Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:01, реферат
Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка
Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.
В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.
Законом намечены основные цели и
направления валютного
С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991– начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999.
Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.
Распад СССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики и валютной как ее составляющей. В связи с этим, а также учитывая, что многие положения 3акона СССР «О валютном регулировании» фактически (но не юридически) перестали действовать (например, статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19 Закона), весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.
Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования.
Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.
Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, переложив на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы актуальностью, взвешенностью, качеством подготовки и, главное, соответствием реалиям хозяйственной жизни в Российской Федерации.
Параграф 2. Современный валютный рынок в России
Инфраструктура российского валютного рынка.
Инфраструктура российского валютного рынка продолжает находиться в процессе формирования. К настоящему времени единый валютный рынок еще не сложился, наряду с московским продолжают действовать региональные рынки, имеющие устойчивый круг участников и специфические интересы. Помимо ММВБ были образованы Санкт-Петербургская, Уральская, Сибирская, Азиатско-тихоокеанская, Ростовская, Самарская, Нижегородская валютные биржи. Все они действуют по сути автономно и не связаны между собой единой коммуникационной сетью. Объем торгов на региональных биржах относительно невелик. Торги проводятся в разное время, и устанавливающийся здесь курс российского рубля слабо отражает совокупный в масштабах страны спрос и предложение на валюту.
Бесспорное лидерство ММВБ. На ее долю приходится более 70% российского биржевого оборота по доллару США.
Существующая в России множественность валютных бирж, несмотря на то, что развитие региональных валютных рынков имеет пока достаточно устойчивый характер, - явление временное. С развитием систем коммуникаций и межрегиональных расчетов объединение валютных бирж в масштабе страны станет объективной необходимостью. Предпосылки для этого уже создаются. ММВБ направляет значительные средства на развитие инфраструктуры. Она сформировала собственную сеть, включающую множество региональных торговых площадок и способную решать общенациональные задачи. Вместе с тем региональные валютные биржи постепенно превращаются в комплексные финансовые центры соответствующих регионов, а валютный сектор занимает вес меньше места в их работе.
Валютная структура рынка на настоящий момент.
Говоря о валютной структуре рынка следует отметить ведущие позиции на нем доллара США. В операциях, проводимых на валютных биржах, его доля в 1995 году превысила 90%; операции с немецкой маркой составляли 8%, тогда как удельный вес финской марки, японской йены, французского франка, английского фунта стерлингов был незначителен.
Американский доллар - ведущая валюта на валютном рынке России, и торги по нему проводят все валютные биржи страны. На большинстве из них проводятся торги и по немецкой марке. Финская марка котируется только Санкт-Петербургской валютной биржей (обслуживает приграничную торговлю, «челноков» и туристов). Что касается японской йены, то торги по ней проводит Азиатско-Тихоокеанская валютная биржа и одним из крупнейших покупателей японской валюты выступает Банк России. Учитывая «засилие» доллара важной проблемой является диверсификация валютной структуры валютного рынка России. Если при закупках импортных товаров используется сравнительно широкий состав валют, то российский экспорт в этом плане находится в худшей ситуации. Расширении круга конвертируемых валют сдерживается спецификой структуры российского экспорта, где преобладают так называемые долларовые товары, то есть сырьевые товары, оплаченные в долларах США.
Перспективы развития валютного рынка в России.
Дальнейшее
развитие валютного рынка страны
определяется именно состоянием внебиржевого
валютного рынка и в
Следует подчеркнуть, что на внебиржевом валютном рынке проводятся операции с валютами, которые не котируются на валютных биржах, «внедряются» опционные и фьючерсные сделки, а также операции, сочетающие безналичный и наличный обороты. Развитие внебиржевого рынка, который действует параллельно биржевому, приводит к обострению конкуренции с валютными биржами.
Необходимо отметить и возможность внедрения на рынок России валют стран Восточной и Центральной Европы, учитывая их многолетние и устойчивые хозяйственные связи с бывшими государствами-членами СЭВ. Однако в этом вопросе имеются такие серьезные препятствия, как неурегулированность проблемы задолженности России ряду стран, существование административных инструментов регулирования внешней торговли, высокие темпы роста инфляции в нашей стране, низка я конкурентоспособность российских товаров, финансовая нестабильность, замедленность темпов внутриэкономических преобразований в России.
В перспективе ожидается дальнейший рост объема операций на биржевом и внебиржевом рынках. Состояние валютного рынка России во многом будет определяться положением рынка ГКО и кредитного рынка, а также финансово-кредитной политикой правительства и валютно-финансовых органов.
заключение
Международная валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется взаимный платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. Основными конструктивными элементами МВС являются мировой денежный товар и международная ликвидность, валютный курс, валютные рынки, международные валютно-финансовые организации и межгосударственные договоренности.
Последовательно
существовали и сменяли друг друга
три мировые валютные системы. Первая
из них система “золотого
Основу второй, Бреттон-Вудской валютной системы, составляли твердые обменные курсы валют стран-участниц по отношению к курсу ведущей валюты; курс ведущей валюты доллара США фиксировался к золоту; центральные банки стран-участниц обязались поддерживать стабильный курс валют к доллару США с помощью валютных интервенций.
Третья, Ямайская, валютная система основана на плавающих обменных курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбирать фиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса.
Основной
категорией в международных валютно-
Конъюнктурные
факторы изменения валютного
курса могут значительно
Мерами государственного воздействия на величину валютного курса являются валютные интервенции, дисконтная политика и протекционистские меры. Наиболее действенным методом воздействия выступают валютные интервенции операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против основных ведущих валют мира.
Манипулирование с валютным курсом может оказать влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.
Государственная стабилизационная политика должна учитывать способ фиксации валютного курса. Так как от этого зависит все дальнейшее поведение национальной валютной системы, а следовательно и развитие мировой валютной системы в целом.
Подводя итог исследованию валютной системы вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: становление рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.