Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:21, реферат
В работе предпринята попытка шире взглянуть на названную проблему с целью выйти за рамки исключительно макроэкономического анализа. Последний должен стать основой для постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, что, в свою очередь, позволит правильно построить единую систему управления государственными пассивами. Логическим завершением этой цепочки будет создание соответствующей полной и непротиворечивой законодательной базы. При подобном подходе чисто экономические задачи тесно переплетаются с задачами теории управления и финансового права.
4. Отсутствует средне-
и долгосрочное планирование, в
том числе при подготовке
5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет), что произойдет не ранее, чем через два-три года. Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
6. Понятия внутреннего
и внешнего долга постепенно
смыкаются. Этот процесс
Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.
1. Принципиально разные
правовые и экономические
2. Серьезная проблема,
связанная с долгом бывшего
СССР, обусловлена той ролью,
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.
Структура и объем государственного внешнего долга (млрд. долл. США)
Код |
1.01.96 |
1.01.97 |
1.01.98 | |
010 |
Внешний долг бывшего СССР, принятый на себя РФ, в том числе по кредитам, полученным от: |
103 |
102,3 |
103,2 |
011 |
правительств иностранных |
62,6 |
62,2 |
62,3 |
012 |
иностранных коммерческих банков и фирм |
40,4 |
62,1 |
40,9 |
020 |
Внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: |
17,4 |
25,1 |
33 |
021 |
международных финансовых организаций |
11,4 |
15,8 |
20,5 |
022 |
правительств иностранных государств |
6 |
9 |
10,9 |
023 |
иностранных коммерческих банков и фирм |
0 |
0,3 |
1,6 |
Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)
Код |
1.01.96 |
1.01.97 |
1.01.98 | |
001 |
Целевой заем 1990 г. |
650 |
2300 |
1000 |
002 |
Целевые вклады и чеки на автомобили |
150 |
3000 |
2800 |
006 |
Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г. |
63 |
63 |
|
007 |
Государственный республиканский внутренний заем 1991 г. |
80 |
79 |
79 |
010 |
Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР |
335 |
335 |
335 |
011 |
Государственный заем 1992 г. |
322 |
55 |
70 |
012 |
Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам |
61025 |
59650 |
64811 |
013 |
государственные казначейские обязательства |
7348 |
12 |
|
014 |
Золотые сертификаты |
1000 |
||
016 |
Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский вексель |
5040 |
4480 |
3920 |
017 |
Задолженность по централизованным кредитам
и начисленным процентам |
25000 |
25000 |
25000 |
018 |
Государственные казначейские обязательства |
65677 |
203600 |
266000 |
019 |
Государственные гарантии |
9200 |
18000 |
80000 |
020 |
Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в векселя Минфина РФ |
1745 |
||
021 |
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами |
560 |
560 | |
022 |
Задолженность по финансированию затрат
на оформление мобилизационного резерва,
переоформленная в вексель |
1941 |
2189 |
1993 |
023 |
Облигации федеральных займов |
10913 |
33500 |
72000 |
024 |
Государственный сберегательный заем |
3000 |
8000 |
12000 |
025 |
государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств |
25000 | ||
026 |
ОФЗ с постоянным купонным доходом |
10000 |
100000 | |
027 |
Индексация вкладов |
100000 | ||
028 |
Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ |
2407 | ||
029 |
Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий |
5000 |
7799 | |
030 |
Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по предоставленным коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг. |
12000 | ||
Итого объем государственного внутреннего долга |
196745 |
372570 |
687776 | |
Государственный внутренний валютный заем |
35352 |
61777 |
69000 |
График платежей по обслуживанию внешнего долга по состоянию на 01.10 96 (млрд. долл. США)
Код |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
основная сумма долга |
2,73 |
1,42 |
3,00 |
6,06 |
4,88 |
3,75 | |
010 |
Внешний долг бывшего СССР |
1,15 |
0,12 |
0,20 |
1,56 |
1,59 |
1,30 |
020 |
Внешний долг РФ |
1,58 |
1,30 |
2,80 |
4,50 |
3,29 |
2,45 |
Процентные платежи |
5,44 |
6,09 |
6,03 |
6,16 |
6,19 |
6,59 | |
010 |
Внешний долг бывшего СССР |
4,52 |
5,07 |
5,08 |
5,40 |
5,64 |
6,15 |
020 |
Внешний долг РФ |
0,92 |
1,02 |
0,95 |
0,76 |
0,55 |
0,44 |
Борисов С. М. «Внешние долги России», «Деньги и кредит» №2, 1997
Буткевич В. «Долги растут , а погасить их нечем», «Экономика и Жизнь» №44, 1997
Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 1997
Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997
Петров П. А. «Неплатежи
как зеркало больной экономики»
Попов В. «Как разорвать долговую петлю», «Экономика и Жизнь» №7, 1997
Романенко Л. М. «Еще раз о неплатежах», «Финансы» №4, 1998
Титков В. «Стабилизация и управление государственным долгом России», «Вопросы экономики» №12, 1997
Шмелев Н. «Неплатежи - проблема № 1 российской экономики», «Вопросы экономики» №4, 1997
1 К этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.
2 Сегодня очевидно, что эту сумму необходимо увеличить как минимум на 60 трлн. руб., поскольку объем ГКО, уже находящихся в обращении, на 40 трлн. руб. превысил утвержденные показатели 1996 г., а объем выданных гарантий оказался на 10 трлн. руб. больше запланированного. Государственный внутренний долг разбит на две категории: долговые обязательства правительства (530 трлн. руб.) и целевые долговые обязательства в размере 30 млрд. долговых рублей (100 трлн. руб., см. табл. 2, код 027)
Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг РФ