Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проанализировать ключевые тенденции развития рынка пластиковых карт России на среднесрочную перспективу.
Задачами исследования в данной курсовой работе являются:
изучить теоретические базы сущности рынка пластиковых карт,
определение основных понятий;
Рассмотреть зарубежный опыт организации рынка пластиковых карт;
Процессинговый центр – это организация, обеспечивающая техническую обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.
Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае, процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.
Следует отметить, что разветвленная
платежная система может иметь
несколько процессинговых центров,
роль которых на региональном уровне
могут выполнять и банки-
Коммуникационные центры обеспечивают
субъектам платежной системы
доступ к сетям передачи данных.
Использование специальных
Значительный объем совершения операций по пластиковым картам российского рынка происходит через систему банкоматов. Банкоматы – электронно-технические автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также, в принципе, проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой. Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния.
На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.
Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами. Более того, с целью пресечения возможных хищений их монтируют капитально. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно.
1.3 Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт
В условиях ускоренного развития рынка пластиковых карт в России, необходимо использовать опыт развитых стран для устранения возможных негативных тенденций данного сегмента финансового рынка.
Крупнейшие международные
В программах VISA и Мaster Card участвуют тысячи заграничных банков более чем в 100 странах мира. Карточки системы VISA и Амerican Ехpress принимают около полутора миллионов торговых предприятий и 3,5 млн. их филиалов.
В настоящее время большинство финансовых компаний используют в качестве идентификационного или расчетного средства карточку с магнитной полосой. Однако, понимая преимущества и новые возможности, которые несут смарт-карты, компании VISA и Еuropay начиная с 1994 года объединили свои усилия и приступают к совместным работам по замене технологий магнитных карт на технологию, основанную на смарт-картах.
На начало 2010 г. в Европе находилось
в обращении более 700 млн. карточек
Эмитенты карточек в Европе работают
на все более насыщающемся рынке.
В большей части стран
Ведущие финансовые ассоциации активно прорываются и на формирующийся в нашей стране рынок покупки товаров и услуг по пластиковым карточкам.
2. Анализ функционирования рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Российский рынок пластиковых
банковских карт возник относительно
недавно, но на волне «зарплатных
проектов», он демонстрирует впечатляющие
темпы роста. Рынок платежных
карт в Российской Федерации активно
развивается в современных
В день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб.
В структуре рынка пластиковых карт на долю международных платежных систем приходится свыше 65% карт, выпущенных в нашей стране. Из локальных российских платежных систем наиболее заметно присутствие систем STB card (эмитировано 2,6 млн. карт) и Золотой Короны (1,6 млн. карт).
Распространенное мнение о том, что обладатели пластиковых карт в России используют их раз в месяц — для получения зарплаты, — оказалось неверным. Во всяком случае, те россияне, которые имеют доступ в Интернет, пользуются банковскими картами вполне цивилизованно.
Исследование также показало, что чем крупнее город, тем больше в нем доля граждан, имеющих пластиковые карты.
Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом. К такому выводу пришли эксперты компании MasterCard, Europe, которые проводили исследование в европейских странах.
Платежная система – это совокупность
методов и реализующих их субъектов,
обеспечивающих в рамках системы
условия для использования
С организационной точки зрения
ядром платежной системы
Остается сложный вопрос относительно перехода к чиповым карточкам (то есть снабженным микропроцессорами). Бесспорно, "чиповая технология" имеет будущее, а главное - позволяет резко расширить круг пользователей пластиковых карточек (поскольку на карте будут зафиксированы предварительно внесенные деньги), не прибегать к авторизации в разных режимах.
Среди особенностей российского рынка кредитных карт можно отметить следующие.
Во-первых, достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности их работы не превышают 8%. То есть по итогам аудита качества обслуживания можно сделать вывод о том, что большинство банков — участников предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне. В то же время важно отметить наличие неиспользованного потенциала в 30%, что демонстрирует незрелость формирующегося рынка кредитных карт и слабую дифференциацию формата предлагаемых услуг, вследствие невысокой конкуренции в сегменте.
Во – вторых, банки, которые не предлагают своим клиентам классические кредитные карты (Райффазенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк) показывают довольно высокий уровень качества консультирования по процессу консультирования по данным видам услуг.
Максимальный ожидаемый, спрос на пластиковые карты, составляет в Москве 23,7%, или 1176 тыс. единиц. Исследование также показало, что чем крупнее город, тем больше в нем доля граждан, имеющих пластиковые карты. Так, в мегаполисах банковскими карточками пользуются 26 % проживающих в них россиян, а в сельской местности — 6 %.
Как свидетельствуют результаты исследования рынка пластиковых карт, почти половина обладателей пластиковых карт в России имеют стаж пользования от года до трех лет. Из них 86 % сказали, что пластиковая карта — это вполне удобное средство расчета. Так, среди молодежи (18—24 года) такой вариант ответа указали 90 процентов опрошенных, а среди пенсионеров—62 %. Об удобстве пользования пластиковыми картами также несколько чаще говорили россияне с высшим образованием и высоким уровнем дохода.
Таким образом, рынок пластиковых карт в целом по России стабильно развивается.
2.2 Анализ объема пластиковых карт в Российской Федерации
В первом квартале 2011 года российские банки показали неплохие результаты: кредитный портфель подрос, объем убытков уменьшается. Вклады физических лиц, правда, перестали прибывать столь бешеными темпами, но это понятно. Люди уже не боятся кризиса и его волн, поэтому перешли от накопления к потреблению. В том числе получили популярность покупки в кредит, о чем свидетельствует довольно бурный рост рынка ипотеки.
Доходность
вкладов снизилась. Практически
во всех банках условия стали совсем
непривлекательными. Так, средняя ставка
по топ-10, согласно отчету Центробанка
РФ, составляет порядка 8,3%. А инфляция,
даже официальный ее уровень, в 2010 году
достигла 8,8%. В 2011 году обещают еще
более заметный рост цен. Выходит, бороться
с инфляцией с помощью
Остальные же
показатели банковского сектора
вызывают оптимизм. Кредитный портфель,
как корпоративный, так и розничный,
в 1 квартале 2011 года показал положительную
динамику. Но банки занимались не только
выдачей ссуд. Заметно выросло
количество выпущенных пластиковых
карт. Кредитные организации
Первый квартал обычно дает самый незначительный прирост в динамику года. В этом квартале меньше всего рабочих дней. Кроме того, снижается спрос на кредиты, и из банков уходят средства, размещенные клиентами перед новым годом. Однако по увеличению кредитного портфеля темпы 1 квартала 2011 года в годовом пересчете превышают весь 2010 год.( таблица 2.1)
Таблица 2.1. Динамика основных показателей в рублях за 1 квартал 2011 года.
Группа банков |
Активы |
Кредиты предприятиям |
Потребкредиты |
Ценные бумаги |
Расчетные счета |
Депозиты резидентов |
Вклады физлиц срочные |
Сбербанк |
1.8% |
4.0% |
2.9% |
-0.5% |
-3.1% |
-14.5% |
3% |
Госбанки |
2.4% |
3.1% |
4.4% |
-3.5% |
2% |
20.1% |
5.5% |
Федеральные |
-2% |
7.5% |
1.3% |
3.1% |
0.6% |
-10.6% |
-0.2% |
Крупные |
3.6% |
8.6% |
4% |
7.2% |
-0.1% |
7.4% |
6.9% |
Нерезиденты |
2.5% |
2.7% |
3.2% |
4.8% |
11.6% |
-10.9% |
4.7% |
Московские – средние |
1.9% |
10.5% |
10.5% |
5.4% |
0.5% |
-11.1% |
12.4% |
Региональные – средние |
1.8% |
8.2% |
7.7% |
5.5% |
-7.1% |
-3% |
7.3% |
Московские – прочие |
2.2% |
10.8% |
6% |
13.4% |
-8.5% |
-5.4% |
17.9% |
Региональные – прочие |
1.4% |
8% |
4.3% |
7.8% |
-11.1% |
-11% |
8.3% |
Санируемые |
0.2% |
2.7% |
1% |
7.4% |
-10.2% |
17% |
7.8% |
Итого |
1.9% |
5.3% |
4% |
2.5% |
-1.4% |
3.1% |
5.1% |