Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - закрепление теоретических знаний и детальное изучение особенностей функционирования коммерческих организаций в условиях рынка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить методологические аспекты функционирования коммерческих организаций в условиях рынка.
2. Раскрыть факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка.
3. Охарактеризовать основные типы коммерческих организаций.
Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты функционирования коммерческих организаций в условиях рынка 4
Глава 2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка 14
Глава 3. Типы коммерческих организаций 17
Заключение 23
Список литературы 25
Рассмотрим подробнее эти виды источников.
Коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения, которые можно сгруппировать по следующим направлениям:
- между учредителями в момент создания организации (предприятия) - связанные с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала.
Конкретные способы
- между отдельными организациями (предприятиями) - связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости.
К ним относятся финансовые
отношения между поставщиком
и покупателем сырья, материалов,
готовой продукции и т.п., отношения
со строительными организациями
при осуществлении
Эти отношения являются основными, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;
- между организациями (предприятиями) и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) - по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств. Эта группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;
- между организацией (предприятием) и ее работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплат процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц.
От организации этой группы
отношений зависит
- между организацией (предприятием) и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация - при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств.
Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств, оптимизацией их использования и направлена на поддержку и развитие предприятий;
- между коммерческими организациями (предприятиями) - связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий.
От организации этих отношений
зависит возможность
- между коммерческими организациями (предприятиями) и финансовой системой государства - при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
- между коммерческими организациями (предприятиями) и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;
- между коммерческими организациями (предприятиями) и страховыми компаниями и организациями при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
- между коммерческими организациями (предприятиями) и инвестиционными институтами - в ходе размещения инвестиций, приватизации и др. Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. [6, с.82]
Все вышеперечисленные финансовые отношения носят двусторонний характер, и возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта.
Содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала определяет организационно-правовая форма хозяйствования.
Организационно-правовая форма юридического лица устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.4).
Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников.
Глава 2. Факторы, влияющие на эффективное функционирование коммерческих организаций в условиях рынка
В условиях рыночной экономики на эффективность работы коммерческих организаций влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам.
В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные.
Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность организации, негативные - наоборот.
В зависимости от места
возникновения все факторы
Внутренние факторы зависят от деятельности самого организации, и они настолько многочисленны и разнообразны по своему назначению и содержанию, что их можно условно объединить в следующие группы:
1. Факторы ресурсного обеспечения производства.
К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств организации, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). [8, с.93]
Отсюда и различные требования к их обеспечению.
Например, основные фонды в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу - достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
Но это только одна сторона
вопроса, другая состоит в необходимости
рационального использования
2. Факторы, обеспечивающие
желаемый уровень
3. Факторы, обеспечивающие
коммерческую эффективность
Вместе с тем, по степени воздействия на производство они различны.
Так, первая группа факторов определяет ресурсы организации, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.
Возникновение третьей группы факторов непосредственно связанно с рыночными отношениями.
Их реализация направлена на:
- обеспечение ритмичности производства путем обеспечения организации всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;
- снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;
- получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие организации. [1, с.74]
Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и показать их влияние на эффективность производства [1, с.74].
Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные.
Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы организации в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:
- связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
- связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
- связанные с инфляционными процессами;
- связанные с деятельностью государства. [12, с.79]
Стратегия развития хозяйственной
деятельности организации ориентирована
на улучшение достигнутых
Для формулировки целей развития,
а соответственно и стратегии
развития организации хозяйственной
деятельности, прежде всего, необходимы
анализ и оценка текущего состояния
хозяйственной деятельности организации,
т.е. определение достигнутого уровня
развития. А затем уже на базе
проводимого анализа
Глава 3. Типы коммерческих организаций
Существующие и действующие организации отличаются друг от друга организационно - правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.д., то есть они различны по условиям, целям и характеру функционирования.
Для более глубокого изучения
предпринимательской
По виду и характеру деятельности.
Прежде всего, организации отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на организации производственной и непроизводственной сферы, далее - по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.).
Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).
По размерам организации.
Как правило, по этому признаку организации классифицируются следующим образом:
- мелкие - до 50 занятых;
- средние - от 50 до 500 (иногда до 300);
- крупные - свыше 500, в том числе
- особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров организации по числу занятых
- может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п. [16, с.96]
Размеры организации тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Если распределить малые организации по отраслям экономики, то можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на торговлю и общественное питание - 47%, затем строительство - 18%, а наименьший - сельское хозяйство -1,5% и финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение - 1,3%.[15, с.83]
Особенностью малых
По формам собственности.
Форма собственности лежит в основе юридического статуса организации. По формам собственности различают:
- государственные;
- муниципальные;
- частные;
- кооперативные организации;
- организации, находящиеся в собственности общественных организаций;
- в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства). [17, с.89]
Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью [18, с.60].
По принадлежности капитала. По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) организации.
Национальными называют организации, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранными называют организации, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.