Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:56, реферат
Бюджетные учреждения — учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов.
К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения. Поскольку понятие «бюджетное учреждение» подразумевает использование средств бюджетов, поэтому и определения «бюджетного учреждения» следует искать в публичном праве, а именно – в бюджетном.
Раздел 1.
Бюджетная система Российской Федерации.
Бюджетные учреждения —
учреждения, финансируемые преимущественно
или целиком из средств государственного
и местного бюджетов.
К таким организациям относятся органы
управления, армия, суды, прокуратура, многие
учреждения социально-культурной сферы,
науки, образования, здравоохранения.
Поскольку понятие «бюджетное учреждение»
подразумевает использование средств
бюджетов, поэтому и определения «бюджетного
учреждения» следует искать в публичном
праве, а именно – в бюджетном.
Согласно статьи
6 Бюджетного кодекса Российской Федерации
под бюджетным учреждением
Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Т.е. такая деятельность может быть факультативной, а не основной.
Бюджетное учреждение можно характеризовать по следующим признакам:
1. Бюджетное
учреждение – это
2. Бюджетное
учреждение юридически по
3. Учредителем
бюджетного учреждения
4. Финансирование
основной деятельности
Следовательно, бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, находясь при этом в ведении определенных главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.
Доходы – это поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех средств, которые являются источниками финансирования его дефицита).
Муниципальное медицинское учреждение Детский санаторий «Здоровье» оказывает санаторно-курортную помощь, правовое обоснование лицензия на оказание медицинских услуг.
Источниками формирования доходов бюджетного учреждения являются: поступления денежных средств из местного бюджета, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходы от продажи услуг, безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, гранты, премии, добровольные пожертвования (см. Приложение 2).
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение
натуральных показателей
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе
которых лежат средние
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
• сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);
2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);
3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
4) производственные показатели учреждения;
5) расчеты и
обоснования расходов и
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
• контроль за
эффективным и экономным
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
Финансирование бюджетных организаций ведется по специально утверждаемым для них сметам. В этом состоит порядок. Бюджетная смета расходов - это особая форма финансового плана, определяющая объем и целевое направление использования средств для содержания организаций или проведения каких-либо мероприятий. До недавнего времени бюджетные организации, как правило, не имели собственных расходов. Поэтому в бюджетных сметах показывались только расходы учреждений, тем самым фиксировался односторонний характер финансовых отношений. С переходом на рыночные отношения у бюджетных организаций появились собственные доходы, которые теперь учитываются в приходно-расходных сметах.
Сметное планирование и финансирование строится на принципах:
-научности -
использование системы научных
методов (нормативный,
- непрерывности и комплексности планирования - предполагают прогнозирование и планирование в различных аспектах: временном, территориальном и др.
- демократического
централизма - призван обеспечить
органическое сочетание
Сметное планирование складывается из двух процессов: движения прогнозов, проектов заявок снизу вверх и утверждения планов сверху вниз. Принятие любой сметы в обязательном порядке требует согласования, уточнения и утверждении вышестоящей организацией и финансовым органом. Сметное планирование имеет строго целевое назначение по характеру расходов согласно статьям и видам бюджетной классификации (оплата труда, социальные начисления, питание, трансферты и т.д.). Несмотря на наличие внебюджетных доходов, в смету должны включаться все расходы, необходимые для нормального функционирования организаций.
Сметы различают
по уровню обобщения затрат согласно задачам сметного планирования
и финансирования административно-
В финансово-бюджетном хозяйстве используются:
- индивидуальные сметы учреждений;
- общие сметы расходов;
- сметы расходов
на централизованные мероприяти
- сводные сметы.
Сметы бюджетных организаций утверждаются на бюджетный (календарный) год и выражают годовой свод расходов по статьям затрат. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат. В них указываются основные показатели деятельности учреждений: количество учащихся, классов, коек и т.д. на начало года, конец года и в среднегодовом исчислении.
Сметы рассматриваются и утверждаются главными распорядителями (руководителями соответствующих отделов, управлений, департаментов, ведомств и министерств). Только утвержденная смета становится финансовым планом, определяющим размеры финансирования и позволяющим руководителям организаций делать затраты с учетом фактического выполнения показателей деятельности.
Основу сметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определения расходов. Нормирование позволяет: