Возникновение финансов и этапы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы в том, чтобы раскрыть сущность, функции финансов, этапы развития и их значение в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1) Раскрыть сущность и роль финансов в экономике;
2) Изучить предпосылки возникновения и этапы развития финансов;
3) Изучить функции финансов;
4) Изучить перспективы и проблемы развития финансовой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Возникновение финансов и этапы их развития…………..6
1.1. Сущность и роль финансов в экономике…………………………………6
1.2. Предпосылки возникновения этапы развития финансов………………...14
1.3. Функции финансов………………………………………………………….21
2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………….27
2.1. Финансовый механизм и его элементы……………………………………27
2.2. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения.32
2.3. Перспективы развития финансовой системы……………………………...40
Заключение…………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы ргсу.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Основными участниками  финансовых отношений являются5:

-государство;

-хозяйствующие субъекты;

-население.

Основные признаки государственных  финансов:

-денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

-субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

-в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

-регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

непосредственно между  хозяйствующими субъектами – производителями  и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

в сфере производства и обращения;

между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

в финансово- бюджетной  сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

в сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

- производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

- заемщика и инвестора на финансовом рынке;

- работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике  взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

- рынок товаров и услуг;

- рынок труда;

- финансовый рынок.

Все три рынка находятся  в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе  особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми  участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический  и социальный прогресс общества, различающиеся  между собой прежде всего по степени  государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием  и использованием национального  дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и  потребление и носят объективный  характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе6.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической  сущности финансы придают первоначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накапливает свое состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопления служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государства, но и регулятором производства, а также инфляционных процессов.

С помощью финансов достигаются  регулирование масштабов общественного  производства, содержание и развитие непроизводственной сферы, обеспечение  функционирования государственной  инфраструктуры, реализуются иные функции  государства. Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению этих органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство развитием государства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их использования: формировать бюджет, вводить или отменять какие-либо виды обязательных платежей, изменять формы использования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам — инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения  строятся на потребностях государства  или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной категории. Диалектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникновения новых финансовых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Следовательно, финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки — она: а) складывается всегда относительно денег или денежного эквивалента; б) обусловлена управленческой ролью государства; в) является перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта.

 

 

1.2. Предпосылки  возникновения и этапы развития финансов

 

Каковы предпосылки  возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды7.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности  и денежных отношений стало возможным  распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов8.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время  повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших • орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Рассмотрим подробнее  этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в  это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства  даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость  максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а  задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи с этим государство  создает три основных общегосударственных  фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Первым общегосударственным  фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги.

Налоговая система данного  периода характеризовалась особой множественностью налогов9.

К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.

В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой подход решал и  политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора  в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток - не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года; соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.

Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д.

Особое место в налоговой  системе занимал промысловый  налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей - патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался налогом на всем пути движения от производителя к потребителю.

Информация о работе Возникновение финансов и этапы их развития