Условия оптимального равновесия между постоянными и переменными издержками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 10:02, реферат

Краткое описание

Целями данного реферата является изучение постоянных и переменных издержек производства, их сущности и условия равновесия между ними. Актуальность данной работы – издержки производства, а также условия их равновесия.
Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимализация прибыли. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки, но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.

Содержание

Введение
1.1.Характеристика издержек.
2. Краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы.
2.1 Равновесие постоянных и переменных издержек в краткосрочном периоде.
2.2 Равновесие постоянных и переменных издержек в долгосрочном периоде.
3.Заключение.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансовому менеджменту.docx

— 80.61 Кб (Скачать файл)

Ниже показаны три возможных  варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены Р лишь касается кривой средних издержек  АС в минимальной точке М, то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные издержки. Точка М в данном случае является точкой нулевой прибыли.       

Рис.2,3,4 Варианты положения фирмы на рынке.

Следует особо подчеркнуть, что говоря о нулевой прибыли, мы не имеем в виду, что фирма вообще не получает никакой прибыли. Как уже было показано, в издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли. Иными словами, нормальная прибыль как нормальная отдача от капитала, определяемая путем конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является составной частью издержек. Обычно фактор предпринимательства рассматривается как постоянный фактор. В связи с этим нормальная прибыль относится на постоянные издержки.

Если средние издержки ниже цены, то фирма при определенных объемах производства (от Q1 до Q2) получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т.е. сверхприбыль, или квазиренту. Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены, то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

Динамика средних издержек характеризует положение фирмы  на рынке, однако сама по себе не определяет линии предложения и точки  оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки ниже цены, то на этом основании мы можем лишь утверждать, что в интервале от Q1 до Q2  находится зона прибыльного производства, а при объеме производства Q3, которому соответствуют минимальные средние издержки, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако означает ли это, что точка Q3 – это точка оптимального объема производства, где фирма достигает своего равновесия? Производителя, как известно, интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум.

В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом. Предельные издержки получаются как разность между издержками производства  n единиц и издержками производства n-1 единиц : МС=ТСn-ТСn-1 .  Ниже показана динамика предельных издержек.

Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому, что постоянные издержки существуют       (рис. 5 динамика предельных издержек.) независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. средние издержки выше предельных. Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М.

Производство дополнительной  единицы продукции, порождая дополнительные издержки, с другой стороны, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного дохода (выручки) представляет собой разность между валовой выручкой от продажи n  и n-1 единиц прoдукции: MR=TRn-TRn-1. В условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход  от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене: MR=P .

Введя понятия предельных издержек и предельного дохода, мы можем теперь более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает производство, добившись максимально возможной  при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять  объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.

Ниже показано, что с  увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного  дохода, равного рыночной цене Р1 в точке М, соответствующей объему производства Q1. Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.

Таким образом, условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС=MR . Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид МС=Р.

Соотношение предельных издержек и предельного дохода – это  своего рода сигнальная система, которая  информирует предпринимателя о  том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего  роста прибыли. Однако нельзя точно  определить получаемую фирмой массу  прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек.

2.2 Равновесие постоянных и переменных издержек в долгосрочном периоде.

Рассмотрим, что происходит с издержками фирмы в долгосрочном периоде. При планировании долгосрочного расширения или сокращения объемов производства фирма не может ограничиться только увеличением или сокращением переменных издержек (кол-ва нанятых работников, используемого сырья, полуфабрикатов и т.д.). В этом случае эффективность производства снизится, поскольку при сохранении неизменными производственных мощностей (постоянных издержек) нарушится оптимальное сочетание факторов производства. Для увеличения получаемой прибыли фирма стремится к снижению средних издержек, поэтому в долгосрочном периоде она изменяет свои размеры при изменении объемов производства . Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек , то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (АС).

Как новая кривая АС, соответствующая большему размеру фирмы, расположена относительно старой кривой АС? Это зависит от действия эффекта масштаба. Ниже показаны несколько вариантов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, соответствующих разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба.

 При возрастающей отдаче от масштаба производства пропорциональное увеличение всех затрат приводит к снижению средних издержек (переход от кривой АС1 к АС2). При убывающей отдаче от масштаба, когда объемы производства слишком велики, пропорциональное увеличение всех затрат приводит к повышению средних издержек (переход от кривой АС3 к АС4). Многие отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска. В этом случае минимальные средние издержки при разных размерах фирмы одинаковы. U-образная линия LAC, огибающая все возможные краткосрочные кривые средних издержек, представляет собой долгосрочную кривую средних издержек: ее нисходящий участок соответствует возрастающей отдаче от масштаба, а восходящий участок – убывающей отдаче от масштаба. При изменении своего размера фирма каждый раз «переходит» на новую краткосрочную кривую АС и в то же время движется вдоль долгосрочной кривой LAC. Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.

Рассмотрим теперь, как  изменяется равновесие фирмы при  изменении числа фирм в отрасли. Обратимся к рисунку :

Если рыночная цена выше средних издержек и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые  фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в  эту отрасль. В условиях совершенной  конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли  новых фирм, нет. Поэтому предложение  продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты .

Когда ситуация на рынке  складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается  ниже средних издержек, то фирма, оказавшаяся  в таком положении, уходит  с рынка и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец если цена равна  минимальным средним издержкам,  то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующей формулой:  МС = Р = АС = LAC

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано ниже:

Можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая  эффективность как с точки  зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и  с точки зрения их распределения между различными производственными процессами.

С одной стороны, условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам.

С другой стороны, условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.

На примере посмотрим  как выстраивается поэтапная  калькуляция. 
ООО "Алекс" – небольшое хлебопекарное предприятие, имеющее кондитерское и хлебобулочное производство, где выпускается (условно) 4 вида изделий. Поэтапная калькуляция представлена в Таблице 2.

Покрытие 1 должно учитываться при принятии управленческих решений по конкретным видам продукции. В рассмотренных условиях самое большое покрытие 1 имеет продукт 4. Предприятие хочет увеличить его производство. Однако для этого потребуется рекламная компания, стоимость которой составит 50 тыс.ден.ед., а прогнозируемый рост реализации по этому продукту достигнет 10%. Следовательно, рост прибыли по этому продукту составит 30 тыс.ден.ед. (300*0,10), а затраты на рекламную компанию – 50 тыс.ден.ед., и увеличение производства продукта 4 невыгодно. 
Покрытие 2 может использоваться для определения нерентабельной продукции в ассортименте предприятия. В нашем примере это продукт 3, и при сохранении данных условий его производство следует прекратить. 
Покрытие 3 используется для выявления нерентабельных ассортиментных групп на предприятии. Таких на предприятии нет, однако рентабельность хлебобулочного производства существенно ниже, чем кондитерского.

Таблица 2. Поэтапная калькуляция ООО "Алекс", тыс.ден.ед.

Показатель

 

Кондитерское  производство

Хлебобулочное производство

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Объем реализации

450

580

220

600

 

Переменные  дифференциальные издержки

200

300

100

300

 

Покрытие 1

+ 250

+ 280

+ 120

+ 300

 

Постоянные  дифференциальные издержки на продукт

100

120

170

180

 

Покрытие 2

+ 150

+ 160

- 50

+ 120

 

Постоянные  дифференциальные издержки на ассортиментную группу

150

50

     

Покрытие 3

+ 160

+ 20

 

Общие издержки

150

   

Результат

+ 30

     
       

 

На практике подобные расчеты  могут оказаться весьма сложными и решаются с применением методов  линейного программирования. 
Для предприятий важное значение для текущего контроля за рентабельностью продукции при широком ассортименте имеют поэтапные калькуляции покрытия. 
При поэтапном калькулировании все имеющиеся постоянные издержки подразделяются на следующие группы: 
постоянные дифференциальные издержки на каждый вид продукции; 
постоянные дифференциальные издержки на каждую ассортиментную группу продукции; 
общие издержки. 
Затем проводится расчет серии покрытий, которая поэтапно включает все больше затрат. 
Покрытие 1 = Дифференциальные доходы - переменные дифференциальные издержки. 
Покрытие 2 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от данного продукта. 
Покрытие 3 = Дифференциальные доходы - затраты, которых не будет, если отказаться от всей ассортиментной группы продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Анализируя различные  литературные источники по определению  понятия «издержки», можно придти к выводу, что понятие «издержки  производства» можно несколько  конкретизировать. Кроме издержек производства, включающих в себя издержки по производству, реализации, предприятие несет и  другие денежные расходы, например, связанные  с использованием средств, не входящих в издержки производства. Поэтому  мы вводим понятие «издержки (отдельно) хозяйствующего субъекта», учитывая совокупность всех издержек за определенный период времени. 
Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы России к лучшему уже сейчас. Конечно перечисленные аспекты не панацея от всех бед, но ту роль какую они играют в процессе производства они должны выполнять правильно, тем самым разгружая остальные этапы производства. Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии. Хотелось бы верить, что уже в скором будущем правильный подход, с точки зрения рыночной экономики, к проблеме издержек сможет привести к желаемым успехам в восстановлении производственной сферы России и ее значения на мировом уровне.

Информация о работе Условия оптимального равновесия между постоянными и переменными издержками