Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 17:36, контрольная работа
Экономическое содержание прибыли (прибыли отчетного периода). Прибыль от реализации продукции, как основной источник формирования общей прибыли, механизме расчета.С экономической точки зрения, прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С точки зрения хозяйственной, прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
Нормой в международных отношениях в современном мире становится жесткая, безжалостная конкуренция за рынки сбыта, за обладание сырьевыми природными ресурсами, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Все виды деятельности становятся более глобальными, так как размываются понятия географических границ, ускоряются темпы научно-технического прогресса и возрастает его роль как фактора конкурентной борьбы, повышаются требования потребителя к качеству всех видов деятельности товаропроизводителя и предприятий, оказывающих услуги.
Если ставить перед
собой цель победы в жесткой конкурентной
борьбе, то одним из актуальных направлений
институциональных
Недостаточно будет больше работать, чем ранее. Победителями окажутся те, кто сможет организовать деятельность предприятия, нацеливающую весь коллектив на обслуживание потребителей его продукции и услуг.
Взаимосвязи предприятия с заказчиками и другими организациями должны быть подчинены только двум целям – обеспечение требований потребителя и завоевание рынка.
Отсюда, одной из первоочередных организационно-экономических задач является, по нашему мнению, трансформация старой, столетней давности системы управления предприятием с жесткими формальными правилами, процедурами и полномочиями, которая до настоящего времени применяется в большинстве предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, производящих товары, а также в предприятиях, оказывающих услуги, и замена ее на управление предпринимательского, менеджерского типа. Парадигма управления сложившаяся в период стабильного развития перестает работать и экономический кризис превращается в кризис управления. Роль управления в ближайшей и отдаленной перспективе будет состоять не в том, чтобы стоять на вершине иерархической пирамиды и командовать «сверху», а управлять делом фирмы, конкретного предприятия, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность перед коллективом, обществом в целом за их результат.
Победителями окажутся те фирмы, предприятия и организации, где не только будут бояться быстрых темпов изменений, но где будут с удовольствием стимулировать их развитие.
Но это возможно только при том условии, если будет повышаться роль интеллектуализации трудовой деятельности менеджеров и всего трудового коллектива, т.е. повышаться уровень знаний, навыков, квалификации и нравственного состояния. Квалифицированный рабочий представляет собой важнейший ресурс производительности труда и прорывных технологий. Известно, что одну и ту же технологическую операцию квалифицированный и малоквалифицированный рабочий проводят на разном качественном уровне, что в итоге по-разному сказывается не только на продуктивности производства, но и на экономическом состоянии предприятия в целом. Отсюда без повышения квалификации, технологической дисциплины и нравственного воспитания конкретных исполнителей производственного процесса невозможно преодолеть бесхозяйственность и добиться максимума отдачи вложенного капитала.
В современных условиях глобализации экономики перед предприятием любого вида хозяйственной деятельности на повестку дня выдвигается первоочередная задача непрерывного обучения всех сотрудников на различных иерархических уровнях. Ежегодные затраты на обучение и повышение квалификации должны рассматриваться не как дорогостоящие расходы, а как средство повышения эффективности деятельности предприятия. Непрерывное обучение позволит каждому работнику находить лучшие решения возникающих задач.
Второй, не менее важной задачей является совершенствование системы управления персоналом на предприятии.
За последние годы на большинстве предприятий особенно в сфере коммерческой финансовой и консалтинговой деятельности, в сфере услуг идет процесс вытеснения с рынка труда людей возраста 40 лет и старше и формируется одновозрастной коллектив со своими корпоративными интересами. Данным персоналом легче манипулировать. Им далеко до пенсии, зарплата в конвертах, при минимуме социальных гарантий, пока устраивает всех, а прежде всего, работодателей.
С другой стороны, на многих предприятиях, занимающихся производственной деятельностью, особенно на крупных предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, где условия труда мало привлекательны для молодого поколения персонал сформирован в основном из людей предпенсионного и пенсионного возраста.
Исследования показывают, что и тот и другой принцип формирования персонала не имеют перспективы, становятся опасными для экономики государства в целом. Настало время выработки на государственном уровне кадровой политики, в основу которой должен быть положен принцип оптимального соотношения кадровых и молодых работников с полными социальными гарантиями. Персонал, состоящий из работников разных возрастов является более жизнеспособным, нравственно здоровым, высокопроизводительным коллективом, способствует тому, что опыт и квалификация людей старшей возрастной группы со временем становится достоянием молодого поколения в овладении профессиональным мастерством.
Должна возрастать роль и значение финансового менеджмента в деле управления финансовыми потоками и формирования их положительного баланса. Деньги становятся самым дорогим и самым ограниченным ресурсом предприятия.
Особым видом производственного ресурса предприятия являются прошедшие производственную проверку научные разработки. Проблема устойчивого развития предприятия не может быть разрешена в условиях научно-технической революции, охватившей все страны мира, вне использования разработанных наукой в области экономики, организации и управления новейших отечественных технологий, которые определяют уровень производительности труда, энергозатрат, материалоемкости и в целом уровень жизни населения.
Однако, следует признать, что данный нематериальный производственный ресурс остается порка мало востребованным. И дело здесь не только в состоянии экономики. Дело в восприимчивости руководителей и специалистов к нововведениям и неэффективности еще существующей системы внедрения достижений науки. В рыночной экономике не существует внедрения новейших достижений, в привычном нам понятии. Просто идет естественная смена технологий. В противном случае выжить в жесткой конкурентной борьбе невозможно. А это требует, прежде всего, знаний, чего, к сожалению, порой не хватает и является одной из причин того, что эволюционная смена технологий не стала еще нормой жизни аппарата управления предприятием.
Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, имеющей исключительно важное значение в трансформации системы управления и адаптации ее к жестким конкурентным условиям.
Наличие у предприятия таких нематериальных антикризисных инструментов, каковыми является производственно-финансовый план, внутрихозяйственный коммерческий расчет, рычаги контроля за результатами хозяйственной деятельности устанавливают ему целевые ориентиры на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и определяют процедуру контроля за их достижением в процессе трансформации цели в реальный план действий.
Многие руководители и специалисты предприятий, особенно аграрной сферы, считают, что в быстро меняющемся мире переходного периода мало опорных точек для планирования. Они утверждают, что и цены, и доступность ресурсов окружены настолько большой неопределенностью, не говоря уже об ожидаемых результатах продуктивности, что доверять прогнозам и планам нельзя и в большинстве своем перевели функционирование хозяйств в режим «экономического хаоса». Хотя попытка заглянуть в будущее чревата трудностями, ценность планирования в условиях рынка, тем не менее, очень велика. Планирование представляет собой сознательное направление энергии коллектива для достижения определенной разумной цели. Всякая хозяйственная жизнь складывается из множества отдельных операций хозяйствующего субъекта, которые определяются мотивами коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, а всякая экономическая деятельность по своей природе стремится получить большее за меньшее, стремится к реализации положительных ценностных разностей. Отсюда фактически в мире никогда не существовало и не существует беспланового хозяйства. Каждое хозяйство обязательно включает в себя план, как важнейшую часть управленческой деятельности, которая предусматривает организацию рационального использования основных элементов производства – земли, труда и капитала с тем, чтобы в будущем, в результате производственной деятельности создавалось большое количество экономических благ и чтобы производственная деятельность совпадала с целями и задачами хозяйствующего субъекта. В условиях глобализации механизма хозяйствования, значение плана многократно возрастает, поскольку в условиях социалистической системы значительное большинство промышленных предприятий, особенно оборонной промышленности, работали за «мощным щитом» государственной поддержки и редко задумывались над проблемой самоокупаемости.
Наличие бизнес-плана, коммерческого расчета и других инструментов экономического механизма хозяйствования само по себе не устраняет причин бесхозяйственности. Важная роль здесь принадлежит руководителю предприятия, лидерам внутрихозяйственных хозрасчетных формирований (один в поле не воин), их регулятивным, организационным и контрольно-исполнительным функциям. Провести в действие план, коммерческий расчет, оживить хозяйственный и экономический механизм, с приданием ему нового качества, сможет только команда высокопрофессиональных управленцев единомышленников, социально, морально и интеллектуально ответственных руководителей перед обществом, коллективом, людьми, которые вверили им право управлять собой.
Итак, какую бы форму хозяйствования мы не приняли, какая бы форма собственности на землю и основные средства производства не существовала, в каких бы политических и социально-экономических условиях не вели хозяйственную деятельность, в основе всякого хозяйствующего субъекта должна лежать рациональность, которое есть то, в коем ничего не делается без обладания суммой знаний, без обдуманного расчета и соображения. Все дело и теперь, и как это было в дореформенный и более ранние периоды, и как будет всегда – именно в осмыслении ведения хозяйства. В противном случае вкладывать в хозяйство какие-либо средства бессмысленно и оставлять его в таком прозябании слишком накладно как для государства, всего общества, так и для самого коллектива.
Литература:
1.Мировая экономика и международные отношения. -1996.
2.Костяев А.И. Глобализация экономики и проблемы развития АПК России.//Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург. Пушкин, 2002.
3.Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. 2-е Издание. М:, Проспект, 2004.
4.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США. Японии и стран Западной Европы). М:, М.П. Сувенир, 1993.
Коробцев В.В. Проблемы профессионализации консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений: Сб. трудов. Вып. 4, М.: ВНИИСИ. 1990. - С.88-94.
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль,- СПб.: Изд-во Питер, 1999.
6. Кочетков Г., Эленурм Т. Теория и практика консультирования по управлению // Вопросы экономики. 1979. - №5. - С.2-10.
7. Кошечкин Е. Размышления о будущем труда // Проблемы теории и практики управления. 2002. - № 2.
8. Красовский Ю.Д. Маркетинг: консалтинговый анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 1998.- № 1.-С. 119-130.
9. КрасовскиЙ Ю.Д. Управленческая корректировка имиджа фирмы // Менеджмент в России и за рубежом . 1997. № 5. - С. 65-81.
10. Кращенко Л. Стратегический мираж // Эксперт. 2002. - № 33.
11. Кращенко Л. Шанс для отечественных программистов // Эксперт. 2002. -№25.
12. Кращенко Л. Российский консалтинг: итоги первого полугодия // Аудитор. 2002. - №10. - С. 18-25.
13. Кросман Ф., Как заработать на консалтинге СПб.: Питер, 2000 г.
14. Кудашов В.И. Научно-технические нововведения: Организационно-экономический механизм управления в условиях перехода к рынку. Минск: изд-во Университета, 1993. — 232 с.
15. Купер А. Экономическая экспертиза и консультирование управляющих. -// ИНТЕРНЕТ . www.ptpu.ru
16. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории / Вопросы экономики. 1997- .№11.- С. 86-95.
17. Маккей X. Как уцелеть среди акул: опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. Пер.с англ.- М.: Экономика, 1992.
19. Маркетинг, организация продаж и выполнения консалтинговых проектов. Фрагмент книги "Консалтинговый бизнес" // ИНТЕРНЕТ. www. Manage, ru
20. Маслова Т.Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1998.