Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:23, реферат
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ 3
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 4
2.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА 5
2.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА 6
2.4. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА 7
3.1. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕН 8
4.1.МОНОПОЛИИ 9
4.2.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТА 10
Национализация монополий 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Список источников и литературы 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Юридический институт»
Факультет Юридический
Реферат
«Коммерческое право»
Государственное регулирование ценообразования.
Работу выполнил(а) студент(ка)
Козырева М.И. курс 4
Научный руководитель:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ 3
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУ
2.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА 5
2.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЖНЕГО
ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА
2.4. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА 7
3.1. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ЦЕН 8
4.1.МОНОПОЛИИ 9
4.2.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТА 10
Национализация монополий 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Список источников и литературы 13
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
1.1. ПОНЯТИЕ ЦЕНЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ.
Для понимания необходимости
регулирования экономики в обла
Цена — выражение стоимости товара в денежных единицах определённой валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных факторов, не зависящих от участников сделки, а так же субъективных факторов. [9,118]
Измерительная функция.
Цена обслуживает оборот по реализации товаров
и тем самым обслуживает экономические
интересы всех относительно самостоятельных
участников товарного оборота: производителя-посредника-
Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.
На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т. д.
Регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Причем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объема предложения, объема спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил предложения и спроса.
Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.
Перераспределительная функция. Посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов. Другими словами, распределительная, или более правильно — перераспределительная, функция цен означает, что с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, населения. [9,120]
2.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН.
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами. [5,66]
На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный предел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный предел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Давайте подробно рассмотрим последствия каждого из решений.
Для начала рассмотрим нижний предел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на Рис.1
Рис. 1 Минимальная цена (ценовой пол)
Установление такой минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем пределе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита. [8,80] Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, поэтому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики).
Не редко можно встретиться и с установлением верхнего предела цены (ценовым потолком). Если верхний предел цены установлен выше рыночной, то никаких серьёзных изменений не произойдёт, но верхний предел цены устанавливается для ограничения роста цены и устанавливается ниже цены рыночного равновесия. Как правило, это делается для поддержания беднейших слоёв населения и для установления справедливости распределения товара. Например, во время войны или голода правительство может устанавливать максимальные пределы цен на основные товары для того, чтобы бедные слои населения могли приобрести их. При уменьшении цены уменьшается и предложение, но спрос при этом возрастает а, следовательно, возникает дефицит. Складывающаяся ситуация на рынки изображена на Рис.2
Рис.2 Максимальная цена (ценовой потолок)
Но, несмотря на старания политиков, о справедливости распределения товаров на рынке между потребителями говорить очень сложно. Так как на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, поэтому образуются длинные очереди, начинает работать принцип “Кто первый пришёл, тому и досталось”. Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть. [8,80] Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налогообложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и поэтому продавцы могут распределять товары по определённому принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Возникает теневой рынок. Где товар продаётся гораздо дороже его законной стоимости. Государство не может контролировать такой рынок и теряет много прибыли с налогов теневой торговли.
На практике не редко встречается ценовой коридор, который также создан для контроля цены. С его помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг. В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в ЕС в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные органы ЕС начинают скупать продукцию в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен. [9,125]
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования