Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:26, реферат
Краткое описание
Центральный банк (ЦБ), является центральным и координирующим органом всей банковской системы государства, проводит свою денежно-кредитную политику, которой вынуждены следовать остальные кредитные организации, тем самым ЦБ влияет на экономику в стране. Чем эффективнее его деятельность и проводимая им политика, тем успешней развивается экономика в стране. Именно поэтому было бы полезно узнать, как возник этот институт, каковы его цели, задачи, функции, кому он подотчетен и кому принадлежит собственность на его капитал.
Содержание
1. Введение. 2. Центральный банк и его функции. 3. Операции центральных банков. 4. Центральный банк Российской Федерации. 5. Функции Банка России. 6. Роль ЦБ РФ в реструктуризации банковской системы. 7. Денежная политика Банка России. Проблемы. Задачи. 8. Заключение. 9. Список используемой литературы.
Указанная зависимость
получила название эффекта кредитно-депозитной
мультипликации.
Что касается методов
денежно-кредитной политики центрального
банка, то они довольно разнообразны. Наиболее
широко используются:
• изменение процентных
ставок, по которым центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам (официальной
учетной ставки, ставки рефинансирования,
ломбардной ставки);
• изменение норм обязательных
резервов банков;
• операции на открытом
рынке, т. е. операции по купле-продаже
государственных облигаций, векселей
и других ценных бумаг;
• политика валютного
курса или курсовая политика.
Указанные методы денежно-кредитного
регулирования можно назвать общими, так как
они влияют на операции всех коммерческих
банков и на рынок ссудных капиталов в
целом.
Кроме того могут применяться
также выборочные (селективные)
методы, направленные на регулирование
отдельных форм кредита (например, потребительского)
или кредитования различных отраслей
(жилищного строительства, экспортной
торговли). К выборочным методам относятся:
• прямое ограничение
размеров банковских кредитов для отдельных
банков или ссуд (так называемые кредитные
потолки);
• регламентация условий
выдачи конкретных видов кредитов, в частности,
установление размеров маржи, т.е. разницы
между суммой обеспечения и размером выданной
ссуды, разницы между ставками по депозитам
и ставками по кредитам.
Традиционным методом
регулирования является изменение процентных
ставок центрального банка. Повышение
официальной ставки уменьшает возможности
коммерческих банков в получении кредита
для пополнения своих резервов, что в свою
очередь приводит к сокращению их ссуд,
а значит, денежной массы и увеличению
рыночных процентных ставок. Повышая ставки,
центральный банк проводит политику ограничения
кредита, т.е. кредитной рестрикции.
Повышение процентных
ставок отражается также на состоянии
платежного баланса и уровне валютного
курса, так как приводит к привлечению
в страну иностранного краткосрочного
капитала. В итоге активизируется платежный
баланс, увеличивается предложение иностранной
валюты, а значит, снижается курс иностранной
и повышается курс национальной валюты.
Снижение ставки центрального
банка является методом политики расширения
кредита — кредитной экспансии. Изменение
официальных ставок играет роль сигнала
для всего рынка ссудных капиталов: повышение
ставок означает начало проведения политики
кредитной рестрикции, снижение — кредитной
экспансии.
Существенное воздействие
на ресурсы коммерческих банков и, следовательно,
на их возможности предоставлять ссуды
оказывает изменение норм обязательных
резервов. Повышение нормы обязательных
банковских резервов означает, что большая
часть банковских средств «заморожена»
на счетах центрального банка и не может
использоваться коммерческими банками
для выдачи кредитов. В результате сокращаются
банковские ссуды и денежная масса в обращении,
повышаются проценты по ссудам. Снижение
нормы банковских резервов увеличивает
возможности расширения банковских кредитов
и денежной массы, что ведет к снижению
рыночного процента.
В странах с развитым
рынком ценных бумаг наиболее распространенным
методом денежно-кредитного регулирования
являются операции на открытом
рынке (OOP). Во-первых, эти операции
влияют на деятельность коммерческих
банков через объем их ресурсов. Если центральный
банк продает ценные бумаги на открытом
рынке, а коммерческие банки их покупают,
то остатки средств на корреспондентских
счетах, открытых этими банками в центральном
банке, уменьшаются на сумму купленных
бумаг. Соответственно уменьшаются их
возможности по предоставлению ссуд своим
клиентам. Это приводит к сокращению денежной
массы в обращении. При покупке ценных
бумаг у коммерческих банков центральный
банк зачисляет соответствующие суммы
на их корсчета, что расширяет возможности
банков по выдаче ссуд.
Во-вторых, OOP могут
использоваться для регулирования процентных
ставок и курса (цены) государственных
ценных бумаг.
Для регулирования
краткосрочных процентных ставок традиционно
применяются операции центрального банка
с векселями (казначейскими и коммерческими)
и краткосрочными государственными облигациями.
Продажа их ограничивает наличность денежного
рынка и ведет к повышению рыночных ставок
процента. Если же центральный банк не
желает допускать увеличения рыночной
нормы процента, он оказывает поддержку
банкам, покупая у них краткосрочные ценные
бумаги и векселя по текущим рыночным
ставкам. Кроме того, покупка-продажа казначейских
векселей, краткосрочных государственных
облигаций ведет к изменению спроса и
предложения, а значит, курса и доходности
этих бумаг, что оказывает воздействие
на краткосрочные ставки на денежном рынке
и уровень курса национальной валюты.
Традиционным средством
регулирования долгосрочных процентных
ставок служат операции центрального
банка с долгосрочными государственными
обязательствами. Покупка таких обязательств
центральным банком вызывает повышение
их рыночного курса (в результате расширения
спроса на них). Рост Цены облигаций означает
снижение их фактической доходности, которая
определяется отношением суммы купонного
дохода по облигации к ее рыночному курсу.
Уменьшение фактической доходности долгосрочных
облигаций приводит к снижению долгосрочных
процентных ставок на рынке. Продажа облигаций
центральным банком на открытом рынке
вызывает падение их курса и повышение
доходности облигаций, а следовательно,
и долгосрочных процентных ставок.
Важным методом денежно-кредитной
политики является политика валютного
курса, или курсовая политика. Поддержание
стабильности курса национальной валюты
имеет большое значение для обеспечения
стабильности цен и денежного обращения.
Снижение курса национальной валюты ведет
к повышению цен на внутреннем рынке сначала
на импортные, а затем и отечественные
товары, т. е. к уменьшению покупательной
способности национальной денежной единицы.
В условиях постоянного снижения курса
национальной валюты цены на товары на
внутреннем рынке ориентируются не столько
на издержки производства, сколько на
падение курса национальной валюты. Снижение
курса становится фактором инфляции.
Регулирование центральным
банком валютного курса с помощью валютной
интервенции (т. е. купли-продажи иностранной
валюты на национальную) оказывает непосредственное
воздействие на денежное обращение. Покупка
иностранной валюты приводит к увеличению
денежной массы в национальной валюте,
а продажа — к ее сокращению.
Аналогично изменение официальной ставки
с целью регулирования валютного курса
оказывает соответствующее влияние на
рынок ссудных капиталов и денежное обращение.
Внешнеэкономическая
функция центрального банка.
Центральный банк является
органом валютного контроля, проводником
государственной валютной политики. Он
определяет режим обменного курса национальной
валюты и осуществляет его регулирование,
проводит операции по управлению официальными
золотовалютными резервами, регулирует
международные расчеты, платежный баланс,
контролирует движение валютных ценностей
как внутри страны, так и за границей, принимает
участие в разработке прогноза и организует
составление платежного баланса. Центральный
банк участвует в подготовке международных
соглашений по соответствующим вопросам,
сотрудничает с центральными банками
других стран, а также с международными
и региональными валютно-кредитными организациями,
представляет страну в этих организациях.
Функция
банка банков.
В отличие от коммерческих
банков, центральный банк не имеет дела
непосредственно с предпринимателями
и населением. Его главной клиентурой
являются коммерческие банки. Последние
выступают как бы посредниками между экономикой
и центральным банком. Он хранит свободную
денежную наличность коммерческих банков,
т. е. их кассовые резервы. Исторически
эти резервы помещались коммерческими
банками в центральный в качестве гарантийного
фонда для погашения депозитов. В XX в. в
большинстве стран коммерческие банки
в соответствии с законом обязаны хранить
часть своих кассовых резервов в центральном
банке. Такие резервы называют обязательными
банковскими резервами. Центральный банк
устанавливает минимальное отношение
обязательных резервов к их обязательствам
по депозитам (норму обязательных резервов).
Принимая на хранение
кассовые резервы коммерческих банков,
центральный банк оказывает им кредитную
поддержку. Он является для коммерческих
банков кредитором последней инстанции,
т. е. кредитором на крайний случай.
Являясь «банком банков»,
центральный банк выполняет функции главного
регулирующего органа платежной системы
страны. Служит расчетным центром банковской
системы.
В большинстве стран
центральный банк осуществляет надзор
и контроль над банками с целью поддержания
стабильности и надежности банковской
системы, защиты интересов вкладчиков
и кредиторов. В ряде стран (Австралия,
Италия, Россия) надзорная и контрольная
деятельность осуществляется исключительно
центральным банком; в других (Германия,
США, Швейцария, Франция) — центральным
банком совместно с другими органами (казначейством,
банковской комиссией и др.); а в некоторых
государствах (Австрия, Дания, Канада,
Норвегия) — не центральным банком, а иными
органами.
В большинстве стран
контроль Центрального банка осуществляется
по следующим направлениям:
1. Выдача лицензий
вновь организуемым банкам.
2. Проверка финансовой
устойчивости банков и контроль
за рисками для акционеров и клиентов.
3. Квалификация высшего
руководства.
4. Соблюдение репутации
банков как важная составляющая
репутации страны в качестве
ведущего финансового центра, а
также как средство сохранения
доверия широкой общественности.
5. регулирование
выпуска новых ценных бумаг
с целью недопущения дестабилизации
рынка капитала.(6 )
В течение последних
десятилетий система банковского надзора
постепенно приобретала международный
характер, что было связано с интернационализацией
банковского дела. В 1975 г. председателями
центральных банков 10 промышленно развитых
европейских стран был сформирован Базельский
комитет по вопросам банковского надзора
и регулирования, или «Комитет Кука», названный
так по имени директора Банка Англии Питера
Кука, инициатора создания международного
банковского надзора.
В апреле 1997 г. Базельский
комитет представил документ «Базовые
принципы эффективного надзора за банковской
деятельностью», содержащий 25 принципов,
которые являются основой для организации
действенного банковского надзора и регулирования.
«Базельские принципы» разработаны странами
«десятки» с участием представителей
органов банковского надзора из 15 стран,
включая Россию. В основном они содержат
стандартные требования, уже применяемые
в высокоразвитых странах. В частности,
требования минимальной величины банковского
капитала и его составляющих; проверки
органами надзора политики, оперативной
деятельности банка и применяемых им процедур,
связанных с выдачей кредитов и инвестированием
капиталов, управления кредитным и инвестиционным
портфелями; проверки факта наличия у
банка общей политики управления рисками.
Функция
банка правительства.
Независимо от принадлежности
капитала центральные банки тесно связаны
с государством. В качестве банкира правительства
центральный банк выступает как его кассир,
кредитор, финансовый консультант. В центральном
банке открыты счета правительства и правительственных
ведомств. В большинстве стран центральный
банк осуществляет кассовое исполнение
государственного бюджета. Доходы правительства,
поступившие от налогов и займов, зачисляются
на беспроцентный счет казначейства (министерства
финансов) в центральном банке, все правительственные
расходы покрываются с этого счета. Центральный
банк кредитует государство, консультирует
Минфин по вопросам размещения и погашения
государственных займов, выбора дат эмиссии
и определения доходности государственных
ценных бумаг в зависимости от рыночной
ситуации, управляет государственным
долгом. Под управлением государственным
долгом понимаются операции центрального
банка по размещению и погашению займов,
организации выплат доходов по ним, проведению
конверсии и консолидации. Центральный
банк использует различные методы управления
госдолгом: