Возникновение финансов и этапы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы в том, чтобы раскрыть сущность, функции финансов, этапы развития и их значение в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1) Раскрыть сущность и роль финансов в экономике;
2) Изучить предпосылки возникновения и этапы развития финансов;
3) Изучить функции финансов;
4) Изучить перспективы и проблемы развития финансовой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Возникновение финансов и этапы их развития…………..6
1.1. Сущность и роль финансов в экономике…………………………………6
1.2. Предпосылки возникновения этапы развития финансов………………...14
1.3. Функции финансов………………………………………………………….21
2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………….27
2.1. Финансовый механизм и его элементы……………………………………27
2.2. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения.32
2.3. Перспективы развития финансовой системы……………………………...40
Заключение…………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы ргсу.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени регулирования  со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный  и регулирующий.

Директивный связан с  отношениями, в которых непосредственно  участвует государство (налоги, государственный  кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый механизм можно представить  в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:

1) функционирование бюджетного механизма;

2) механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций;

3) механизм функционирования внебюджетных фондов;

4) механизм функционирования местных финансов;

5) функционирование страхового механизма;

6) механизм функционирования финансового рынка12.

Для обеспечения стабильного  и эффективного функционирования финансового  механизма государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. На основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.

Оценка качества работы финансового механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленных целей и решать конкретные задачи.

Структура финансового  механизма включает в себя:

1) финансовое регулирование;

2) финансовое стимулирование;

3) финансовые рычаги;

4) нормативное и правовое обеспечение;

5) информационное обеспечение. Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Таблица 1.  Элементы финансового механизма13

Элемент

Характеристика

Финансовые  методы.

Финансовые  методы — способы воздействия  финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К финансовым методам  относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; другие методы. Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

Финансовые  рычаги (прибыль, доход, дивиденды, процент, дисконт).

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное  право получить от другого предприятия  денежные средства; акции других предприятий. 

К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство  выплатить денежные средства или  предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию. Таким  образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые инструменты  подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным  относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская  задолженность по текущим операциям, и др. Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

3) Правовое обеспечение.

Правовое обеспечение  финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий вызывает необходимость  ее государственного регулирования: регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование процедур банкротства предприятий. Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства и т.д.

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы).

Нормативное обеспечение  функционирования финансового механизма  образуют: инструкции; нормативы; нормы; тарифные ставки; методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное  обеспечение.

Информационное  обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой  процесс непрерывного целенаправленного  подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Чем больше размер капитала используется предприятием, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.


Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль14.

В финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Существуют два типа финансового механизма – директивный и регулирующий [8, с.104].

Первый тип разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо  не затрагиваются, например при организации  внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Таким образом, финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

2.2. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения

Проблему финансовой стабилизации необходимо рассматривать  с точки зрения взаимосвязанных  макро- и микроэкономических процессов, которые происходят в экономике  государства. Их разрешение требует внедрения комплекса средств, которые способны создать условия для развития эффективного национального производства и его действия в конкурентной среде.

Содержанием финансовой стабилизации является достижения согласованности  между макро- и микроуровнями финансовой системы, которая даёт возможность обеспечить формирование национального капитала на основе функционирования эффективного научно- технологичного конкурентоспособного товарного производства, развивающегося на принципах самофинансирования и удовлетворить социально-экономические потребности населения, необходимые для его жизнедеятельности, воспроизведения и духовного развития в условиях саморазвития территориальных общин15.

Структурная разбалансированность макро- и микроуровней финансовой системы мешает осуществлению структурной перестройки в производственных отраслях регионов. Финансовая стабилизация на макроуровне должна осуществляться на основе восстановления и развития национального товарного производства и оздоровления финансового состояния предприятий, что в значительной степени зависит от интеграции финансово-банковской системы в производственную сферу. Процесс экономических и структурных преобразований требует изменения соотношений отраслей производства, замены и обновления основных фондов, для чего необходимо найти значительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Рыночная экономика  требует существенного увеличения использования финансовых ресурсов на территории, где они создаются.

Наиболее сложной задачей  современного этапа является органичное объединение финансовой и денежной стабилизации. Речь идёт про финансовую стабилизацию в широком смысле слова, которая предполагает отсутствие дефицита бюджета, преодоление платёжного кризиса, стабильность денежной единицы, снижение инфляции, дефицита платёжного баланса, улучшение расчётных платежей по внутренним и внешним долгам.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

- использование эффективных  финансовых рычагов, проверенных  мировой практикой (налоги, финансовый  рынок, самостоятельность местных  бюджетов и отдельных хозяйствующих  субъектов);

- стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой  эффективности общественного  производства;

- развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная  система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [6, с.62].

Тем не менее, сегодняшняя  бюджетная система России все  еще достаточно противоречива и  требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем  в области бюджетных отношений:

- Противоречия и неясности  в статьях бюджетного кодекса,  касающихся, например учета всех  платежей по погашению государственного  долга;

- показа полного бюджета  по ИПД с его балансом.

- Нет концепции управления  государственным долгом, нет нормативной  базы по решению этой проблемы;

- Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных  проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

- устранить неясности  в Бюджетном кодексе;

- предложить Правительству  в Концепции управления государственным  долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;

- просить Счетную палату  дать предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной  системы России являются:

- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных  местных бюджетов;

- принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

- недопоступления налоговых  платежей, главными причинами которого  стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете;

- рост неплатежей в народном хозяйстве;

- прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги)16.

Эти проблемы решаются следующим путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального  бюджетного механизма, позволяющего воплотить  разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению  полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы  меж бюджетного перераспределения  финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Информация о работе Возникновение финансов и этапы их развития