоративное управление
1.1 Понятие, основные черты
Итак, настоящая работа посвящена исследованию таких явлений как «корпоративное управление»
Наличие системы корпоративного управления является, по сути, ключевым признаком корпорации. Управление в корпорации невозможно без существования определенных компромиссов между менеджерами, владельцами и, собственного говоря, работниками компании. Насколько долго будет сохраняться компромиссное состояние, зависит от того, как построена система корпоративного управления в обществе. В этом заключается экономическая и социальная значимость управления[1].
Общемировое употребление термина «корпоративное управление» принесло английское право, где «корпоративное управление» означает «администрирование», «управление» корпорацией. В настоящее время существует большое количество определений понятия корпоративное управление. Так, Е.П. Губин отмечает, что корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в отношениях корпоративного контроля[2]. Согласно позиции И.С. Шиткиной, корпоративное управление - совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпораций[3].
Корпоративное управление – это своего рода механизм, методология, позволяющие внедрить общие принципы принятия эффективного решения в деятельность компании. Механизм этот состоит из определенного набора элементов, инструментов, процедур и т.п., обеспечивающих компании создание и поддержание системы «сдержек и противовесов», необходимых для принятия решения, которым бы в наибольшей степени учитывались интересы всех заинтересованных сторон, максимально исключались злоупотребления в процессе создания и использования общих для всех ресурсов. [4]
Корпоративное управление (англ. corporate governance) - система взаимодействия между акционерами и руководством компании (акционерного общества, корпорации), включая её совет директоров, а также с другими заинтересованными лицами, с помощью которой реализуются права акционеров; комплекс механизмов, позволяющих акционерам (инвесторам) контролировать деятельность руководителей компании и разрешать возникающие проблемы с прочими группами влияния[15].
В целом существуют широкое понимание корпоративного управления, в соответствии с которым, под корпоративным управлением принимается деятельность всех (любых) лиц по управлению компанией. В более узком понимании данного термина, корпоративное управление представляет собой деятельность именно органов юридического лица.[1]
1.2 Особенности
организации управления
В России, в соответствии с действующим законодательством, понятие "корпорация" трактуется как правовая форма бизнеса, наиболее распространенная форма акционерного предприятия, обязательно имеющая статус юридического лица.
В этой связи управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.[3]
В настоящее время в целях повышения эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Современная наука выделяет семь факторов, от которых зависит эффективность деятельности корпорации (рис. 1).
Рис. 1 - Факторы, влияющие на эффективность деятельности корпорации
Рассмотрим эти факторы подробно:
структура – оптимальная организационная структура корпорации позволяет сократить издержки как на общее управление, так и на основную производственную деятельность, поскольку сокращается количество передаточных звеньев при доведении управленческого решения;
системы – реализация системного подхода при решении любых задач позволяет охватить и решить проблему целиком, а не отдельные ее компоненты, что позволяет устранять проблемы один раз, не тратя в будущем ресурсы на повторное решение проблемы;
стиль – создание и использование собственного стиля руководства, формирование необходимого отношения покупателей к корпорации с помощью стратегии брендинга позволяет выделить корпорацию из общей массы конкурентов и повысить эффективность маркетинговой деятельности;
персонал – руководство корпорации должно добиваться от своих сотрудников достаточной квалификации для выполнения должностных обязанностей, однако в условиях недостатка опыта это одно из слабых мест российских корпораций;
профессионализм – высокая культура и грамотность высшего менеджмента является залогом успешной деятельности, при отсутствии у руководства необходимых знаний и достаточного опыта деятельность корпорации может быть неэффективной;
стратегия – разработка долгосрочных планов, а также предвидение и формулирование своих целей помогают руководству корпорации осознать в каком направлении нужно двигаться для их достижения;
разделяемые ценности – если цели всех работников корпорации совпадают, то это определяет поступательное движение при достижении стратегических целей, то есть повышается эффективность функционирования как процесса достижения целей.[6]
1.3 Сущность и
критерии корпоративного
Сущность корпоративного управления состоит в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием корпоративного управления.
В настоящее время западными учеными предлагается цикл управления фирмой, состоящий из четырех этапов (рис. 1). В частности, такую схему предлагают Мескон, Альберт и Хедоури. Однако, по нашему мнению, такое представление является слишком урезанным и для такого крупного объединения как корпорация не подходит, поэтому нами предлагается расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис. 2).
Планирование |
Контроль |
Организация |
Мотивация |
Рис. 2 - Цикл управления фирмой
Мы считаем, что для осуществления цикла управления, представленного на рис. 3, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании.
Анализ возможностей (1) |
Регулирование (7) |
Планирование (2) |
Контроль (6) |
Организация (3) |
Диспетчирование (5) |
Мотивация (4) |
Рис. 3 - Цикл управления корпорацией
Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.
Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.
Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на (рис. 4).
Рис. 4 - Этапы процесса управления по целям
Глава 2. Корпоративное управление в акционерном обществе
Под корпоративным управлением в акционерных oбщecтвax понимaeтcя cиcтeмa oтнoшeний мeждy opгaнaми yпpaвлeния и дoлжнocтными лицaми эмитeнтa, влaдeльцaми цeнныx бyмaг (aкциoнepaми, влaдeльцaми oблигaций и иныx цeнныx бyмaг), a тaкжe дpyгими зaинтepecoвaнными лицaми, тaк или инaчe вoвлeчeнными в yпpaвлeниe эмитeнтoм кaк юpидичecким лицoм.
Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй вoзникнoвeния пpoблeмы кopпopaтивнoгo yпpaвлeния кaк тaкoвoй являeтcя oтдeлeниe влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью. В peзyльтaтe тaкoгo oтдeлeния нeизбeжнo вoзpacтaeт poль нaeмныx мeнeджepoв, ocyщecтвляющиx нeпocpeдcтвeннoe yпpaвлeниe дeятeльнocтью эмитeнтa, вcлeдcтвиe чeгo вoзникaют paзличныe гpyппы yчacтникoв oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в cвязи с таким yпpaвлeниeм. И каждая из них пpecлeдyeт cвoи coбcтвeнныe интepecы.
В 90-e годы пoявилиcь следующие кoнцeпции кopпopaтивнoгo yпpaвлeния: «coyчacтникoв» и «cтoимocти кaпитaлa aкциoнepoв».
Лейтмотивом концепции coyчacтникoв, paccмaтpивaющей корпоративное управление в нaибoлee шиpoкoй тpaктoвкe, является yчeт и зaщитa как финaнcoвыx, тaк и нeфинaнcoвыx инвecтopoв. При этом к нeфинaнcoвым инвecтopaм мoгyт oтнocитьcя cлyжaщиe (cпeцифичecкиe нaвыки для кopпopaции), пocтaвщики (cпeцифичecкoe oбopyдoвaниe), мecтныe влacти (инфpacтpyктypa и нaлoги в интepecax кopпopaции).
Кopпopaции, yпpaвлeниe кoтopыми ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии c кoнцeпциeй cтoимocти кaпитaлa aкциoнepoв, кoнцeнтpиpyютcя нa дeятeльнocти, cпocoбнoй пoвыcить cтoимocть кopпopaции (тo ecть cтoимocть кaпитaлa aкциoнepoв), и cокpащают мacштaбы дeятeльнocти либo пpoдaют пoдpaздeлeния, кoтopыe нe мoгyт cпocoбcтвoвaть пoвышeнию cтoимocти кoмпaнии.
С точки зpeния хозяйственного общества в цeлoм дoбpocoвecтнoe кopпopaтивнoe yпpaвлeниe cocтoит из тpex элeмeнтoв:
- этичecкиx ocнoв дeятeльнocти кoмпaнии, зaключaющиxcя в coблюдeнии интepecoв aкциoнepoв;
- дocтижeния дoлгocpoчныx cтpaтeгичecкиx зaдaч eгo влaдeльцeв, нaпpимep, выcoкoй пpибыльнocти в дoлгocpoчнoй пepcпeктивe, бoлee выcoкиx пoкaзaтeлeй пpибыльнocти, чeм y лидepoв pынкa, или жe пpибыльнocти, пpeвышaющeй cpeдний пoкaзaтeль пo oтpacли;
- coблюдeния вcex юpидичecкиx и нopмaтивныx тpeбoвaний, пpeдъявляeмыx к кoмпaнии.
Определить действующее законодательство Украины в сфере регулирования корпоративных отношений (даже с учетом нового Закона «Об акционерных обществах») можно в лучшем случае как находящееся в процессе развития. Однако этот вопрос не является продуктом сложившихся общественных отношений лишь на современном этапе развития. Структура органов управления акционерных обществ как таковая не вызывает особых нареканий с точки зрения практики ее внедрения в конкретных отдельно взятых предприятиях. Как правило, различают трехуровневую и двухуровневую структуры органов управления акционерного общества (АО).
Трехуровневая структура состоит из:
а) правления;
б) наблюдательного совета;
в) общего собрания акционеров.
Двухуровневая структура, в свою очередь, из:
а) правления (или совета директоров);
б) общего собрания акционеров.
Представителем трехуровневой структуры является Германия. В Англии и США используется двухуровневая система органов управления. На Украине построение структуры органов управления в АО напрямую зависит от количества акционеров в данном обществе. Как, например, и во Франции допускается создание двухуровневой или трехуровневой структур управления АО.
Так, в соответствии с новым Законом об АО, в обществе, насчитывающем более 10 акционеров, создание совета акционерного общества (наблюдательного совета) обязательно. Для сравнения: Закон о хозяйственных обществах устанавливает цифру 50 как максимальное количество акционеров для формирования двухуровневой структуры.
Информация о работе Управление имуществом акционерного общества