Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:06, реферат
Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
В = Р*Ц,
где В - выручка от реализации продукции,
Р - объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц - цена единицы реализованной продукции.
Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширение его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров. Кроме того, в свою очередь количество проданных товаров будет зависеть и от уровня цены, причем эта зависимость на практике может быть эластичной, неэластичной и единичной с соответствующими коэффициентами эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице.
Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при Кэ>1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1%; при Кэ=1 изменение цены на 1% приносит 1% изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1%.
Степень эластичности по-разному влияет на искомую величину. Например, при эластичном спросе (Кэ>1) В при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ<1) падает, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности В не меняется, поскольку снижение цены полностью компенсируется соответствующим ростом величины спроса.
Характер изменения выручки в зависимости от изменения цены и спроса можно показать в виде графика.
Ц
Ц1 A (Ц1,Р1)
Ц2 B (Ц2,Р2)
Ц3 C (Ц3,Р3)
О Р1 Р2 Р3 Р
В - выручка от реализации продукции,
Р - объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц - цена единицы реализованной продукции
График показывает, что выручка при цене Ц1 представляет собой площадь прямоугольника ОЦ1АР1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении цены выручка возрастает. Прямоугольник ОЦ2ВР2 соответствует нейтральной эластичности спроса, в зависимости от изменения цены, выручка в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник ОЦ3СР3 отображает условия неэластичности спроса. В этом случае снижение цены приведет к уменьшению выручки.
Поскольку на изменение величины В по-разному влияет характер спроса, в связи с этим практический интерес представляет графическое построение зависимости выручки от изменения цены при определенной функции спроса. Допустим, спрос понижается в зависимости от цены. Получим следующий график:
В
Вк
Цк Ц
График показывает, что выручка от реализации продукции до определенного увеличения объема его реализации возрастает при снижении цены (эластичный спрос), но после достижения критического объема (Вк) начинает снижаться. На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте выручки, но по достижении критической точки предприятие начнет терять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учитывать, чтобы не потерять возможные доходы.
1.2.1. РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД
В условиях нестабильного спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием себестоимости:
В = Он.г.п.1 + Т Р - Он.г.п.2,
где В - выручка от реализации продукции ,
Он.г.п.1 - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода ,
Т Р- товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде,
Он.г.п.2 - нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода.
При планировании
остатков готовой продукции на начало
планируемого периода предприятие
не имеет исчерпывающих данных о
фактической величине остатков, поэтому
в расчет принимаются ожидаемые
остатки нереализованной
из готовой продукции на складе;
из товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк;
из товаров, срок оплаты которых не наступил;
из товаров отгруженных, но неоплаченных в срок;
из товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта.
Таким образом, сумма
выручки может значительно
Можно рассмотреть подробнее на планирование этих факторов, влияющих на своевременное поступление выручки за произведенную продукцию.
При планировании остатков нереализованной продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных - из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода.
Планирование остатков товаров, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности.
Планирование остатков товаров отгруженных, но неоплаченных в срок, товаров на ответственном хранении у покупателей, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению.
Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин.
При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода.
ГЛАВА 3: АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЫРУЧКИ И ПРИБЫЛИ.
Понятия выручки и прибыли различны, как по экономическому смыслу, так и по практическому отражению. Прибыль в принципе отражает величину выручки за вычетом всех видов затрат. Но нельзя сказать, что прибыль от выручки зависит прямо пропорционально, так как существует, так называемый эффект операционного рычага.
Эффект операционного рычага заключается в том, что при росте выручки от реализации, прибыль растет более быстрыми темпами, чем выручка. Этот эффект объясняется тем, что в структуре затрат присутствуют постоянные затраты.
Эффект рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли.
Эо.р. = М / П,
где Эо.р. - эффект операционного рычага; М - валовая маржа;
П - прибыль.
Валовая маржа представляет
собой разницу между выручкой
и условно-переменными
Эффект операционного рычага рассчитывается в разах или в процентах и его значение показывает на какую величину увеличится прибыль, если выручка увеличится на 1%.
При увеличении объемов производства и продаж общие затраты увеличатся только за счет переменных затрат.
Теоретически, если объем производства и продаж стремится к бесконечности, то соответственно доля постоянных затрат в сумме общих затрат также как и эффект операционного рычага стремятся к нулю, которого он никогда не достигнет. На практике объем производства и продаж ограничен многими факторами, такими как максимальный спрос, производственные мощности, трудовые ресурсы и т.п. Естественно, что предприятие, учитывая все указанные факторы, стремится максимизировать прибыль, соотнося свои возможности с идеальной ситуацией.
Практическое применение
эффекта операционного рычага состоит
в том, что даже снижая цену для
увеличения объема продаж (при достаточно
весомой доле постоянных затрат), увеличивая
объем производства, предприятие
получит весомый прирост
Существует нижний предел выручки от реализации, соответствующий такой выручке, при которой прибыль равна нулю (порог рентабельности).
Порог рентабельности = Zпост. / КВМ,
где Zпост. - постоянные затраты; КВМ = М / Вр - коэффициент валовой маржи; Вр - выручка от реализации.
Отсюда можно определить запас финансовой прочности предприятия:
Запасф.п. = Вр - Порог рентабельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выручка от реализации
представляет собой интересный объект
для исследований. В данной работе
была произведена попытка раскрыть
экономическое содержание, некоторые
аспекты практического
Как видно, выручка зависит от очень многих факторов, как зависящих от предприятия (степень возможности влияния тоже в свою очередь зависит от многих факторов), так и независящих.
Подчеркнутая важность выручки говорит о том, что ее несвоевременное формирование и поступление может привести к неблагоприятным последствиям для предприятия, вплоть до финансового кризиса локального уровня.