Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 00:26, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обосновывается тем, что финансовый менеджмент направлен на управление движением финансо-вых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствую-щими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержа-ние финансового менеджмента . Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воз-действия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механиз-ма для достижения поставленной цели.
Введение 2
Глава 1 . Финансовый менеджмент: понятие и сущность 4
1.1 Понятие и предмет финансового менеджмента 4
1.2 Цели и задачи финансового менеджмента 7
1.3 Сущность финансового менеджмента 9
Глава 2. Финансовый в системе управления 14
1.1 Основные направления финансового менеджмента организации 14
1.2 Базовые концепции финансового менеджмента 15
1.3 Финансовый менеджмент как система управления 20
Глава 3 . Практическая часть: предмет , цели и объект финансового менеджмента на предприятии ОАО «Дюпон» г.Рыбинск 25
3.1 Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления 25
3.2 Объекты финансового управления 27
Заключение 29
Список используемых источников 31
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия финансового менеджмента – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика финансового менеджмента – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.
Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например:
финансового отдела,
планово-экономического отдела,
бухгалтерии,
лаборатории (бюро, сектора) экономического анализа,
отдела (сектора) внутрихозяйственного подряда,
отдела валютных операций и др.
Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
Финансовая дирекция и ее подразделения выполняют следующие основные функции: распределительную и контрольную, т.е. обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений.
Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство Российской Федерации в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особенно важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.[7]
1. Управление капиталом (пассивами) – определение потребности в капитале для финансирования формируемых активов организации; оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования.
2. Управление оборотными и внеоборотными активами – формирование необходимого объема ресурсов организации, полученных за счет инвестированного в них капитала, способных обеспечить получение устойчивого дохода и рост рыночной стоимости организации, с учетом фактора времени и ликвидности.
3. Управление инвестициями – определение параметров инвестиционной деятельности организации; оценка инвестиционной привлекательности финансовых инструментов; выбор наиболее эффективных инвестиционных решений; определение источников финансирования инвестиций; формирование оптимального инвестиционного портфеля организации; мониторинг инвестиционного портфеля; поддержание оптимального уровня рисков и доходности по портфелю.
4. Управление денежными потоками – синхронизация и обеспечение сбалансированности притоков и оттоков денежных средств организации, оптимизация использования денежных ресурсов для обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости организации.
5. Управление финансовыми рисками – выявление, классификация и оценка финансовых рисков; определение величины допустимого уровня финансового рисков, принимаемых организацией; определение наиболее эффективных способов, методов и процедур минимизации рисков; разработка и реализация мероприятий по устранению и минимизации рисков.[4]
Финансовый менеджмент как научное направление основывается на ряде фундаментальных концепций:
Финансовый менеджмент как наука базируется на ряде фундаментальных концепций, разработанных в рамках современной теории финансов. Они служат методологической основой для понимания сути тенденций, имеющих место на финансовых рынках, логики принятия решений финансового характера, обоснованности применения тех или иных методов количественного анализа.
К ним относятся следующие концепции:
1. денежного потока
2. временной ценности денежных ресурсов
3. компромисса между риском и доходностью
4. стоимости капитала
5. эффективности рынка капитала
6. асимметричности информации
7. агентских отношений
8. альтернативных затрат
9. временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта
10. имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования.
Некоторые из базовых концепций носят достаточно теоретизированный характер.
Концепция денежного потока означает, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток (cash flow), т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и др. В подавляющем большинстве случаев речь идет об ожидаемых денежных потоках. Именно для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера. [12]
Концепция временной ценности денежных ресурсов состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин:
инфляцией,
риском неполучения ожидаемой суммы
оборачиваемостью.
Суть действия этих причин достаточно очевидна. В силу инфляции происходит обесценение денег, т.е. денежная единица, получаемая позднее, имеет меньшую покупательную способность. Поскольку в экономике практически не бывает безрисковых ситуаций, всегда существует ненулевая вероятность того, что по каким-либо причинам ожидаемая к получению сумма не будет получена. По сравнению с денежной суммой, которая, возможно, будет получена в будущем, та же самая сумма, имеющаяся в наличии в данный момент, может быть немедленно пущена в оборот и тем самым принесет дополнительный доход.
Суть концепции компромисса между риском и доходностью заключается в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском. Причем связь между этими двумя характеристиками носит прямо пропорциональный характер: чем выше обещаемая, требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности, и наоборот. Финансовые операции являются именно тем разделом экономических отношений, в котором особенно актуальна житейская мудрость: «бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке»; интерпретации этой мудрости могут быть различны – в данном случае плата измеряется определенной степенью риска и величиной возможной потери. Большинство финансовых операций предполагает наличие некоторого источника финансирования данной операции.
Концепция стоимости капитала состоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково.
Иными словами, во-первых, каждый источник финансирования имеет свою стоимость в виде относительных расходов, которые компания вынуждена нести за пользование им, и, во-вторых, значения стоимости различных источников в принципе не являются независимыми. Эту характеристику необходимо учитывать, анализируя целесообразность принятия того или иного решения.
Концепция эффективности рынка капитала основана на том, что условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынками капитала, на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить некоторый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный портфель для поддержания платежеспособности и др. [9]
Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка, под которой понимается уровень его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.
Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную. В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают лишь динамику цен предшествующих периодов.
В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию.
Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен.
Концепция асимметричности информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Именно эта концепция отчасти объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, возможно, неизвестна его конкурентам, а следовательно, он может принять эффективное решение.
В тех случаях, когда некоторое лицо или группа лиц нанимает другое лицо или группу лиц для выполнения некоторых работ и наделяет нанятых определенными полномочиями, с неизбежностью возникают так называемые агентские отношения. Концепция агентских отношений означает, что в условиях присущего рыночной экономике разрыва между функцией распоряжения и функцией текущего управления и контроля за активами и обязательствами предприятия могут появляться определенные противоречия между интересами владельцев компании и ее управленческого персонала. Для преодоления этих противоречий владельцы компании вынуждены нести агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.
Концепция альтернативных затрат или затрат упущенных возможностей (opportunity cost) состоит в том, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при принятии решений. Например, организация и поддержание любой системы контроля, безусловно, стоит определенных денег, т.е. налицо затраты, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.
Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (going concern concept) означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Эта концепция служит основой стабильности и определенной предсказуемости динамики цен на рынке ценных бумаг, дает возможность использовать фундаменталистский подход для оценки финансовых активов, использовать принцип исторических цен при составлении бухгалтерской отчетности.
Концепция имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования состоит в том, что после своего создания этот субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств как его собственников, так и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суверенным по отношению к своим собственникам.
Информация о работе Цели, задачи и предмет финансового менеджмента