Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:00, реферат
Финансы предприятий как составная часть финансовой системы занимают определяющее место в структуре финансовых отношений общества. Они функционируют в сфере общественного производства, где создается валовый внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход - основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, финансовая устойчивость страны.
АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.
АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.
В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций , имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.
При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.
АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.
Финансовое регулирование
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
-
доходы и расходы
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Оперативное управление
Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль
Одной из важнейших функций управления , в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Финансовая политика является
частью экономической политики
государства, проявляющаяся в
использовании государственных
финансовых ресурсов, регулировании
доходов, формировании и
Успешная финансовая политика
зависит от такого фактора,
как политическое и
Основные направления финансовой политики:
Налоговая политика. Частично утвержден новый Налоговый кодекс РБ, унифицированный с кодексом РФ и направленный на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сократить общее количество налогов и реально снизить налоговое бремя на экономику. Уровень централизованных финансовых ресурсов государством прогнозируется снизить с 47,7% в 2005 году до 45,0% в 2010 году, в том числе в консолидированном бюджете до 35-37%, во внебюджетных фондах до 8-10. Приоритет в льготах по налогообложению получат организации, реализующие на мировых рынках продукцию высокого качества. Особое внимание предстоит уделить совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, а также укреплению местных бюджетов.
Одним из наиболее
Бюджетная политика. В 2006-2010 годах при сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика будет направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышению эффективности бюджетных расходов. Упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики можно провести через сокращение объемов субсидий в сфере ЖКХ, транспортных услуг населению, овершенствованию процедур государственных закупок.
Приоритетными направлениями в данной сфере являются:
-
концентрация финансовых
-
совершенствование бюджетного
-
проведение целенаправленной
Основные направления
Денежно-кредитная политика. Основной целью денежно-кредитной политики РБ является:
Стратегическая цель денежно-кредитной политики – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы.
Ценовая политика будет направлена на создание позитивных микроэкономических условий, эффективное использование всех ресурсов, повышение конкурентоспособности экономики и стабильный рост жизненного уровня народа.
Задачи ценовой политики:
Финансовая
политика государства должна создать
благоприятные условия для