Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:38, реферат
Актуальность исследования бюджетного дефицита и источников его финансирования заключается в значении, которое играет дефицит и его состояние в обеспечении сбалансированности и стабильности финансовой системы страны, и даже в ее положении на международной арене. Показатель дефицита бюджета является одним из основных макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость страны. Поэтому необходимо научное осмысление и новые подходы к правовому регулированию такой сложной сферы общественных отношений, какой является бюджетный дефицит и источники его покрытия.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Особенности правового регулирования бюджетного дефицита в системе бюджетного процесса ......4
2. Сущность бюджетного дефицита...................................................................7
3. Источники финансирования дефицита бюджета................................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................15
Несмотря на то, что дефицит бюджета является одним из трех необходимых основных параметров при составлении, утверждении и исполнении бюджета, российским законодательством предусмотрено, что субъекты бюджетного процесса в процессе осуществления бюджетных полномочий должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Необходимость бюджетного дефицита научным сообществом обосновывается его положительным влиянием на экономику. Комягин Д..Л. в публикации «Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина» отмечает: «Первоначально (до конца XIX века) правильной формулой баланса бюджета считалось его "золотое сечение", то есть равенство доходов и расходов: Р = Д. Новые экономические концепции (часто связанные с воззрениями Дж. Кейнса) изменили такой подход. Небольшой дефицит бюджета стал считаться полезным для развития экономики»3.
Из вышеизложенного следует
вывод, что сущность дефицита бюджета
заключается в том, что он играет
роль средства для обеспечения
3. Источники
финансирования дефицита
В современных условиях сбалансированность бюджета можно выразить формулой:
Рб = Дб +/- ИФд,
Где Рб – расходы бюджета;
Дб – доходы бюджета;
ИФд - источники финансирования дефицита бюджета.
Угрозу для сбалансированности представляет установление новых расходов бюджета в ходе исполнения бюджета при его корректировке без указания источников их покрытия.
Современная формула сбалансированности бюджета помимо идеи постоянного дефицита бюджета имеет в своей основе сбалансированность показателей источников финансирования дефицита бюджета.
Показатели источников
финансирования дефицита бюджета могут
иметь как положительное
Перечень источников финансирования бюджетов всех уровней перечислен в статье 94 Бюджетного кодекса Они подразделяются на источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов.
Источники финансирования
дефицита федерального бюджета на 2013
год утверждены в приложении 43 к Федеральному
закону «О федеральном бюджете на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов». В
соответствии с данным приложением
общий объем источников финансирования
дефицита федерального бюджета
составил 521 414 553,7 тыс. рублей, в том
числе источники внутреннего
финансирования дефицита
федерального бюджета 469 319 661,3 тыс. рублей,
источники внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета
Бюджетным кодексом определена зависимость предельных размеров дефицита бюджета для субъектов РФ и муниципальных образований от состава источников финансирования дефицита.
Бюджетным кодексом РФ устанавливаются конкретные предельные размеры дефицита бюджета для субъектов РФ и муниципальных образований. Однако, положениями ст. 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены случаи превышения ограничений размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера дефицита местного бюджета. Эти случаи связываются с наличием в составе источников финансирования бюджета определенных особенностей.
Так, в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета может превысить установленные Бюджетным кодексом ограничения.
Здесь следует отметить, что практика применения данных положений показала недостаточную их проработанность. Исполнители бюджетного процесса отмечают: «… применение указанных особенностей не соответствует экономической сущности данной нормы, поскольку планирование и исполнение бюджета по одному из указанных источников финансирования дефицита бюджета осуществляются независимо от планирования и исполнения бюджета по другому» 5.
Поэтому в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации дало разъяснения, что до принятия законопроекта о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс допускается превышение ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в случае утверждения в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) как только одного из указанных параметров, так и их суммы.
Приведенные данные позволяют сделать вывод: развитие бюджетной системы не закончило до настоящего времени свою эволюцию. Требуется дальнейшее конструктивное совершенствование бюджетного законодательства, в том числе, направленное на регулирование вопросов, связанных с бюджетным дефицитом и источниками его финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании исследованы вопросы, связанные с бюджетным дефицитом и уточниками его финансирования.
В ходе исследования рассмотрены
особенности правового
Вопрос бюджетного дефицита волнует большинство государств мира. Одной из приоритетных целей государственных заимствований является покрытие бюджетного дефицита. Современные условия функционирования экономики страны ставят перед необходимостью соблюдения принципа инвестиционной ориентированности бюджетных средств, который состоит в том, что заемные средства, которые идут на покрытие бюджетного дефицита и на увеличение сбалансированности государственного бюджета, должны носить инвестиционный характер.
По итогам исследования сделаны выводы:
- сущность дефицита бюджета
заключается в том, что он
играет роль средства для
- фактором, влияющим на размер
дефицита бюджета является
- развитие бюджетной
системы не закончило до
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. N 2. С. 16 - 21.
2 Актуальные новости от 13.04.2009г. Редакционный материал // «Налоги» (газета), 2009, N 16 {КонсультантПлюс}
3 Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // «Реформы и право», 2012, N 4 {КонсультантПлюс}
4 Комягин Д.Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // «Реформы и право», 2012, N 4 {КонсультантПлюс}
5 Письмо Минфина России от 09.04.2013 N 02-04-11/11661 «О порядке применения положений ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ в части превышения ограничений размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера дефицита местного бюджета»
Информация о работе Бюджетный дифицит и источники его финансирования в современных условиях