Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.
Розничные и обслуживающие франшизные системы типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.
Глава 4. Развитие франчайзинга в России.
При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.
В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.
Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад.
В России франчайзинг начал активно развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др[8] .
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и выставка «Франчайзинг в России 2003» и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand – «Купи Брэнд». Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти 40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов в год.
У наших европейских соседей количество франчайзинговых систем поменьше – около 800 в Германии и около 600 в Англии. Россия сегодня уже опередила Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных точек – операторов (или «франчайзи»). По разным оценкам, у нас примерно 5 тысяч операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как магазины «Лавка жизни» (около 2000), точки продаж программного обеспечения «1С» (около 1,5 тыс.) и фотоуслуг «Кодак» (1000).
Почему для России так важно развитие франчайзинга? Мы сегодня ищем пути ускорения экономического роста, имея в виду удвоить ВВП к 2010 году. Мировые рынки растут темпами, не превышающими 2% в год – это не тот рост, который позволит достичь этой цели. Ускорителем экономики может в определенной степени стать и франчайзинг, поскольку это система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных производителей и их товары, формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения, создавать новые рабочие места. С учетом же системы долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.
Но особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.
Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.
Еще одним важным
положительным моментом является наличие
партнерских контактов с
4.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России
В таблице, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие франчайзинг в нашей стране1 :
Таблица 2
Компания |
Происхождение, регион |
Направление |
Benetton |
Италия |
Сеть бутиков |
Coca-cola |
США |
Предприяти питания |
Ecco |
Дания |
Обувные магазины |
English First |
Великобритания |
Школы иностранных языков |
Formoza |
Россия, Москва |
Сеть компьютерных магазинов |
Grillmaster |
Германия |
Предприятия питания |
Ives Rocher |
Франция |
Салоны парфюмерии |
KodakExpress |
США |
Фотолаборатории |
Naf-Naf |
Франция |
Сеть бутиков |
Pizza Hut |
США |
Предприятия питания |
SPAR |
Нидерланды |
Сеть супермаркетов |
Subway |
США |
Предприятия питания |
«Ароматный мир» |
Россия, Москва |
Торговля, алкоголь |
«Баскин Роббинс» |
США |
Предприятия питания |
«Диана» |
Россия, Москва |
Сеть химчисток |
«Копейка» |
Россия,Москва |
Сеть универмагов |
«Красный куб» |
Россия,Москва |
Магазины посуды и подарков |
«Крошка-картошка» |
Россия, Москва |
Предприяти питания |
«Куда.ru» |
Россия, Москва |
Сеть турагенств |
«Обувь XXI века» |
Россия, Москва |
Обувные магазины |
«Очаково» |
Россия, Москва |
Реализация пива |
«Сибнефть» |
Россия, Омск |
АЗС |
«ТЕХНОСИЛА» |
Россия, Москва |
Сеть магазинов электроники и бытовой техники |
ТНК |
Россия, Тюмень |
АЗС |
ЮКОС |
Россия, Москва |
АЗС |
4.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России
Российская система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Это одна из причин.
Другая причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.
Российский же предприниматель не всегда готов платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного времени пользоваться. В этом и заключается причина, по которой франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.
Третья причина - несовершенство российской законодательной базы.
Глава 5. Перспективы развития франчайзинга.
5.1. В мире
В настоящее время в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180,000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями. В институционном плане франчайзинг представлен Европейской федерацией франчайзинга.
Либерализация экономик
стран Центральной и Юго-
Процессу развития франчайзинга препятствуют следующие факторы: неадекватная законодательная основа,
недостаток внутреннего капитала,
ограниченный доступ к кредитам,
относительно большой риск страны
и другие препятствия.
Хотя франчайзинг представляет собой относительно новую индустрию в центральных и юго-восточных европейских странах, в будущем ожидается непрерывное развитие этого рода деятельности. На рынке франчайзинга в этом регионе регистрируется сильная конкуренция между американскими и западноевропейскими франчайзерами. Европейские фирмы, такие как Kookai, Zimbo, Nord-West-Ring, обладая преимуществом знакомства с местным рынком, развили относительно легко собственные сети. Американские франчайзеры вообще, а особенно обладающие известной торговой маркой, имеют хорошую репутацию: McDonald’s, Kentucky Fried Chicken и др. Успех этих компаний обусловил рост интереса к франчайзингу.
Рынок данного региона привлекателен для иностранных инвесторов из-за квалифицированной рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста рыночного спроса.
Необходимо отметить,
что в этих странах регистрируются
высокие темпы развития розничной
торговли и сферы услуг. Местный
спрос на высококачественные изделия
и услуги пока невысок, но имеет тенденцию
роста. Кроме того, отмечается растущая
восприимчивость рынка к
Общественное питание и розничная торговля преобладают в настоящее время на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.
Хорошие перспективы
у гостиничной индустрии, особенно
в странах Юго-Восточной
5.2. В России
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.
График 1
«Рост франшизных систем России»
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.
Интерес со стороны
физических лиц - потенциальных предпринимателей
будет обусловлен ростом реальных доходов
и возможностями формирования накоплений
с последующим их использованием
для открытия компаний. Данное утверждение
подтверждается также тем, что по
свидетельству ряда ученых-социологов
наблюдается стремление активной части
населения к открытию своих малых
предприятий, способных обеспечить
постоянный источник доходов, а в
будущем, возможно, изменить социальный
статус предпринимателя. Подобное явление
в макросоциальном плане в
ближайшие несколько лет
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Оценивая перспективы использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует отметить, что уже в конце 2001-начале 2002 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной продажей продуктов питания.
Так, руководство транснациональной торговой сети «Спар» (Spar), входящей в десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных магазинов, большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга. Также разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Информация о работе Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России