Банковский кредит как источник финансирования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Такое изобретение, как кредит , представляет собой самое невероятное творение человека, естественно, после денег. Если бы не было кредита, мы бы тратили огромное время на удовлетворение разного рода человеческих потребностей. У предприятия-заемщика появилась возможность увеличить свои активы(ресурсы), за счет их дополнительного привлечения. Используя кредит, абсолютно любой человек имеет возможность расширить свое дело или бизнес, либо ускорить возможность, чтобы как можно быстрее получить в использование вещи, предметы, ценности, которые он мог бы получить лишь в будущем, если бы не было кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ И РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность банковского кредита, необходимость его привлечения
1.2 Оценка кредитоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА ПРЕДПРИЯТИЕМ.
2.1 Анализе эффективности использования банковского кредита.
2.2 Проблемы банковского кредитования хозяйствующих субъектов и пути их решения
2.3 Пути повышения эффективности использования банковского кредита предприятием
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая окончательная.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя таблицу 1 можно заметить, что для фондоемких предприятий со значительным внешним финансированием, в целях повышения эффективности использования заемных средств рекомендуется управлять прибылью (т.е. обеспечивать оптимальный уровень чистых денежных средств) и сформировать кредитную политику.

Важнейшим направлением обеспечения эффективности использования  заемных средств является грамотная  кредитная политика предприятия

У любого предприятия  могут появиться проблемы с чистым денежным потоком. Укрупнено их причины  можно разделить на две группы:

  • проблемы реализации, когда выручки нет, так как продукция не
  • находит покупателя;
  • проблемы кредитной политики, когда мы не можем получить оплату за отгруженный товар или оказанную услугу. 24

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

Поэтому управление дебиторской  задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

В целях эффективного управления этой дебиторской  задолженностью на предприятиях должна разрабатываться  и осуществляться особая финансовая политика по управлению дебиторской  задолженностью (или его кредитная  политика по отношению к покупателям продукции).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Инкассирование долгов - очень важная, но неприятная работа, поэтому руководители компаний зачастую непроизвольно игнорируют ее. В большинстве  случаев, когда возникают проблемы с денежным потоком, менеджеры направляют свои усилия на рост реализации продукции или услуг. И достигается прямо противоположный результат: чем больше продажи в условиях слабого инкассирования, тем хуже чистый денежный поток. Кредиторы, однако, требуют свое - бизнес прогорает.

     Предложим несколько рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью (кредитной политикой) предприятия.

Основной критерий эффективности  кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

Инструменты кредитной  политики представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей службы. Следуя трем основным вопросам кредитной политики, возможно, выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них.

Ответ на вопрос «кому  предоставлять кредит?» в большей степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач кредитной политики. Одним из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории25 (credit scoring). Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Вследствие широкого распространения, метод оценки кредитной истории получил различные интерпретации, поэтому интересно рассмотреть его использование на конкретном предприятии.

Расчет взвешенных оценок по всем крупным дебиторам позволяет  определить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования. Таким  образом, предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры  дебиторской задолженности.

            Любая коммерческая структура всегда ограничена в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита.

Предприятия выступают кредиторами для своих покупателей вовсе не из доброго отношения к ним. Основной лейтмотив подобных сделок заключается в попытках увеличения объемов продаж. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности.

Как уже стало понятным из представленных выше инструментария основными параметрами постановки и реализации кредитной политики являются:

  • объем продаж по отдельным группам товаров (также может проводится сегментация по видам бизнеса или территориальному признаку);
  • объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала (бесплатность задолженности перед персоналом и основными поставщиками является лишь кажущейся, принося неисправимый ущерб предприятию в более длительной перспективе, поэтому, в случае с отечественным бизнесом, также требует оценки альтернативных убытков);
  • величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.

Разрабатывая стандарты  предоставления коммерческих кредитов предприятия вовсе не вводит новые  нормативы, обязательные к исполнению и однозначные в своем толковании. Стандарты скорее заключаются в  минимально допустимых условиях, которые  должны выполняться

 

покупателями, чем в  нормируемых величинах объемов  и сроков кредитования. Поэтому чаще всего задаются стандарты не абсолютными  значениями, а некоторыми интервалами.

Кредитная политика, обеспечивающая достижение целей по выручке от реализации (валовому доходу валовой прибыли) и максимизирующая прибыль, сопутствующую кредитованию покупателей, называется эффективной кредитной политикой. В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность.

Как правило, у менеджеров (генеральных директоров, владельцев бизнеса) отсутствует четкий подход, ясно описывающий приоритеты между  различными факторами, которыми они  могут управлять для достижения своих целей. Очевидно, что многое зависит от способности товара удовлетворять определенные потребности покупателей, от уровня цен, от квалификации бизнес персонала, от системы дистрибуции, от рекламной поддержки, от грамотности построения бизнес-процессов. Но, к сожалению, представление о том, чему уделить внимание в первую очередь, почему, и на что при этом можно рассчитывать, у большинства казахстанских руководителей пока отсутствует.

На практике же четкие формулы и определения вообще отсутствуют, решение «кредитных вопросов»  происходит, в основном, методом «научного тыка». Как правило, в кредитной политике используются два основных показателя: отсрочка платежа и размер кредита. Другими параметрами, определяющими содержание кредитных условий, оперируют крайне редко. Иногда в более-менее продвинутых компаниях говорят о скидках в цене за своевременный расчет, крайне редко ведется речь о кредитных статусах или стандартах оценки покупателя. И даже когда обсуждаются такие параметры как отсрочка платежа и размер кредита, то назначаются они совершенно интуитивно – по традициям, которые сложились в отрасли или на предприятии.

Разработка и внедрение  эффективной кредитной политики необходимы всем предприятиям, у которых  есть дебиторская задолженность (чем  больше задолженность, тем острее необходимость во внедрении данной технологии), предприятиям с недостаточно высокой скоростью обращения дебиторской задолженности, а также тем, кто не представляет, как можно относиться к продажам в кредит как к инвестиционному проекту, дающему реальную отдачу на инвестиции.

Определить степень  необходимости во внедрении эффективной  кредитной политики просто - чем  больше коэффициент отвлечения активов  в дебиторскую задолженность, тем  больше показан этот подход.

Коэффициент отвлечения активов в дебиторскую задолженность представляет собой отношение дебиторской задолженности к сумме активов (товар, деньги, дебиторская задолженность) и выражается в процентах.

Например, если предприятие  содержит в дебиторской задолженности  от 25% до 50% и более своих активов, эффективная кредитная политика очень показана и принесет высокие экономические результаты. В принципе, если предприятие работает полностью по предоплате, то не возникает потребности в кредитовании, соответственно не возникает необходимости в эффективной кредитной политике. Предприятия с небольшой дебиторской задолженностью – менее 25% также могут испытывать потребность во внедрении технологии.

В связи с тем, что  товар пользуется повышенным спросом  у конечного потребителя, имеется  возможность сокращать сроки  расчета для магазинов. В результате выручка от реализации и приток денежных средств значительно превышают размер дебиторской задолженности. Но при этом у предприятия существует проблема – повысить прибыльность.

Проанализируем, от чего зависит выручка от реализации. Если производитель стремится продавать товар по предоплате, то фактически это

означает сокращение выручки от реализации, так как  не все готовы делать предоплату или  рассчитываться в короткие сроки. Поэтому  у этого предприятия часть  магазинов остаются неохваченными.

Таким образом, прибыль  можно увеличить за счет увеличения выручки от реализации, а это приведет к увеличению валовой прибыли, далее  по цепочке увеличится операционная прибыль и в конечном итоге  чистая прибыль. Ну, а чтобы увеличить  выручку от реализации необходимо предоставить больший кредит покупателю.

Естественно возникает  вопрос о просроченной и безнадежной  задолженности. Чтобы избежать этих неприятных ньюансов, в качестве защиты в бизнес-процесс встраиваются инструменты, которые будут профилактировать возникновение такой задолженности ".

Кредитование практически  всегда сопровождается возникновением безнадежных и сомнительных долгов. Безусловно, при несистемном подходе  и мягкой кредитной политике сомнительные и безнадежные задолженности  возникают слишком часто. Ценность эффективной кредитной политики в том, что с ее помощью этих неприятных неожиданностей вполне можно избежать.

Таким образом, целями эффективной  кредитной политики являются:

  • увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности;
  • максимизация эффекта (дохода) от инвестирования финансовых средств в дебиторскую задолженность;
  • достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • ограничение относительного роста просроченной дебиторской задолженности, в том числе сомнительной и безнадежной задолженности в структуре дебиторской задолженности.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью

предприятия (или его  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ дебиторской  задолженности предприятия в  предшествующем периоде

2. Формирование принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции

3. Определение возможности  суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

4. Формирование системы  кредитных условий

5. Формирование стандартов  оценки покупателей и дифференциация  условия предоставления кредита

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

7. Обеспечение использования  на предприятии современных форм  рефинансирования дебиторской задолженности

8. Построение эффективных  систем контроля за движением  и своевременной инкассацией  дебиторской задолженности.

Для уменьшения риска  дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами  дебиторов. Управлять счетами дебиторов  нужно для того, чтобы увеличить  размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие  предприятием должны принимать конкретные меры:

  • определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;
  • пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;
  • когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора

Информация о работе Банковский кредит как источник финансирования деятельности предприятия