Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 04:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы в том, чтобы раскрыть сущность, функции финансов, этапы развития и их значение в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1) Раскрыть сущность и роль финансов в экономике;
2) Изучить предпосылки возникновения и этапы развития финансов;
3) Изучить функции финансов;
4) Изучить перспективы и проблемы развития финансовой системы.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Возникновение финансов и этапы их развития…………..6
1.1. Сущность и роль финансов в экономике…………………………………6
1.2. Предпосылки возникновения этапы развития финансов………………...14
1.3. Функции финансов………………………………………………………….21
2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………….27
2.1. Финансовый механизм и его элементы……………………………………27
2.2. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения.32
2.3. Перспективы развития финансовой системы……………………………...40
Заключение…………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………..48
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание
должно быть уделено отладке механизмов,
стимулирующих поступление
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:
Во- первых, недофинансирование.
Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.
Способы решения проблем территориального финансирования:
Тщательная проработка и анализ проблемы;
Введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования.
В частности, дополнительное
финансирование непроцентных расходов
в 2010- 2011 гг. на 67 млрд. рублей позволило
субъектам Федерации лучше
Налоги и квази-налоги превышают в России 40% ВВП (в Китае - до 25%), что вытесняет РФ в зону стран с низкими темпами роста и накопления (мировая практика). Мало используется мировой опыт стимулирования инвесторов. Налоговые льготы ограниченны. Необходимо снижение налогового пресса, следует стимулировать накопления на основе системы налоговых льгот (китайский, иной страновой опыт), поощряющих:
-прямые иностранные инвестиции под модернизацию производства;
-вложения в инновации и приоритетные отрасли;
-длинные инвестиции в акции;
-вложения бизнеса в публичный сектор, экономящие бюджетные средства17.
В России отмечается узость внутреннего предложения. Борьба с кризисом за счет роста внутреннего предложения и спроса (в сравнении с внешним) требует расширения инвестиций государства, программ общественных работ (формирование госзаказа и связанное с ним финансирование инфраструктуры - дорог, коммуникаций, энерго- и водоснабжения, коммунальных сетей); восстановление экономики и социальной среды центральных районов РФ, сети аграрных поселений. Прогнозируются массовые программы финансовой поддержки государством приоритетных компаний с целью замещения импорта и поощрения спроса на товары внутреннего производства (бюджетные и налоговые кредиты, централизованные кредиты, рефинансируемые Банком России, субсидирование процента, депозитно-кредитные схемы, бюджетные инвестиции). Они должны осуществляться в объемах, не нарушающих рыночной природы экономики, быть связанными с планами реструктуризации.
В РФ отсутствует весь спектр финансовых институтов развития с участием государства. Часть институтов действует формально, они ограниченны в средствах, не дают доступа к кредитам с низкими регулятивными издержками и процентом. Необходимо значимое увеличение ресурсов институтов развития, обслуживающих экспорт и сельскохозяйственный кредит, нужны новые институты в сфере образовательного кредита и микрофинансирования. На базе депозитно-кредитных схем следует создать систему массового дешевого кредита (5-6%) в аграрном секторе, в ипотеке жилья, земли, транспортных средств для населения и мелкого бизнеса.
Итак, можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования и стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
2.3. Перспективы развития финансовой системы
Финансовая система — это система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Относительное обособление отдельных финансовых составляющих говорит о выделение форм финансовых отношений. Сочетание этих составляющих определяется термином «финансовая система». Эта система, является совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
На ближайшее время главной целью развития финансовой системы России стало увеличение валового финансирования. Удовлетворение финансовых потребностей крупнейших предприятий происходит за счет российских финансовых подразделений. Без подходящего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост сделать его устойчивым нельзя [4].
Задача финансовой системы приходит к правовому воздействию на финансовые отношения, то есть следить за результативностью и соответствием правовой формы экономическому содержанию можно с помощью финансовой системы.
Финансовая система государства является отражением форм и методов определенного использования финансов в экономике и к задействованной модели экономики в заметной для неё мере обозначается [3].
Финансовая система — это собрание различных видов фондов финансовых ресурсов, индивидуальных финансовых домохозяйств и институтов, сосредоточенных в использовании государства, нефинансового сектора экономики, например, хозяйствующих субъектов, для выполнения функций, которые возложены на них, для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Государственные финансы являются бюджетной системой, которая должна обеспечивать ускорение научно-технического прогресса, конструктивную перестройку в экономике, увеличить результативность производства и, в итоге, рост уровня жизни населения.
Современная бюджетная система России еще довольно двойственна и требует серьезной доработки.
Особо бюджетная система нуждается в решение следующих основных проблем в сфере бюджетных отношений:
-отсутствие комплекса мер по решению данной проблемы;
- отсутствие принципа управления государственным долгом;
- противоречия и непонятности в статьях бюджетного кодекса;
- уменьшение денежного пособия от государства организациям и учреждениям для покрытия расходов.
Чтобы исключить данные проблемы надо выполнить следующие задачи:
- предоставить Счетной палатой предложения по данным вопросам;
- исключить неясности в Бюджетном кодексе;
- увеличить пособия на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- создать общество для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
-предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом утверждение законом о бюджете источников, включив в них Стабилизационный фонд.
К другим проблемам бюджетной системы России можно отнести:
-принятие федеральными органами власти решений, которые предназначены для нижестоящих управленческих структур (они не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами);
- большое сосредоточение финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны (в связи с этим происходит снижение значения региональных и местных бюджетов);
-в структуре поступлений средств, в региональные и местные бюджеты, преобладающую роль играет регулирование доходов;
-существующая практика образования территориальных бюджетов, при которой сохранен, механизм централизованно устанавливаемых нормативов перечислений в местные бюджеты;
- неполное поступление налоговых платежей, основными причинами которого стали:
1. ухудшение макроэкономических и финансовых показателей, по сравнению с принятыми в бюджете;
2. рост неплатежей в народном хозяйстве;
3. прямое уклонение от уплаты налогов;
4. утаивание многими налогоплательщиками информации о своих доходах;
5. политика передвижения расходов ниже без соответствующего подкрепления доходами, которая приводит к пожертвованиям ранее сбалансированных местных бюджетов;
Эти проблемы могут выражаться:
1. в нормативных актах, их принятии и разработке по разделению полномочий и функций между органами власти разного уровня;
2. в распределении расходов между элементами бюджетной системы и видами бюджетов, в сопоставлении с органами власти разных звеньев, их полномочиями и функциями;
3. в создании новой межбюджетной системы перераспределения финансовых ресурсов, на базе использования разных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
4. в теоретической
разработке и аргументации
5. в создании новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления, и работа над их усовершенствованием;
6. в создании бюджетного механизма, который позволит использовать разработанные принципы на практике;
Особенностью российской системы является способность России решить главные задачи и уйти от проблемы в бюджетной системе.
Направленность денежно-
Финансовая система в жизни общества выполняет одну из важных ролей. И если изменить её работу — это повлечет необратимые последствия для всей экономики. Следовательно, всех странах она находится под полным наблюдением государства. Государство добивается такого состояния экономики, которое походит интересам развития всей её системы, используя различные методы, а также эффективному решению все время возникающих экономических задач.
Отсюда, финансовая система — это то понятие, которое превосходит данное финансовое законодательство. Это — элемент экономической и правовой культуры общества. Если круг соответствующих понятий станет общественно признанной ценностью быстрее, то большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия, и успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах [5].
Заключение
На основании проведенного в данной работе исследования значения финансов в рыночной экономике можно сделать следующие выводы.
Финансы — это экономическая категория, особенность которой заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.
Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.
Финансы выполняют несколько
функций, главными из которых являются
распределительная и
Через распределительную функцию финансов реализуется их общественное назначение — обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами. Функционируя в сфере материального производства и услуг, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов, участвуют в создании новой стоимости. Благодаря финансам распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления. На основе финансов образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей. Финансовое распределение, начавшееся в сфере материального производства и услуг, продолжается в сфере обращения. В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления. С помощью финансов определяются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонды потребления и накопления.
Через контрольную функцию, действующую одновременно с распределительной, проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Информация о работе Возникновение финансов и этапы их развития