Возникновение финансов и развитие науки о финансах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

Наука о финансах — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства. Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя обстоятельствами: а) наличием государства; б) развитием товарно-денежных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_teoria_finansov.doc

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Главной чертой ссудного капитала как экономической  категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации специфического качества данного капитала — способности приносить прибыль в виде процента.

Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.

Особенностью  ссудного капитала и его отличием от промышленного и торгового капитала является передача во временное пользование другому собственнику с целью получения процента (части дохода).

11.Денежные  доходы и сбережения населения  в системе финансовых ресурсов.

Формирование  и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами и динамикой доходов населения, а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед обществом. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и исполь зования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержания нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.


Государство оказывает влияние на уровень доходов населения, во-первых, через выполнение специфических функций контроля за выплатой заработной платы, организацию сбережений и страхования населения, во-вторых — посредством перераспределения аккумулируемых доходов. Финансовые органы принимают непосредственное участие в разработке документов, нормирующих порядок, процедуру и уровень различных форм воздействия на доходы. Наиболее типичная из данных форм — бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственное значение и гарантируются Конституцией Республики Беларусь (затраты на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование). Источником в этом случае могут быть исключительно бюджетные средства. Ряд потребностей удовлетворяются за счет общегосударственных средств частично, а именно нормированно (потребности, связанные с отдыхом и охраной здоровья, некоторые потребности жилищно-коммунального хозяйства и др.). Есть потребности, которые удовлетворяются за счет специальных фондов, формируемых из средств предприятий, организаций или самих работников и населения.

Бюджетные средства используются в форме ассигнований либо дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие услуги населению бесплатно или в льготном порядке (образование, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).

Для того чтобы  смягчить потери населения в условиях перехода к рынку, в бюджете заложена значительная доля расходов, косвенно влияющая на доходы населения. Она выступает в форме надбавок к закупочным ценам, субсидий сельскохозяйственным предприятиям, компенсаций за горюче-смазочные материалы и др.

Большое воздействие  на доходы населения оказывают банковские учреждения. Ссуды на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно влияют на доходы населения, увеличивая их, несмотря на то, что кредитные отношения между банками и населением носят возвратный характер.

В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса значительное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.

Сбережения  населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом конкретном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов.

Рациональные  мотивы образования сбережений населения можно подразделить на три группы:

  1. стремление обеспечить себя в будущем (например, после выхода сберегателя на пенсию);
  2. создание дополнительных средств для улучшения жизни детей, родственников и др.;
  3. образование резерва для непредвиденных потребностей.

Сбережения  населения первой группы обычно имеют форму вкладов в сбербанки, облигаций государственных займов, в меньшей мере — заключения договоров по смешанному страхованию жизни. Для целей второй и третьей групп, как правило, сбережения создаются в виде договоров страхования, срочных вкладов в сбербанки и облигаций государственного займа.

Специфика личных сбережений населения позволяет  использовать их прирост для финансирования инвестиционных расходов в рамках государственного бюджета. Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, и это не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк.

12.Использование  страхового фонда как источника  финансовых ресурсов государства. В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.

Страхование — система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использование для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.

Характерные черты страхования:

  • целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;
  • вероятностный характер отношений (заранее неизвестно, когда наступит событие, какой будет его сила и кого из страхователей оно затронет);
  • возвратность средств.

Страхование осуществляется в основном в денежной форме. Различаются: имущественное страхование, в качестве объекта рассматривающее всевозможные материальные ценности; личное страхование, при котором основу экономических отношений составляют события в жизни физических лиц; страхование ответственности, предметом которого служат возможные обязательства страхователя по возмещению ущерба (вреда) третьим лицом.

Страхование может проводиться в добровольном порядке — на основе соглашения сторон и в обязательном порядке — в соответствии с предписаниями законодательства. Особыми формами страхования являются перестрахование и сострахование, позволяющие распределять и перераспределять крупные риски между многими страховыми организациями.

В СССР страхование  осуществлялось на основе государственной монополии и в своем развитии отставало от мировой практики. До 1958 г. фонд государственного страхования оставался полностью централизованным, но затем страховое дело перешло в ведение союзных республик, и каждая из них создала свой фонд, опираясь на три формы:

  1. государственные (централизованные) средства;
  2. самострахование (создание децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях);
  3. страхование (за счет взносов отдельных хозяйств, населения).

В постсоветский  период источником централизованного страхового фонда стали общегосударственные ресурсы, накапливаемые в государственном бюджете в форме резервных фондов правительства, а также как суммы превышения доходов над расходами. Эти средства направляются на покрытие ущерба, нанесенного стихийными бедствиями или другими неблагоприятными явлениями.

При методе самострахования в пределах одного хозяйства или предприятия образуются обособленные фонды в натуральной и денежной формах. При наступлении страхового события (стихийное бедствие, несчастный случай и т.д.) они расходуются таким образом, что возмещение ущерба по существу не происходит, вместо этого осуществляется перемещение зарезервированных материальных или денежных средств в пределах одного предприятия.

В случае применения метода страхования фонд образуется за счет денежных взносов страхователей (предприятия, учреждения, отдельные граждане) и расходуется на строго определенные цели: возмещение убытков от стихийных бедствий и выплату страховых сумм. Причем обязательства выполняются только перед страхователями. Данный порядок соответствует действующему законодательству.

13.Взаимосвязь  финансов с экономическими законами.

Финансовая  наука изучает действие экономических  законов в сфере финансовых отношений, а также роль финансов в сознательном использовании этих законов.

Закон накопления непосредственно связан с распределением и перераспределением чистого дохода общества, от которого зависит рост национального богатства и который является основой наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Непосредственно этот закон находит проявление в национальном доходе и формах его выражения — фондах потребления и накопления. Через фонд потребления устанавливаются пропорции между отдельными частями дохода, идущими на удовлетворение потребностей работников сферы материального производства и непроизводственной сферы, а также нетрудоспособных членов общества. Накопление находит проявление в росте объектов производственных и непроизводственных фондов за счет инвестиций, воспроизводство которых осуществляется благодаря централизованным и децентрализованным денежным фондам, формируемым в основном за счет чистого дохода общества.

Таким образом, закон накопления выражает такие  экономические категории, как валовой внутренний продукт, национальный доход, чистый доход общества, фонды потребления и накопления, производственные и непроизводственные фонды, инвестиции, а также показатели, характеризующие эффективность их использования. Они выступают в денежной форме, отвечают всем условиям функционирования финансов и являются одной из форм обратного и активного воздействия финансов на экономику.

Закон распределения по труду определяет главные направления роста и совершенствования общественного производства на основе материальной заинтересованности, опираясь на такие экономические категории, как оплата по труду, расширенное воспроизводство рабочей силы.

Если оплата по труду, имея двойственный характер, обусловленный параллельным движением рабочей силы и ее денежной оценкой в форме оплаты по труду, выступает как процесс простого воспроизводства, то процесс расширенного воспроизводства рабочей силы осуществляется, как правило, за счет распределяемой и направляемой на эти цели части чистого дохода.

Денежные  отношения, связанные с распределением чистого дохода и направлением части его на расширенное воспроизводство рабочей силы в процессе производства, обусловлены финансовыми отношениями, которые отвечают основным признакам функционирования финансов и определяются активным влиянием финансов на процесс расширенного воспроизводства рабочей силы.

Закон стоимости (осевой закон) и многочисленные законы производства, распределения, обмена и потребления представляют единую систему. Наличие финансов как стоимостной категории обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Содержание финансов в основном выражается через закон стоимости и форму его отражения — цену, в составе которой находят проявление все формы первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Обратимся вновь к формуле

ВВП = С + V + M,

где М — материальная основа и главный признак функционирования финансов, выражаемый в форме чистого дохода.

Закон денежного обращения выражает необходимую и устойчивую взаимозависимость объемов денежной и товарной масс в обращении, уровня цен на товары и скорости оборота денежной единицы. Товарно-денежные отношения, как и финансы, — категория историческая, обусловленная появлением денег. Их развитие подчиняется закону денежного обращения.

Деньги опосредуют процессы учета общественно необходимых затрат, ценообразования. Денежная оценка широко используется при оценке общественного продукта и национального дохода, объемов товарной продукции, производственных фондов, инвестиций, фондов материального стимулирования и т.д.

14.Взаимосвязь  финансов и цены. Появление финансовых отношений связано с процессом первичного распределения стоимости на ее составляющие, экономическим инструментом и основой которого является цена. В ней изначально заложены и отражены основные элементы стоимости: фонд возмещения израсходованных средств производства (С), необходимый продукт (V) и прибавочный продукт (М). Уже в процессе производства государство или рынок определяют цену с учетом всех затрат. Фактически цена является количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, и именно на производственной стадии осуществляется стоимостное распределение в соответствии с основными элементами.

Информация о работе Возникновение финансов и развитие науки о финансах