Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 18:37, контрольная работа
В условиях товарного производства каждое предприятие функционирует как относительно обособленная хозяйственная единица, производящая и реализующая товары. В связи с этим финансы предприятий представляют собой обособленное звено финансов государства. Однако все кругообороты фондов отдельных предприятий взаимосвязаны, обусловливают друг друга. Движение доходов происходит при посредстве денег. Циклический характер производства предопределяет возникновение временно свободных денежных средств у одних и дефицит таких средств у других, т.е. создаются предпосылки для их перераспределения между участниками общественного воспроизводства.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнил:
Студент 2 курса
4 семестр
Лавриненко Ольга Сергеевна
г.Тюмень, 2013 г.
Финансы и кредит
В условиях товарного производства каждое предприятие функционирует как относительно обособленная хозяйственная единица, производящая и реализующая товары. В связи с этим финансы предприятий представляют собой обособленное звено финансов государства. Однако все кругообороты фондов отдельных предприятий взаимосвязаны, обусловливают друг друга. Движение доходов происходит при посредстве денег. Циклический характер производства предопределяет возникновение временно свободных денежных средств у одних и дефицит таких средств у других, т.е. создаются предпосылки для их перераспределения между участниками общественного воспроизводства. Но это распределение иного, не финансового рода. Тем не менее, у финансов и кредита общая экономическая природа. Их основой являются товарно-денежные отношения, они выражают движение стоимости в ее денежной форме, посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств, в кругообороте фонда предприятия собственные и кредитные деньги не персонифицируются.
И финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит перераспределение ВВП и НД в межтерриториальном и межотраслевом разрезах. В процессе функционирования финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства, предприятий, банков и т.д.
Рассмотрим взаимосвязь между, финансами и кредитом применительно к плате за кредит. Банк за предоставление ссуды взимает с заемщика плату в виде процента. Источником процента за кредит в одних случаях выступает прибыль, в других - расходы относятся на себестоимость продукции. Но в конечном счете эти расходы сказываются на размере прибыли заемщика.
Значительная часть накоплений в народном хозяйстве выступает в форме финансовых ресурсов, используемых через бюджет и другие звенья финансовой системы для расширения производства и прироста оборотных средств. Однако в таком порядке используются только те ресурсы, которые могут быть изъяты у предприятия безвозмездно или на длительный срок. Наряду с этим, у предприятий имеются другие денежные ресурсы, которые в данный момент не используются и могут быть использованы как кредитные ресурсы. Определенный удельный вес в кредитных ресурсах составляют и бюджетные средства.
Поскольку на каждом отдельном предприятии кругооборот фондов начинается с кругооборота средств в денежной форме, то свободные денежные средства должны быть превращены в дополнительные фонды в денежной форме и направлены субъектам хозяйствования для расширения их основных фондов и пополнения оборотных средств.
Развитие кредита в значительной мере определяется существующими финансовыми отношениями. Так, например, размер кредитных ресурсов, направляемых в АПК, зависит от взаимоотношений сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий с бюджетом через механизмы налогообложения и ценообразования. Потребность в кредитах будет меньшей, если значительная часть чистого дохода будет оставаться в распоряжении хозяйств, а не изыматься в бюджет, а также в том случае, если цены обеспечивают им возмещение понесенных затрат и нормальную норму прибыли.
Таким образом, участвуя в распределении созданного ВВП и НД в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга. Функционирование финансов является основой для создания кредитных ресурсов, в то же время функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
Наличие общих черт у финансов и кредита не исключает различий между ними, что обусловлено их участием в распределительном процессе, их местом в системе производственных отношений.
Кредит продолжает распределение стоимости, начатое ценой, заработной платой, финансами. Необходимость продолжения распределения стоимости вызвана появлением временно свободных средств и задачами их вовлечения в кругооборот. Участие финансов и кредита в распределении различное. Финансы участвуют в первичном и вторичном распределении стоимости, кредит только в перераспределении. Во-вторых, кредит - это возвратные средства, что означает двухстороннее движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно. Для финансов характерно одностороннее движение стоимости. В-третьих, есть различия в источниках формирования финансовых и кредитных ресурсов. Финансовые ресурсы отражают процесс образования, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. В этот процесс, наряду с собственными средствами субъектов хозяйствования вовлекаются привлеченные, в том числе кредит. В-четвертых, кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов и доходов населения. И наконец, движение финансовых ресурсов сопровождается сменой собственника, кредит не предполагает такой смены, так как кредитор остается собственником средств, переданных на время в пользование заемщика.
Финансы и цена
В достижении высоких конечных народнохозяйственных результатов, обеспечении сбалансированности экономики, усилении действенности экономических рычагов и стимулов важное значение имеет согласованность финансовой и ценовой политики государства. Для этого необходимо выяснить особенности взаимодействия цен и финансов и определить области преимущественного использования каждого экономического инструмента. Цена есть основа и начало распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости. Финансы такой всеобъемлемостью не обладают.
Цена предопределяет всю совокупность макроэкономических показателей, так как государство и рынок "просчитывают" ВВП, НД, прибыль, добавленную стоимость в стоимостном выражении, а цена, как известно, есть денежное выражение стоимости. Цена позволяет количественно определить размер финансовых ресурсов, так как одним из элементов цены является чистый доход, являющийся объектом финансового распределения. Если через цены происходит первичное распределение стоимости ВВП, то через финансы происходит распределение части стоимости ВВП: чистого дохода. Однако и совокупность распределительных и перераспределительных отношений, присущих финансам, так же реализуется через цену и ее структурообразующие элементы: налоги, амортизацию, начисления на заработную плату, страхование, находящие выражение в себестоимости и прибыли. Таким образом, механизм ценообразования объективно включается в систему финансовых отношений как форма их проявления.
Под влиянием цен происходит в основном формирование стоимостных пропорций первичного распределения ВВП и НД. Вместе с тем через механизм отклонения цен товаров от их стоимости цены используются и для перераспределения НД. Однако их влияние на процессы перераспределения ограниченно, поскольку зависит от реализации товаров. Поэтому финансы являются более универсальным и гибким средством перераспределения, чем цены, поскольку на их основе осуществляется безвозмездное перераспределение ресурсов из одного звена хозяйственной системы в другое.
Теснейшая взаимосвязь финансов и цены предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма, однако и финансы способны оказывать на цены определенное воздействие. Так, при уменьшении или увеличении размера налоговых ставок происходит соответствующая корректировка цены. Возьмем банальный пример. В цене на водку 80 процентов составляет акциз. Значит, путем изменения ставки можно воздействовать на цену водки. От цены зависит реализация этого любимого народом напитка, а следовательно, и доходы государства.
Цена и финансы являются важнейшими инструментами регулирования экономики. Во многих странах государство компенсирует производителям потери в связи со своим вмешательством в ценообразование. Интересен в этом отношении опыт США, где с помощью государственного регулирования цен, займов и бюджетных ассигнования поддерживается стабильность сельскохозяйственного сектора и вместе с рынком достигается сбалансированность спроса и предложения на зерно и хлопок.
Министерство сельского хозяйства США разрабатывает на каждый год программу. В ней указана цена на зерно, которую министерство готово уплатить фермерам. Фермеры решают, участвовать или не участвовать в программе. Фермер, согласившийся участвовать в программе, получает от министерства как займ всю стоимость будущего урожая по указанной цене. Если осенью рыночные цены окажутся выше цен программы, фермер может продать зерно на рынке, выплатить займ с процентами. Если рыночные цены которых часть доходов населения привлекается в порядке распределения и перераспределения для формирования финансовых ресурсов государства. Конкретными формами привлечения доходов населения выступают налоги с населения, платежи обязательного и добровольного страхования; некоторые другие каналы мобилизации средств населения.
Таким образом, платежи населения в финансовую систему оказывают влияние на доходы населения, величину его платежеспособного спроса, с одной стороны, и на доходы бюджета - с другой.
Имея определенные схожие родовые признаки, финансы и заработная плата вместе с тем существенно различаются. Во-первых, заработная плата является источником формирования индивидуальных денежных фондов, финансы - государственных денежных фондов. Во-вторых, сфера действия финансов в распределительных отношениях шире, чем заработной платы. В-третьих, заработная плата привязана к количеству и качеству труда, финансы такой предопределенности не имеют. В-четвертых, заработная плата участвует в воспроизводстве индивидуальной рабочей силы, посредством же финансов осуществляется воспроизводство рабочей силы в общегосударственном масштабе.
Финансы и экономические законы
Для понимания сущности финансов и возможностей их использования как инструмента воздействия на экономику необходимо проанализировать их взаимоотношения не только с другими распределительными категориями, но и с экономическими законами.
Экономические законы определяются как необходимые, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи, внутренне присущие экономическим отношениям. Финансы, как уже было выяснено, являются распределительной категорией, участвующей в процессе общественного воспроизводства, т.е. есть все основания, исходя из этой посылки, говорить о взаимосвязи финансов и экономических законов. Но при этом следует сразу отметить, что финансы отражают более широкий круг отношений, чем экономические законы, в которых воплощены наиболее существенные черты производственных отношений.
Прежде чем перейти к характеристике взаимоотношений финансов с экономическими законами, представляется необходимым сделать следующее замечание. Социалистическая экономическая наука содержала указания на следующие, присущие социалистической формации экономические законы: основной экономический закон; закон планомерного, пропорционального развития; закон стоимости; закон распределения по труду; закон денежного обращения. Из приведенного перечня экономических законов два - закон стоимости и закон денежного обращения являются общеинформационными законами. Поэтому остановимся именно на связи финансов с указанными законами.
Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления ВВП. Поскольку финансовые отношения представляют собой систему денежных отношений, то можно считать, что закон стоимости в обобщающем виде характеризует закономерности финансовых отношений.
Закон стоимости определяет
общественно необходимые
Главная функция закона
стоимости состоит в
В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости - эквивалентность обмена. На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.
Эквивалентность предъявляет также определение требования и к бюджетным отношениям, являющимся частью финансовых отношений. Бюджетные ассигнования на развитие производственной сферы подчиняются тем же законам, что и собственные средства: они возмещаются через кругооборот основных доходов и обеспечивают определенную рентабельность.
Закон стоимости диктует необходимость соблюдения определенных соотношений при распределении фонда потребления. Из закона стоимости вытекает целесообразность ограничения предоставления дотаций, потому что в масштабах всего общества это обязательно связано с предварительным получением из производственной сферы или из других источников соответствующих средств. Дотации, устанавливаемые по товарам, создаваемым в производственной сфере, свидетельствуют о том, что часть затрат не учтена и не нашла отражения в ценах конечной реализации этих товаров. В результате в процессе потребления этих товаров не принимается во внимание их реальная стоимость. Возникает необоснованная дешевизна, что ведет к отрыву спроса и потребления этих товаров от достигнутого объема их производства.
Информация о работе Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями