Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 01:49, курсовая работа
Изменение социально-экономической структуры общества, структурная перестройка общественного производства привели к ухудшению состояния рынка труда, к росту безработицы в России. Проблема занятости и безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную дефадацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Речь идет о том, чтобы минимизировать, значительно снизить социальные последствия рыночного негатива, особенно в области реализации права на труд как одной из важнейших составляющих человеческой жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Сущность, понятие и виды безработицы 5
1.2. Количественная оценка и способы расчета уровня безработицы 8
1.3. Социально - экономические последствия безработицы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1. Анализ ситуации на рынке труда в России 2008-2010 гг. 14
2.2. Анализ безработицы в Калужской области 2008-2010 гг. 20
2.3. Мероприятия в сфере борьбы с безработицей 28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНЕ 37
3.1. Основные направления борьбы с безработицей в регионе 37
3.2. Рекомендации по реализации мероприятий, направленных на снижение безработицы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
По данным выборочных обследований, проведенных Калужским областным комитетом государственной статистики, общий уровень безработицы, определяемый по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), в 1992 году составлял 4,1% от экономически активного населения Калужской области (23 тыс. безработных), а в 1999 году - 11,5% (60,7 тыс. безработных).
Начиная с 1999 года в экономике Калужской области наметились позитивные тенденции, которые выражались в росте объемов промышленного производства, подрядных работ, увеличении товарооборота, повышении численности занятого населения, снижении регистрируемой и общей безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда продолжалось вплоть до 2008 года, когда в начале ноября численность безработных достигла самого низкого значения (2439 человек), а уровень регистрируемой безработицы составил 0,44%. Общий уровень безработицы, определяемый по методологии МОТ, в это время составлял 4,7% от экономически активного населения Калужской области (24 тыс. безработных).
В ноябре-декабре 2008 года начало сказываться негативное влияние на экономику Калужской области мирового финансового кризиса, которое на рынке труда нашло выражение в увеличении числа высвобождаемых работников, широком применении работодателями режимов неполного рабочего времени, простоев, направлении работников в вынужденные отпуска.
В Калужской области обстановка на регистрируем рынке труда в целом соответствовала общим тенденциям развития социально-экономической ситуации. Так, численность безработных (по методологии МОТ) к концу 2008 года по оценке составила 24 тыс. человек (около 4,7% от численности экономически активного населения – на 0,8% меньше, чем в начале года).
В период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в государственную службу занятости населения Калужской области представлена информация о планируемом высвобождении 13514 работников 633 организаций.
В 70 организациях высвобождение работников носило массовый характер.
Наибольшее количество сокращений происходило в организациях вида экономической деятельности «Обрабатывающие производства» - 116 организаций: численность предполагаемых к увольнению - 49,7% от общего количества, численность уволенных - 57,2% от общего количества уволенных.
На втором месте строительные организации и предприятия промышленности стройматериалов - соответственно 47 организаций: 7,2% от числа работников, предполагаемых к увольнению, и 5,5% от числа уволенных. Заметный удельный вес имели образовательные учреждения всех уровней, организации энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи. Значительную долю в численности предполагаемых к сокращению работников (более 12%) имели сотрудники военных организаций. Режимы неполного рабочего времени вводились в 235 организациях для 36,7 тыс. человек. Суммарные потери рабочего времени составили почти 708 тыс. человеко-дней, что в среднем на одного работника, работавшего неполное время, составляет 19 человеко-дней. В 102 организациях суммарный период неполного рабочего времени составлял 6 и более месяцев (вводился неоднократно). Наибольший удельный вес среди организаций, применявших неполное рабочее время, имели организации обрабатывающих производств (28%), строительные организации и предприятия строительной индустрии (14,5%), организации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности (11,5%).
В 46 организациях происходили приостановки производства для части или всех работников, причем в 9 из них суммарный период простоя составлял 6 и более месяцев. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в простое, 32 дня.
В 39 организациях часть работников направлялась в отпуска без сохранения заработной платы. Совокупные потери рабочего времени составили 62,3 тыс. человеко-дней, или в среднем на одного работника, находившегося в вынужденном отпуске, 62 дня.
Нестабильная ситуация на рынке труда вызвала заметное увеличение количества граждан, нуждающихся в услугах государственной службы занятости населения Калужской области.
Официальный статус безработного в течение года получили 9500 человек (в 2009 году – 10701). Удельный вес граждан, признанных безработными, от общего числа обратившихся в службу занятости составил 25,1% (в 2005 году – 25,6%). Соотношение количества женщин и мужчин по сравнению с предыдущим периодом изменилось и составило 61% и 39% (в 2007 г. – 63% и 37%). Возросла относительная численность инвалидов – с 10,7 до 11,9%, доля безработных, проживающих в сельской местности – с 25,5% до 27,7%, а доля молодежи уменьшилась с 35% до 32,6%.
За государственными услугами в 2009 году обратились почти 126 тыс. человек, в том числе 2013 инвалидов (каждый пятый житель Калужской области в трудоспособном возрасте). Это в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Наибольшее количество обратившихся нуждались в подборе подходящей работы.
Численность безработных на 01.01.2009 года составила 3790 человек, а уровень регистрируемой безработицы – 0,69% (на 1.01.2008 г. – соответственно 3543 и 0,65%). 2,9% из них состояли на учете по безработице более года (на конец 2007 года - 4,8%). Средняя продолжительность безработицы граждан, состоявших на учете на конец отчетного периода, уменьшилась с 4 месяцев в 2007 году до 3,2 месяца в 2008 г.
Количество вакансий, имевшихся в распоряжении службы занятости в течение января – декабря 2008 года, составило 75115 единиц (102% к 2007 году). В их структуре доля вакансий для рабочих осталась практически на том же уровне (80,5 – в 2007 г. и 80,1% - в 2008 г.). Сохранилась тенденция сокращения доли вакансий, поступивших с предприятий государственной формы собственности (с 21,4 до 16,4%).
В отраслевой структуре заявленных свободных рабочих мест произошло заметное увеличение их доли в строительстве (на 4%), образовании (на 1,9%), в обрабатывающем производстве (на 1,5%), в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 1,1%), на транспорте и в связи (на 0,9%), здравоохранении (на 0,4%). В то же время на 6% уменьшился удельный вес вакансий в торговле, по 1% снижение составило в сельскохозяйственном производстве, в области добычи полезных ископаемых, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг.
Несмотря на усилившийся к концу года процесс отзыва заявок на работников на 01.12.2008 года имелось 9949 вакансий (лишь на 1% меньше, чем 01.12.2007 г.), 16% из них оставались незаполненными более полугода. Более чем в 80% вакансий заявлена оплата труда в размере выше прожиточного минимума по региону. Однако выборочная оценка показывает, что только в 6% из них предлагалась заработная плата выше, чем в среднем по области. Предложение на областном рынке труда имеет существенные структурные отличия от спроса.
Однако благодаря созданному в регионе потенциалу развития, в 2008 году экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику (рис. 8).
Рис. 8. Численность занятых в экономике в Калужской области
В определенной степени стабилизировать ситуацию помогла реализация региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 13.01.2009 № 2 (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 10.02.2009 № 36, от 12.08.2009 № 321, от 11.09.2009 № 364, от 02.11.2009 № 444, от 25.12.2009 № 546).
В мероприятиях указанной региональной программы участвовало около 6,5% экономически активного населения Калужской области. В среднем по Российской Федерации этот показатель составил 2,8%. В результате реализации ее мероприятий в целом достигнуты следующие основные результаты:
- обеспечена занятость,
в первую очередь за счет
общественных работ, значительной
части работников организаций
Калужской области, работавших в
режиме неполного рабочего
- за счет опережающего
обучения в основном сохранен
кадровый потенциал, повышен профессиональный
уровень работников
- стажировка 458 выпускников
образовательных учреждений, испытывающих
затруднения в поиске работы,
позволила приобрести
- удалось оказать заметное
положительное влияние на
- оказана финансовая
поддержка 1592 организациям, находившимся
в сложном финансово-
Вместе с тем к концу 2009 года не удалось в полной мере стабилизировать ситуацию на рынке труда Калужской области. В период с начала декабря 2009 по конец февраля 2010 года численность безработных увеличилась с 6856 человек до 8708 человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,2% до 1,59% от численности экономически активного населения. В дальнейшем происходит медленный спад этих показателей, и на конец июня 2010 года численность безработных сократилась до значения около 7 тыс. человек (уровень безработицы - 1,25%).
Ситуация с безработицей в Калужской области к концу 2010 года улучшилась, что обусловлено как позитивными изменениями в экономике, так и реализацией региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 28.12.2009 N 568 (далее - дополнительные мероприятия).
По предварительным данным итогов обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2010г. составила 553,6 тыс. человек (55,3% от общей численности населения области). В числе экономически активного населения – 517,5 тыс. человек (93,5%) заняты в экономике, 36,1 тыс. человек (6,5%) - не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. По оценке, женщины составляли 50,3% занятых в экономике и 58,6% безработных.
В государственные учреждения службы занятости населения области в поиске подходящей работы в декабре 2010г. обратилось 2,2 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью. В качестве безработных было зарегистрировано 1295 человек.
К концу декабря 2010г. на учете состояло 6,5 тыс. граждан незанятых трудовой деятельностью, из них 5,4 тыс. (83,1%) имели статус безработного, из которых 4,9 тыс. получали пособие по безработице. Среди безработных, которым было назначено пособие по безработице, 36,4% граждан получали его в минимальном размере.
Всего за 2010г. в органы государственной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 34,3 тыс. граждан, из них 50,9% составляли женщины, 47,1% - молодежь в возрасте 14-29 лет, 19,2% - несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет. Безработными было признано 16,3 тыс. человек.
Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям (на конец декабря 2010 год) (рис. 9).
Рис. 9. Распределение численности граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по отдельным категориям
За 2010г. численность трудоустроенных граждан составила 24,7 тыс. человек или 70,8% от числа снятых с учета в органах службы занятости (2009г. – 75,1%). Численность трудоустроенных безработных составила 11,4 тыс. человек или 62,1% от числа безработных, снятых с учета (2009г. – 63,3%).
Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости рисунок 10.
Рис. 10. Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
На конец 2010г. заявленная организациями потребность в работниках составляла 7,2 тыс. свободных мест (вакантных должностей), 65% которых составляли места рабочих профессий.
Нагрузка незанятого населения в органах службы занятости на одну заявленную вакансию в конце 2010г. составляла 0,9 человека.
В течение 2010г. снято с учета 34,9 тыс. человек, в том числе 18,3 тыс. безработных. На профессиональное обучение направлено 1586 человек (88,2% к 2009 году). В общественных оплачиваемых работах в 2010г. принимало участие 1,8 тыс. человек (2009 г. – 31,8 тыс. чел.). По предложению органов службы занятости, досрочно назначена трудовая пенсия 134 безработным.
Таким образом, мероприятия по борьбе с безработице на региональном уровне преследовали стратегические и тактические цели. Среди них можно назвать следующие:
– устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;
– подготовка и переподготовка рабочей силы;
– поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;
– расширение диапазона общественных работ;
– государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.
В период преодоления последствий экономического кризиса сдержать рост безработицы в регионе помогла региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда области в 2010 году
В рамках указанной программы была реализована организация общественных работ, опережающее обучение специалистов, стажировка выпускников учреждений профессионального образования, оказано содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости.
Информация о работе Безработица и ее социально-экономические последствия