Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа
За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Глава 2. Анализ государственного долга России
За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года составил 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2009 года.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2008 году увеличатся на 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2008 - 2010 годы составит 2,9 - 3 %.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2008 году и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.
В 2008 - 2010 годах политика в области государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2009 - 2011 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 22 марта 2008 года (далее – долговая политика), будет осуществляться с учетом новой концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета. Предусматривается, что возникающий в результате ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться в том числе за счет увеличения государственных внутренних заимствований.
Государственный долг в абсолютном размере за период начало 2009 года - конец 2011 года увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2%, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Законопроектом не установлен общий объем государственного долга Российской Федерации (суммы внутреннего и внешнего долга) на соответствующий финансовый год, что не соответствует статье 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2009 - 2011 годы является рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга.
Динамика государственного долга в 2009 - 2011 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Таблица 2
Динамика государственного долга в 2009 - 2011 годах (на конец года) представлена в следующей таблице
2007 г. | 2008 г.
Ожид исполнения |
2009 г.
проект |
|
Прирост
2010 г. к 2007 г., % | |
Государственный долг Российской Федерации, млрд. руб. | 2617,6 | 2957,1 | 3440,3 | 4089,7 | 56,2 |
% к ВВП | 8,5 | 8,4 | 8,7 | 9,1 | |
Государственный внутренний долг, млрд. руб. | 1409,2 | 1824,7 | 2275,8 | 2856,8 | 102,7 |
% к ВВП | 4,6 | 5,2 | 5,7 | 6,4 | |
Государственный
внешний долг,
млрд. руб. |
1208,4 | 1132,4 | 1164,5 | 1232,9 | 2,0 |
% к ВВП | 3,9 | 3,2 | 2,9 | 2,8 |
В 2009 – 2011 годах объем государственного долга увеличится с 2 617,6 млрд. рублей (исполнение федерального бюджета в 2007 году) до 4 089,7 млрд. рублей к концу 2010 года, то есть увеличится в 1,6 раза.
Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга возрастет с 53,8 % на начало 2008 года до 69,9 % концу 2010 года.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП, что выше на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 %, показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 % ВВП).
Счетная палата отмечает, что в соответствии с материалами, представленными к законопроекту, верхний предел государственного внутреннего долга, определенный на начало 2008 года (1 409,2 млрд. рублей), на 45,9 млрд. рублей, или на 3,4 %, превышает аналогичный показатель, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (1 363,3 млрд. рублей). При этом соответствующих обоснований в материалах к законопроекту не представлено.
Законопроектом предусматривается увеличение в 2009 - 2011 годах верхнего предела государственного внутреннего долга, который на 1 января 2011 года составит 2 856,8 млрд. рублей, что в 2 раза превысит показатель, ожидаемый по исполнению федерального бюджета 2008 года. Анализ структуры государственного внутреннего долга в период 2009 – 2011 годов показывает, что увеличится доля государственных ценных бумаг. Динамика и структура внутреннего долга приведена в следующей таблице.
Таблица 2
Динамика и структура внутреннего долга приведена в следующей таблице.
|
на 1.01.2008 г. | на 1.01.2009
г.
проект |
на 1.01.2010
г.
проект |
на 1.01.2011
г.
проект | ||||||||||||||
млрд. руб. | струк -
тура % |
млрд. руб. | струк-тура % | млрд. руб. | струк-тура % | млрд. руб. | струк-
тура % | |||||||||||
Государственный
внутренний долг,
всего, в том числе: |
1363,3 |
100 |
1824,7 |
100 |
2275,8 |
100 |
2856,8 |
100 | ||||||||||
Государственные ценные бумаги Рос -сийской Федерации | 1244,7 | 91,3 | 1681,3 | 92,1 | 2079,8 | 91,4 | 2618,2 | 91,7 | ||||||||||
Государственные гарантии | 113,6 | 8,3 | 137,8 | 7,6 | 190,1 | 8,3 | 232,5 | 8,1 | ||||||||||
Прочая задолженность | 5,0 | 0,4 | 5,6 | 0,3 | 5,9 | 0,3 | 6,1 | 0,2 |
Объем внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, на начало 2009 года по данным, приведенным в Основных направлениях долговой политики на 2009 - 2011 годы, составит 1 310,6 млрд. рублей, в 2009 - 2011 годах увеличится в 2 раза и к концу 2010 года составит 2 618,2 млрд. рублей (или 91,7 % внутреннего долга).
Более чем в 2 раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга в 2011 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2008 года и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2011 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации. Динамика государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах (более 90 % общего объема внутреннего долга), и расходов на обслуживание государственного внутреннего долга представлена на диаграмме.
Рис.1 Динамика государственного внутреннего долга
Верхний
предел государственного внешнего долга
Российской Федерации (далее - внешний
долг) по состоянию на 1 января 2009 года
предусматривается статьей 1 законопроекта
в размере 43,3 млрд. долларов США, или
32,1 млрд. евро, что на 7,3 % меньше утвержденного
показателя на 1 января 2008 года (46,7 млрд.
долларов США, или 36,3 млрд. евро). В период
2009 - 2011 годов предусматривается увеличение
верхнего предела внешнего долга, динамика
которого представлена на следующей диаграмме.
Рис.2.
Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте будет иметь тенденцию к росту и составит к концу 2008 года – 1 132,4 млрд. рублей, или 3,2 % ВВП, к концу 2009 года – 1 164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8 %), или 2,9 % ВВП, к концу 2010 года – 1 232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9 %), или 2,8 % ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в следующей таблице.
Таблица 3
Динамика
объемов и структуры внешнего
долга
на 1.01.2008 г . | на 1.01.2009 г . закон | на 1.01.2010 г. проект | на 1.01.2011 г. проект | |||||
млрд. долл. США | струк-
тура % |
млрд. долл. США | струк-
тура % |
млрд. долл. США | струк-
тура % |
млрд. долл. США | струк-
тура % | |
Государственный внешний долг, всего | 46,7 | 100 | 43,3 | 100 | 43,9 |
100 | 45,0 | 100 |
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юриди- ческих лиц | 11,0 | 23,6 | 10,3 | 23,8 | 9,1 | 20,7 | 7,9 | 17,6 |
Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте | 32,8 | 70,2 | 29,5 | 68,1 | 28,0 | 63,8 | 26,7 | 59,3 |
Государственные гарантии в иностранной валюте | 2,9 | 6,2 | 3,5 | 8,1 | 6,8 | 15,5 | 10,4 | 23,1 |
В структуре внешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий.
Тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2009 – 2011 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.
Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на период 2009 – 2011 годы (на три года) предусмотрены в сумме 647,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 187,9 млрд. рублей (0,5 % ВВП), 2010 год – 212,6 млрд. рублей (0,5 % ВВП), 2011 год – 247,1 млрд. рублей (0,6 % ВВП).
Увеличение расходов на обслуживание государственного долга в 2011 году по сравнению с ожидаемой оценкой исполнения 2008 года составит 57,5 %. Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах составит 2,9 - 3 % (в 2008 году – 2,9 %). Динамика расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации представлена на следующей диаграмме.
Рис.3.
Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга определены на 2009 - 2011 годы в сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе на 2009 год – 106,5 млрд. рублей (0,3 % ВВП), 2010 год – 134,2 млрд. рублей (0,3 % ВВП), 2011 год – 170,9 млрд. рублей (0,4 % ВВП). Таким образом, прогнозируется увеличение указанных расходов как в номинальном выражении – на 122 % в 2010 году по сравнению с ожидаемой оценкой 2008 года, так и относительно ВВП – на 0,1 процентного пункта.
В 2009 году расходы на обслуживание внутреннего долга проектируются в объеме 106,5 млрд. рублей, или 56,7 % процентных выплат по государственному долгу, что на 7,7 процентного пункта больше, чем предусмотрено на 2008 год (49 %). Более 90 % указанных расходов предусмотрено на процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в российской валюте.
Счетная палата не может подтвердить обоснованность расходов на обслуживание внутренних долговых обязательств в связи с непредставлением соответствующих расчетов.
В соответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга на 2009 – 2011 годы предусмотрены в сумме 236,0 млрд. рублей, в том числе на 2009 год – 81,4 млрд. рублей, на 2010 год – 78,4 млрд. рублей, на 2011 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение указанных расходов в 2011 году по сравнению с ожидаемой оценкой исполнения 2008 года на 4,8 %.