Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства
1.1.Сущность и значение финансовой политики
1.2. Цели и задачи финансовой политики государства
2. Типы и виды финансовой политики государства
2.1.Виды финансовой политики государства
2.2. Типы финансовой политики государства
2.2.1.Классическая
2.2.2.Регулирующая
2.2.3.Неоконсервативная
2.2.3.Планово-директивная
3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе
3.1. Финансовая политика РФ в условиях кризиса
3.2. Программа развития финансовых отношений до 2023 года
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по фин политике.docx

— 98.90 Кб (Скачать файл)

Прогнозируемое  до 2023 года сокращение доходов бюджетной  системы по сравнению с фактическим  исполнением в 2007 году включает в  себя снижение, как нефтегазовых, так  и ненефтегазовых доходов. Однако следует  учесть, что в 2007 году в бюджетную  систему поступили дополнительные разовые средства от погашения налоговой  задолженности в размере 1,8% ВВП. Поэтому для сравнения лучше использовать доходы бюджетной системы за 2007 год, очищенные от этих дополнительных поступлений. (см. Приложение 2).

Как видно из Приложения 3, снижение доходов бюджетной системы  к 2023 году по сравнению с 2007 годом  составит 6,7 п.п. ВВП для бюджетной  системы в целом и 8,9 п.п. ВВП  для федерального бюджета. Главным  образом, падение доходов бюджетной  системы происходит за счет нефтегазовых доходов: для федерального бюджета  они объясняют снижение на 64%, а  для бюджетной системы в целом - на 85%.

На формирование нефтегазовых доходов оказывает  влияние принятая цена на нефть, которая  согласно прогнозу Минэкономразвития  России постепенно увеличивается - с 72 долл.США/бар. в 2012 году до 106 долл.США/бар. (81 долл.США/бар. в ценах 2012 года) в 2023 году. Средняя цена на нефть составит по прогнозу в 2012-2023 гг. в ценах 2012 года – 75 долл.США/бар. долл.США/бар. Тем не менее, в прогнозном сценарии Минэкономразвития  цена на нефть в период после 2012 г. значительно превышает базовый долгосрочный прогноз Агентства энергетической информации (июнь 2008 года). В 2023 году прогноз Минэкономразвития на двадцать процентов выше прогноза Агентства.

Кроме того, на сокращение нефтегазовых доходов окажет ожидаемое  в ближайшие годы реальное укрепление рубля, а также увеличение с 2009 года необлагаемого минимума при расчете  ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель и решения, принятые в  июле 2008 года – это расширение возможности  применения понижающего коэффициента при добыче нефти на участках недр с высокой степенью выработанности, а также расширение перечня территорий, при добыче нефти на которых установлены "налоговые каникулы". В долгосрочной перспективе все большее количество нефти будет добываться на участках недр, налогообложение добычи на которых осуществляется с применением пониженной или нулевой ставки.

Все вышеперечисленные  факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно ниже - на 5,7 п.п. - аналогичных показателей 2007 года.

Предполагаемые  изменения ЕСН будут способствовать существенному росту доходов  внебюджетных фондов – по сравнению  с 2007 годом они вырастут на 4,4 п.п. ВВП. Всего поступления от страховых  взнсоов вырастут по сравнению с 2007 годом на 2,2 п.п. ВВП. Еще около 1 п.п. ВВП добавит в доходы внебюджетных фондов средства, полученные от инвестирования накопительной части пенсии.

Снижение импортной  пошлины объясняется снижением  доли импорта в ВВП с 14,3% ВВП  в 2008 до 12,7 % ВВП в 2023 году.

Снижение акцизов  в % ВВП связано с тем, что ставки акцизов индексируются на темп инфляции, т.е. увеличение ставок довольно небольшое, а физические объемы подакцизной  продукции либо не растут, либо увеличиваются  существенно медленнее, чем ВВП.

Необходимо отметить, что поступления от НДС в 2023 выше, чем в 2007 году.

Наиболее сложно прогнозирование поступлений по графе «Прочие». В эту графу  включаются главным образом неналоговые  доходы, такие как доходы от государственного имущества (включая инвестиционный доход), от продажи активов, от оказания услуг государства, административные сборы, штрафы и санкции, разовые  платежи от использования природных  ресурсов, доходы от предпринимательской  деятельности, а также государственная  пошлина. (см. Приложение 4)

Суммарные расходы  бюджетной системы в данном сценарии сокращаются с 34.3% ВВП в 2010 году до 31.9% ВВП в 2023 году из-за сокращения доходов  бюджетной системы. При этом происходит перераспределение расходов между  уровнями бюджетной системы в  пользу региональных бюджетов и внебюджетных фондов, так как доля федерального бюджета в доходах в течение  анализируемого периода сокращается. Так, доля федерального бюджета в  общих расходах сокращается с 51% в 2007 году до 47% в 2023 году (с учетом трансфертов  из федерального бюджета).

Динамика общих  и непроцентных расходов по уровням  бюджетной системы представлена в Приложении 5.

Базовый сценарий предполагает постепенный рост чистого долгового  финансирования как для федерального бюджета (до установленного в Бюджетном  Кодексе ограничения в 1% ВВП), так  и для региональных бюджетов. При  этом баланс расширенного бюджета до 2016 года будет оставаться положительным  из-за растущих отчислений на накопительную  часть пенсий, которые не могут  быть израсходованы и поэтому  увеличивают профицит Пенсионного  фонда.

Расходы федерального бюджета к 2023 году частично будут  финансироваться из Резервного фонда  в силу недостаточности нефтегазовых доходов и инвестиционного дохода от размещения средств Резервного фонда  для финансирования нефтегазового  трансферта объемом 3,7% ВВП, как установлено  в Бюджетном Кодексе.

В Приложении 6 представлена динамика общего и ненефтегазового  баланса бюджетов разного уровня.

В Приложении 7 приведены  объемы долгового финансирования для  разных уровней бюджетной системы. Долговое финансирование расходов федерального бюджета в 2020 году сокращается из-за сокращения трансферта в ПФР в  результате повышения поступлений  страховых взносов в этот период.

Говоря о конкретных направлениях расходов на 2010-2023 годы, можно  предположить, что основными возможными направлениями снижения расходов являются общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика  и ЖКХ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

Другими словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Финансовая политика – понятие многоплановое. В целом  ее сфера определяется параметрами  участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических  концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы  и меры самостоятельности отдельных  ее звеньев.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ, вместе с другими странами переживает кризис. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Но российская экономика остается стабильной на фоне кризиса международных фондовых рынков, инвесторы рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств.

Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для  этого этапа проблем, среди которых  можно выделить недостаточный уровень  развития базовых институтов (включая  институты правоприменения, обеспечения  исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.

Наша страна стала  больше зависеть от мировой экономики, но мы имеем хорошую систему защиты, и влияние мирового финансового  кризиса не должно быть существенным.

Рассмотренная программа  развития финансовых отношений до 2023 года дает развернутый ответ на вопрос о том, как будет дальше развиваться  экономика России и в каких  направлениях, какими методами будет  претворяться в жизнь разработанный сценарий.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997).
    2. Бюджетный кодекс РФ.
    3. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. проф. Г. Б. Поляка/Москва ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2001.
    4. Финансы и кредит – Краткий курс лекций/И.В. Бокова, С.П. Дядичко, И.П. Крымова, Л.А. Мусина, И.А. Резник/Под ред. доктора экономических наук, проф. зав. кафедрой банковского дела Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Белоглазова Г.Н./Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
    5. Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1.
    6. Финансовая политика в сфере международных финансовых отношений / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №10.
    7. http://www.minfin.ru
    8. http://finansistio.ru

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1.

Основные  параметры системы трудовых пенсий

 

2010

2013

2018

2023

Индекс роста средней трудовой пенсии в реальном выражении (2007 г.=100%)

172.0%

223.3%

339.1%

472.1%

Соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%)

164.3%

202.3%

277.6%

361.7%

Коэффцициент замещения (%)

30.0%

30.0%

30.0%

30.0%

в т.ч.за счет:

       

  социальных взносов (без учета  идущих на накопительные счета)

21.4%

21.9%

19.7%

21.0%

+ выплаты накопительной пенсии

21.4%

21.9%

19.8%

21.2%

+ трансферт на ревалоризацию расчетного  пенсионного капитала

26.0%

26.4%

23.3%

23.8%

+ трансферт из Фонда национального  благосостояния

29.1%

29.5%

26.1%

26.5%

+ дополнительный трансферт из  федерального бюджета

30.0%

30.0%

30.0%

30.0%


 

Таблица 2.

Источники финансирования трудовых пенсий (% ВВП)

 

2010

2013

2018

2023

Взносы работодателей 

4.3%

4.6%

4.6%

4.5%

Взносы работников

0.6%

0.7%

0.7%

0.6%

в т.ч. взносы работодателей и работников на финансирование накопительной части  трудовых пенсий

0.9%

1.0%

1.2%

1.1%

Трансферты из Фонда национального  благосостояния

0.6%

0.6%

0.6%

0.6%

Трансферты из общих доходов федерального бюджета

1.0%

1.0%

1.6%

1.4%

ВСЕГО

7.5%

7.8%

8.7%

8.3%


 

Приложение  2

Таблица 3

Прогноз доходов бюджетной системы

 

 

 

Факт

Бюджет

Прогноз

Прогноз

Прогноз

 

 

2007

2008

2013

2018

2023

 

 

Млрд.

Руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

млрд.

руб.

% ВВП

Млрд.

Руб.

% ВВП

Доходы федерального бюджета

7779

23,6%

9037

21,4%

14050

17,1%

21469

14,7%

30016

12,9%

Доходы консолидированного бюджета

11763

35,7%

13723

32,5%

22733

27,7%

36346

25,0%

52989

22,8%

Доходы бюджетной системы

13251

40,2%

15663

37,1%

28791

35,1%

47832

32,8%

73727

31,7%

Нефтегазовые доходы

2897

8,8%

4249

10,1%

4465

5,4%

5805

4,0%

7215

3,1%

Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

8866

26,9%

9474

22,4%

18268

22,2%

30542

21,0%

45774

19,7%

Информация о работе Финансовая политика государства